Дни качества на «ОДК-Сатурн»: как проходят и зачем нужны

Качество = Система менеджмента качества + Человек. Эту формулу стоит выучить и считать непреложной истиной всем работникам компании. Так же, как и то, что качество наряду со сроками выпуска продукции, себестоимостью или ценой является равновесной частью триединого целого, лежащего в основе эффективной деятельности предприятия и его взаимоотношений с заказчиками. Отсюда важно знать и соблюдать все инструкции, требования и правила, не молчать о проблемах, заявлять о несоответствиях руководству, быть требовательным к себе и другим и всегда помнить о том, что сроки не являются основанием для выпуска некачественной продукции. О необходимости и путях сближения системы менеджмента качества и персонала, по прошествии январского Дня качества ПАО «ОДК–Сатурн», мы беседуем с директором по качеству предприятия Александром Петровым. 

22 февраля 2019

Благодарим пресс-службу ПАО «ОДК–Сатурн» за предоставление данного материала.  

Александр Петров, директор по качеству ПАО «ОДК–Сатурн»

Александр Петров, директор по качеству ПАО «ОДК–Сатурн»

– Александр Сергеевич, 22 января прошел День качества ПАО «ОДК–Сатурн». Что это за акция?

– Начиная с января 2019 года, это мероприятие будет проходить в течение года, раз в месяц. Это не акция, не сериал, а рабочее совещание по качеству, которое проводится по инициативе и под председательством заместителя генерального директора– управляющего директора ПАО «ОДК– Сатурн» Виктора Анатольевича Полякова и показывает, что вопросы качества относятся к приоритетам высшего порядка.

Подобный формат совещаний, с анализом работы по качеству выпускаемой продукции за месяц, практикуется в рамках дней качества службы главного инженера и постоянно действующей комиссии по качеству (ПДКК) службы генерального конструктора. Ранее проводились дни качества на уровне управляющего директора, на которых обсуждались проблемы и пути их решения при производстве конкретного изделия. Мы заметили, что многие проблемы носят управленческий характер и приняли решение расширить формат мероприятия, чтобы распространить информацию по всем подразделениям, участвующим в производстве разных видов изделий.

Вопросы качества актуальны всегда. С течением лет менялись подходы реализации, но неизменно оставалось само требование к качеству выпускаемой продукции. Еще на заре вековой истории в компании уделялось серьезное внимание техническому контролю качества продукции. Но выявление брака в производстве по результатам контроля – это только один аспект качества. Во второй половине 60-х годов прошлого века в заводскую жизнь прочно вошли самые современные для того времени в промышленности страны методы повышения качества. Речь идет о Научной организации труда, производства и управления (НОТПУ), которая дала мощный импульс совершенствованию технологий, технологического оборудования. О комплексной системе управления качеством продукции (КСУКП), при которой получает широкое развитие метрологическое обеспечение, система анализа дефектов и разработка программ повышения качества. О системе «Качество, надежность, ресурс первых изделий» (КАНАРСПИ) – повышении надежности изделий за счет укрепления технической подготовки конструкторов и технологов производства, которая применялась на предприятии вплоть до середины 90-х гг. И сейчас мы поднимаем эту работу на самый высокий уровень.

На январском Дне качества ПАО «ОДК–Сатурн» шла речь об анализе результатов эксплуатации изделий по таким позициям, как неисправности, устраненные в эксплуатации, претензии, проблемы при запуске двигателей, отказы, съемы. Мы рассмотрели выполнение показателей надежности изделий, результатов исследования дефектов, причин и мероприятий по исключению дефектов. В регламент Дня качества был включен вопрос о выполнении плана повышения надежности ГТД-6/8РМ и плана по повышению безопасности полетов и эксплуатационной надежности двигателей Д-30КУ/КП/КУ-154 и их модификаций. Служба главного инженера представила анализ состояния хранения и эксплуатации средств технологического оснащения в цехах – это новая проблематика, которая ранее ни разу не рассматривалась на Дне качества СГИ и ПДКК. Также рассмотрены результаты анализа дефектов при испытании изделий, их причины и мероприятия по улучшениям. И, конечно, были озвучены данные анализа работы по качеству выпускаемой продукции за месяц.

– Каков формат мероприятия?

– На совещании по каждой теме рассматриваются конкретные события и проблемы. Можно сказать, что День качества – это озвучивание проблем и методов их решения. Если проблема уже решена, то методы решения должны быть доведены до всего персонала – в том числе через участников данного совещания. А к участию в нем приглашаются не только директора по направлениям и начальники цехов/корпусов, но и цеховые советы по качеству, куда входят заместители начальников цехов, начальники техбюро и БТК – непосредственные организаторы работы на цеховом полу.

Также по инициативе управляющего директора в этом году в цеховых днях качества будут участвовать директора по направлениям.

Учитывая внимание к вопросам качества на уровне первого лица, мы рассчитываем, что в целом проведение дней качества приведет к более высокой исполнительской дисциплине.

– Можно подробней остановиться на том, чем вызвана необходимость проведения дней качества?

– ПАО «ОДК–Сатурн» имеет все компетенции, все сертификаты, которые только возможны, в области качества в авиационной отрасли. Наша система менеджмента качества признается всеми, она создана, сертифицирована и должна выполняться работниками компании. К сожалению, нередко работники считают, что эта система существует сама по себе, а люди сами по себе. Они думают, что стоят рядом с этой системой и работают отдельно. Такого отдаления между исполнителями системы менеджмента качества и самой системой быть не должно. Иначе с СМК будет все хорошо, а с качеством реальных деталей и двигателей – не очень.

Дни качества направлены на то, чтобы показать – как нужно действовать в той или иной ситуации: случается какой-то инцидент – смотри документы, там описан весь механизм действий, алгоритм действий уже существует (!). Надеюсь, что дни качества помогут всем на них присутствующим услышать ценную информацию и организовывать работу в своих подразделениях по правилам.

– Чем наступивший 2019 год будет отличаться от предыдущих периодов с точки зрения обеспечения качества?

– Работа планомерно продолжается. Повторю, мы должны целенаправленно приближать людей к системе, чтобы они работали в ней, а не за ее рамками. Помимо дней качества в планах организовать регулярные, ежемесячные, встречи с начальниками центров производственных компетенций и цехов, вести разговор о показателях качества конкретного ЦПК и цеха.

– Это будет Ваш личный спрос с начальников цехов?

– Да, и с директором производства это уже согласовано.

Многие думают – есть служба качества, вот она и занимается качеством. Нет. Качество – это интегральный показатель, результат деятельности каждого. И, конечно, руководители цехов и корпусов должны первыми радеть о четком исполнении всех требований обеспечения качества выпускаемой продукции.

Первая реакция у большинства на любое событие – усилить контроль. Не контролем качество достигается, а технологией (!). Функция контролеров – приемка годной продукции. Им должны мастера подавать на контроль продукцию, убедившись сами в ее годности. А мастеру – рабочий.

– Старясь приблизить человека и систему, какой Вы видите идеальную картину этого сближения?

– Не будем скрывать, это в нашей ментальности – прочитать инструкцию и тут же придумать, как ее обойти. Простой пример. Рабочий посмотрел технологию, там сказано – возьми такой-то инструмент и обработай такую-то поверхность, подошел к рабочему месту, а этого инструмента нет. Но он же мастер на все руки! Взял другой инструмент да сделал. Правда, не подумал, что у этого инструмента обороты другие, у материала проникающая способность иная и прочее. Размер получился – ура! На самом деле, радоваться тут нечему.

В идеале человек даже не должен размышлять на тему, выполнять ему технологию и все другие инструкции, стандарты, требования или нет, он однозначно должен знать их и безоговорочно выполнять (!). И если работник не может их выполнить, он обязан заявить об этом, а не пытаться найти решение самостоятельно.

Существует форма заявления о несоответствии. Любой работник может написать заявление, а руководитель обязан его рассмотреть и принять решение. При этом в идеальной ситуации работник не позволяет себе реакции: «Я сейчас напишу, а меня потом лишат денег за это несоответствие, так что не буду». И все руководители очень ответственно относятся к совершенствованию процессов на основе рассмотрения заявлений о несоответствии. Конечно, в этом плане нам есть к чему стремиться.

– Задача сложная, ее решение, наверно, стоит начинать с момента приема человека на работу? А Вашим союзником должен стать не только директор производства, но и директор по персоналу?

– Директор по персоналу давно является нашим союзником в этом вопросе. Четыре года назад при приеме на работу мы ввели вводные инструктажи. Даже в целях на год директора по качеству прописано: обеспечить 100-процентный вводный инструктаж по системе менеджмента качества всех поступающих вновь работников. Мы сняли учебный фильм по этой теме и 2–3 раза в неделю рассказываем новобранцам наглядно, с примерами о нашем предприятии, о том, что человек поступает на работу на серьезное предприятие и у нас действуют свои правила, которые надо выполнять.

Кроме того, по рекомендации управляющей компании АО «ОДК» мы должны обучить компетенциям в области качества практически каждого руководителя, каждого работника. В прошлом году совместно с директором по персоналу мы проработали этот вопрос, составили график обучения, и уже в 2019 году первые 1200 человек, с акцентом на уровень заместителей начальников цехов, пройдут обучение компетенциям в области качества на базе Учебного центра ПАО «ОДК–Сатурн».

До внедрения этого требования проводилось обучение работников предприятия на соответствие требованиям системы менеджмента качества и «Человеческому фактору» на курсах целевого назначения, в том числе в «Школе мастеров».

Одной из востребованных в ПАО «ОДК–Сатурн» профессий является профессия контролера. Служба персонала ведет прием по этой специальности учениками, и здесь опять задействован наш корпоративный учебный центр.

– Что Вы еще ждете от других служб?

– В первую очередь, не замалчивать проблемы. Если проблема есть, ее надо формулировать, озвучивать и решать, не доводя ситуацию до вердикта «все пропало». Не позволять давлеющим срокам уводить решение вопросов качества на второй план.

Все знают, что сроки, стоимость, качество – три равноправных кита. Не случайно на уровне АО «ОДК» принято решение – отвести статье качества в ключевых показателях эффективности всех директоров производства и директоров, отвечающих за выпуск продукции, ровно треть. А раньше это было 5 процентов – какая мотивация тут могла быть? Получалось, что за сроки и штуки с руководителей спрашивали, а за качество – нет.

Мы очень надеемся на еще большее внимание к производству службы главного инженера. СГИ играет огромную роль в обеспечении качества: инструмент, оснастка – технологическое оснащение в цехах, регламентное обслуживание оборудования – все в их ведении.

Служба генерального конструктора уже развернулась лицом к производству. Мы рассчитываем, что СГК будет гибко реагировать на потребности и возможности производства в части искоренения повторяющихся несоответствий, через внесение изменений в конструкторскую документацию – когда нет иных технологических возможностей.

От продуктовых направлений мы ждем большего внимания к сборочному производству, чтобы решение всех проблем, возникающих на цеховом полу, не отдавалось на откуп руководству цеха.

Совместно со службой по закупкам и логистике и дирекцией по корпоративному управлению и правовым вопросам мы должны постараться через АО «ОДК» внести изменения в Единое положение о закупках ГК «Ростех», чтобы цена не являлась доминирующим условием при прочих равных условиях закупочной деятельности. Мы также ждем более четкой слаженной работы с зарубежными поставщиками в части обеспечения качества.

Советую всем и каждому не забывать тезисы из Декларации о качестве. В нее заложены простые емкие ценные постулаты. Они утверждены управляющим директором. Основной из них – сроки не являются основанием выпуска некачественной продукции.

– Пройдет год, в ПАО «ОДК– Сатурн» состоятся 12 дней качества, что изменится?

– Это плановая кропотливая работа, направленная на достижение определенных целей, которая поможет улучшить показатели в будущем году, а именно: минимизировать возвраты из эксплуатации, снизить количество съемов двигателей с испытаний и возвратов продукции из смежных цехов, повысить уровень технологической дисциплины на местах и так далее. Система показателей качества установлена нашей управляющей компанией, мы ежемесячно по ней отчитываемся и рассчитываем улучшить результаты по всем показателям. Уверен, что всем вместе нам это по плечу, и компания максимально оправдает ожидания наших заказчиков.

Начать обсуждение


UP-PRO в сетях