Как развитие производственной системы связано с кружками качества?
На днях на «Трубодетали» наградили победителей конкурса «Лучший кружок качества» за четвертый квартал 2019 года. На этой же встрече управляющий директор предприятия Евгений Баранов поздравил коллектив с получением бронзовой медали Toyota Engineering Corporation. Как развитие производственной системы завода связано с деятельностью кружков качества? Об этом вам расскажет Иван Глухов, менеджер по развитию ПС «Трубодетали».
Работники четвертого цеха обсуждают, как должен выглядеть сборочный кондуктор, который облегчит сборку и сварку сложных конструкций
Благодарим редакцию единой корпоративной газеты "Территория ОМК" за предоставление данного материала..
– Кружки качества – один из инструментов производственной системы. Прежде у аудитора «Тойоты» были нарекания к ним. В этом году мы получили бронзовую медаль. Какую роль в этом сыграли кружки качества?
– Действительно, во время всех аудитов (а их было четыре) Тацуми Кимура отмечал, что среди руководители и ИТР предприятий ОМК уровень осведомленности, вовлеченности и участия в деятельности по развитию производства выше, чем даже на самой «Тойоте». Однако этот показатель среди рядовых работников оставался низким.
Не всякую задачу удается решить без плотного взаимодействия между инженерно-техническими работниками и рабочими. И в последние годы в компании в целом и на нашем заводе в частности руководство уделяет особое внимание развитию направлений, которые связаны с вовлечением рядовых сотрудников в деятельность, направленную на улучшение и развитие производства. И первое, что попадает в фокус внимания, – кружки качества.
– Удалось ли изменить ситуацию и сделать эти кружки эффективным инструментом ПС?
– Говорить о том, что кружки качества близки к идеалу, конечно, нельзя, потому что они действуют в компании сравнительно недолго – не более пяти лет. Но все показатели, в том числе и оценка аудиторов «Тойоты», говорят о том, что мы на правильном пути.
А динамика развития, которую поддерживает ОМК, выше, чем на предприятиях в Японии. Тацуми Кимура прямо говорит, что в развитии инструментов ПС мы движемся семимильными шагами – быстрее, чем это происходило в «Тойоте». Там десятки лет ушло на то, чтобы мотивировать работников добровольно участвовать в работе кружков качества, по-хозяйски относиться к своим рабочим местам, к своей компании. Нам это дается легче, потому что дорога уже проторена, есть известный опыт.
Иван Глухов, менеджер по развитию ПС «Трубодетали»
– Кроме награждения за лучшие идеи существуют ли еще какие-то формы поощрения участников кружков качества?
– Да, у нас многогранная система мотивации. Есть ежеквартальный конкурс с материальным и нематериальным поощрением. Материальное – это денежная премия. А нематериальное заключается в том, что людей, которые победили в конкурсе, публично награждает управляющий директор, вручает грамоты от своего имени, работники получают почет и уважение в коллективе.
Инициативы, которые коллеги реализуют в кружках качества, можно оформлять еще и как предложения по улучшениям. И если эти предложения несут экономический эффект, то люди могут рассчитывать на премию. И есть еще такой момент. Сотрудников, активно подающих инициативы в своем подразделении, руководство более охотно рекомендует в кадровый резерв, продвигает с точки зрения карьеры.
И наконец, оттого что на участке коллективно решили проблему, становится легче работать самим же сотрудникам. То есть люди сами себе приносят пользу: меньше авралов, ошибок, затраченного времени, нервов и так далее. А иногда это и возможность больше зарабатывать.
– Кружки качества в подразделениях собираются с какой-то периодичностью – или по мере надобности?
– Периодичность есть. Такие встречи должны проводиться раз в неделю на каждом участке. Понятно, что прежде всего нужно выполнять производственные задачи. Поэтому график проведения встреч не жесткий. И коллеги на участках подбирают удобное время, используя время перерывов, ремонтов, простоев. Но никто не запрещает проводить такие встречи в рабочее время. Длится каждое собрание от 20 минут до одного часа.
– На этот раз комиссия присудила двум кружкам качества второе место – и решила никому не присуждать первое. Почему?
– Первое, что отмечает комиссия, – значимость деятельности кружков качества. Все работы актуальны и полезны, все несут практическую пользу. В этот раз посчитали, что проработка вопросов у всех претендентов на победу была недостаточна для того, чтобы назвать проекты законченными со всех точек зрения: от постановки вопроса до расчетов и подтверждения экономического эффекта. Другими словами, идеальных работ сейчас не нашлось. Но, уверен, они еще будут.
Текст и фото: Максим Куликов
Опять хвалимся не тем. Не вижу цифр за 2019 год, но за 2018 год завод принес 500 млн. рублей убытка. Пора нанимать толковых руководителей уже.
КомментироватьВ процессе работы над Премией по производительности труда мы каждый год просматриваем отчетность нескольких тысяч предприятий, в том числе и отчет о финансовых результатах, конечно. Вопрос - насколько эта информация могла бы быть интересна? Если многим - стоит подумать...
Комментировать- 20.10
- 28.04
- 27.04
- 26.12
- 18.07