"Территория ОМК" 0 комментариев

Как развитие производственной системы связано с кружками качества?

На днях на «Трубодетали» наградили победителей конкурса «Лучший кружок качества» за четвертый квартал 2019 года. На этой же встрече управляющий директор предприятия Евгений Баранов поздравил коллектив с получением бронзовой медали Toyota Engineering Corporation. Как развитие производственной системы завода связано с деятельностью кружков качества? Об этом вам расскажет Иван Глухов, менеджер по развитию ПС «Трубодетали».

Работники четвертого цеха обсуждают, как должен выглядеть сборочный кондуктор, который облегчит сборку и сварку сложных конструкций

Благодарим редакцию единой корпоративной газеты "Территория ОМК" за предоставление данного материала..

– Кружки качества – один из инструментов производственной системы. Прежде у аудитора «Тойоты» были нарекания к ним. В этом году мы получили бронзовую медаль. Какую роль в этом сыграли кружки качества?

– Действительно, во время всех аудитов (а их было четыре) Тацуми Кимура отмечал, что среди руководители и ИТР предприятий ОМК уровень осведомленности, вовлеченности и участия в деятельности по развитию производства выше, чем даже на самой «Тойоте». Однако этот показатель среди рядовых работников оставался низким.

Не всякую задачу удается решить без плотного взаимодействия между инженерно-техническими работниками и рабочими. И в последние годы в компании в целом и на нашем заводе в частности руководство уделяет особое внимание развитию направлений, которые связаны с вовлечением рядовых сотрудников в деятельность, направленную на улучшение и развитие производства. И первое, что попадает в фокус внимания, – кружки качества.

– Удалось ли изменить ситуацию и сделать эти кружки эффективным инструментом ПС?

Говорить о том, что кружки качества близки к идеалу, конечно, нельзя, потому что они действуют в компании сравнительно недолго – не более пяти лет. Но все показатели, в том числе и оценка аудиторов «Тойоты», говорят о том, что мы на правильном пути.

А динамика развития, которую поддерживает ОМК, выше, чем на предприятиях в Японии. Тацуми Кимура прямо говорит, что в развитии инструментов ПС мы движемся семимильными шагами – быстрее, чем это происходило в «Тойоте». Там десятки лет ушло на то, чтобы мотивировать работников добровольно участвовать в работе кружков качества, по-хозяйски относиться к своим рабочим местам, к своей компании. Нам это дается легче, потому что дорога уже проторена, есть известный опыт.

Иван Глухов, менеджер по развитию ПС «Трубодетали»

– Кроме награждения за лучшие идеи существуют ли еще какие-то формы поощрения участников кружков качества?

– Да, у нас многогранная система мотивации. Есть ежеквартальный конкурс с материальным и нематериальным поощрением. Материальное – это денежная премия. А нематериальное заключается в том, что людей, которые победили в конкурсе, публично награждает управляющий директор, вручает грамоты от своего имени, работники получают почет и уважение в коллективе.

Инициативы, которые коллеги реализуют в кружках качества, можно оформлять еще и как предложения по улучшениям. И если эти предложения несут экономический эффект, то люди могут рассчитывать на премию. И есть еще такой момент. Сотрудников, активно подающих инициативы в своем подразделении, руководство более охотно рекомендует в кадровый резерв, продвигает с точки зрения карьеры.

И наконец, оттого что на участке коллективно решили проблему, становится легче работать самим же сотрудникам. То есть люди сами себе приносят пользу: меньше авралов, ошибок, затраченного времени, нервов и так далее. А иногда это и возможность больше зарабатывать.

– Кружки качества в подразделениях собираются с какой-то периодичностью – или по мере надобности?

– Периодичность есть. Такие встречи должны проводиться раз в неделю на каждом участке. Понятно, что прежде всего нужно выполнять производственные задачи. Поэтому график проведения встреч не жесткий. И коллеги на участках подбирают удобное время, используя время перерывов, ремонтов, простоев. Но никто не запрещает проводить такие встречи в рабочее время. Длится каждое собрание от 20 минут до одного часа.

– На этот раз комиссия присудила двум кружкам качества второе место – и решила никому не присуждать первое. Почему?

– Первое, что отмечает комиссия, – значимость деятельности кружков качества. Все работы актуальны и полезны, все несут практическую пользу. В этот раз посчитали, что проработка вопросов у всех претендентов на победу была недостаточна для того, чтобы назвать проекты законченными со всех точек зрения: от постановки вопроса до расчетов и подтверждения экономического эффекта. Другими словами, идеальных работ сейчас не нашлось. Но, уверен, они еще будут.

Текст и фото: Максим Куликов

0 комментариев
Отправить
обсуждения
Да за основу то можно взять, ещё бы демо посмотреть как работает, а то по ссылке только сотрудники м... СУМЗ: «Фабрика идей» и «Доска решения проблем» переходят на цифровую платформу
Здесь больше организационных вопросв, чем в самой платформе. Можно взять за основу Фабрику идей у Ев... СУМЗ: «Фабрика идей» и «Доска решения проблем» переходят на цифровую платформу
Белоярская АЭС принимает группы студентов, они могут быть и старше 18 лет. Но в целом да, в настояще... Туризм на АЭС: не развлечение, но просвещение
Узнайте больше Альманах “Управление производством” 300+ мощных кейсов, готовых к использованию чек-листов и других полезных материалов
Альманах “Управление производством”