Штабы качества, личная ответственность и постоянные улучшения: СМК в «Силовых машинах»

Система контроля качества, действующая сегодня в «Силовых машинах», охватывает все ключевые аспекты деятельности компании. Она базируется не только на высокоточных технологических средствах и эффективных методиках бизнес-системы, но и на личной ответственности сотрудников, а также стремлении к постоянным улучшениям. Цель неизменна – обеспечить выполнение контрактных обязательств строго в срок и с высоким качеством.

08 августа 2018

Благодарим Пресс-службу ПАО "Силовые машины" за предоставление данного материала.  

Место проведения Штаба качества и сотрудники ЦРБС

Место проведения Штаба качества и сотрудники ЦРБС

Общими усилиями

Один из ключевых критериев позиционирования компании для заказчиков и партнеров – соответствие системы менеджмента качества стандартам серии ISO 9000, а продукции – требованиям по надежности и безопасности.

В 2017 году в «Силовых машинах» завершился проект по оптимизации межпроцессного взаимодействия, задача которого – создание системы эффективных и прозрачных бизнес-процессов, отвечающих текущим и прогнозируемым требованиям и целям рынка. В нем были задействованы более 150 специалистов и руководителей компании по всем направлениям деятельности.

Фактически была пересмотрена структура межпроцессного взаимодействия, определены основные процессы, требующие описания, пересмотрены и вновь разработаны 12 процессов, выпущено новое Руководство по качеству.

В ходе проекта визуализирован порядок взаимодействия процессов системы менеджмента бизнеса, структурирована деятельность, определены необходимые процедуры и записи, риски недостижения результатов процессов и меры по управлению ими, а также показатели для измерения и мониторинга процессов.

В июле 2017 года обновленная СМК Общества успешно сертифицирована компанией «ТЮФ Рейнланд» на соответствие требованиям стандарта ISO 9001-2015.

– Аудиторы отметили, что форма и методика разработки процессов системы менеджмента «Силовых машин» соответствует лучшим мировым практикам, – говорит директор по качеству и контролю бизнес-процессов Рустам Атаулин. – Особенная ценность такого отзыва в том, что для нас это был новый проект, выполненный собственными силами, с минимальным привлечением внешних экспертов. Хочу отметить большую заслугу и взаимодействие специалистов наших служб, КБ, ТУ, производства, выступивших в роли конструкторов процессов.

Рустам Атаулин, директор по качеству и контролю бизнес-процессов

Рустам Атаулин, директор по качеству и контролю бизнес-процессов 

Важно, что в ходе командной работы произошло и изменение психологии участников проектных команд, появилось более глубокое понимание системного и процессного подходов, сократились межфункциональные разрывы. 

Задачи второго этапа

Улучшение – процесс непрерывный: ежегодно появляются новые эффективные решения и методики. Переформатирование СМК – лишь первый этап. Второй стартовал в 2018-м: принят к реализации масштабный план работ, направленный на пересмотр действующих процедур управления и их интеграции в обновленную систему менеджмента.

Одним из важнейших результатов реинжиниринга процессов стало определение кросс-функциональными командами реальных измеримых показателей результативности деятельности, поддерживающих Цели по качеству и позволяющих судить о сильных и слабых сторонах системы менеджмента, принимать взвешенные управленческие решения, основанные на фактических данных.

– Залогом успеха дальнейших улучшений и настройки системы мы видим корреспондирование Корпоративных целей, Целей по качеству и показателей процессов в Ключевые показатели эффективности подразделений и работников, – добавляет Рустам Атаулин. – Большая работа в этом направлении проведена и продолжается, эффективность такого подхода подтверждается российскими и мировыми статистическими исследованиями. 

Главный принцип – открытость

Качество и надежность продукции обеспечиваются строгим соблюдением технологии производства и принятой в компании политики. Контролируют процесс изготовления продукции не только сотрудники «Силовых машин».

Активное участие принимают заказчики, а также их представители – специалисты уполномоченных организаций. Причем на всех этапах жизненного цикла продукта – от входного контроля заготовок и материалов до ввода готового оборудования в эксплуатацию.

– Объем и форма инспекций работ и приемки оборудования у заказчиков индивидуальные, но всегда базируются на соответствии требованиям договоров и нормативной документации, – отмечает Рустам Атаулин. – При этом ключевой принцип нашей работы – открытость, на нем строится сотрудничество с клиентами. Мы взаимодействуем на протяжении всего цикла изготовления оборудования, монтажа и гарантийной эксплуатации, оперативно реагируя на все вопросы, возникающие на объектах. 

На всех уровнях

Для обеспечения качества при изготовлении сложного энергетического оборудования реализован многоступенчатый контроль, включающий работу ОТК и специальных лабораторий, высокоточного измерительного оборудования и испытательных стендов.

Для контроля качества сформирована обширная техническая база. Она включает в себя парк новейших средств измерений – координатно-измерительные машины, лазерные системы измерения уровня, тахеометры. Также это уникальная лабораторно-стендовая база для проведения:

  • контролей неразрушающими методами (ультразвуковая, магнитопорошковая, капиллярная, радиографическая дефектоскопия),
  • испытаний: механических (прочностных), энергетических, гидравлических, вибрационных, кавитационных, пульсационных, высоковольтных, на газоплотность и герметичность;
  • исследований: химического состава металлов, металлографических, изоляционных свойств материалов.

При этом важен уровень организации работы на местах. Для его повышения применяются инструменты бизнес-системы – петли и штабы качества, представляющие по сути пошаговое сопровождение производственного процесса и детальный разбор выявляемых отклонений. Петли являются источником информации для штабов, а те, в свою очередь, выдают задания командам качества, которые могут быть как производственными, так и кросс-функциональными.

Место проведения Штаба качества

Место проведения Штаба качества

Кстати, в рамках работы четвертой петли качества при сборке турбин и генераторов на испытательных стендах заводов привлекаются шеф-инженеры, которые потом будут осуществлять надзор и сопровождение монтажа оборудования у заказчика. Их опыт позволяет выявить и устранить возможные недоработки до монтажа на электростанции, а значит – сэкономить время и деньги клиента.

Еще один важный элемент системы обеспечения качества, применяемый в компании, – авторский надзор за соблюдением требований конструкторской и технологической документации при производстве. 

Шеф-инженеры участвуют в сборке оборудования в заводских условиях

Шеф-инженеры участвуют в сборке оборудования в заводских условиях

Закупки и поставки

Высокие требования по надежности и безопасности, предъявляемые к продукции «Силовых машин», требуют тщательного подхода к выбору поставщиков материалов, заготовок и комплектующих. Компания постоянно работает над обновлением и расширением реестра поставщиков, стремится не только повысить качество закупок и найти менее дорогостоящие варианты, но и добиться от действующих партнеров более четкого соблюдения своих обязательств.

– Специфика энергетического машиностроения такова, что для изготовления, например, турбоустановки надо задействовать сотни поставщиков, – говорит Рустам Атаулин. – В одной машине – труд сотен предприятий, и это не образное выражение, а реальная цифра.

Поиск новых партнеров идет не только в России, но и в странах ближнего и дальнего зарубежья – например, в Азии. Цель этой работы – в любой момент времени иметь пул надежных поставщиков, способных обеспечить необходимые сроки и качество поставок.

Для выбора поставщиков проводятся технические аудиты, в которых совместно участвуют специалисты по качеству и закупкам, представители инжиниринга. Они оценивают технологические и конструкторские возможности, организацию производственного процесса и систему контроля качества поставщиков. Только так можно убедиться в способности потенциального партнера обеспечить необходимый уровень качества.

За первый квартал 2018-го число аудитов на предприятиях потенциальных партнеров выросло почти в три раза по сравнению с таким же периодом прошлого года.

Еще один этап контроля – выездная инспекция готовых заготовок по планам качества у поставщика, в ходе которых проверяются основные параметры, проводится визуально-измерительный контроль и контроль неразрушающими методами.

– В аудите поставщиков наравне с опытными сотрудниками участвуют наши молодые специалисты, для которых это хорошая школа, – оценивает Рустам Атаулин. – В целом, постоянный поиск новых партнеров идет на пользу компании и коллективу, поскольку расширяет наши возможности в выборе надежных поставщиков с точки зрения скорости поставок, цены и качества. Кроме того, благодаря этой работе мы лучше и полнее изучаем рынок, развиваем свои экспертные компетенции.

Вадим Казаков

Начать обсуждение


UP-PRO в сетях