О системе обеспечения качества КАНАРСПИ (качество, надежность, ресурс с первых изделий) на НАЗ «Сокол» – филиала АО «РСК «МиГ» .
Благодарим Отдел по связям с общественностью НАЗ "Сокол" - филиала АО "РСК "МиГ" за предоставление данного материала.
Автор: В.М. Коренев, заместитель директора по качеству и сертификации НАЗ «Сокол» – филиала АО «РСК «МиГ»
19 мая 2016 года научная общественность авиационной промышленности, коллектив Нижегородского авиастроительного завода «Сокол» отмечает 100 лет со дня рождения Талгата Фатыховича Сейфи, работавшего главным инженером предприятия в 1956-1969 годах.
С именем этого человека связана яркая страница развития завода, его технического перевооружения, внедрение в производство различных инноваций, в том числе системы обеспечения качества КАНАРСПИ (качество, надежность, ресурс с первых изделий).
Именно реализация на нашем предприятии этой системы, представляющей собой комплекс научно-технических и организационных мероприятий, охватывающих этапы проектирования, производства, эксплуатации и обеспечивающих получение в считанные сроки требуемого качества с первых промышленных образцов, позволяла успешно выполнять важные государственные задачи по выпуску новой продукции.
Создавая систему, Т.Ф. Сейфи определил важные особенности, принципы и направления системы КАНАРСПИ.
КАНАРСПИ рассматривалась как научная система организации работ и управления качеством на основе получения глубокой, всесторонней, а главное, своевременной информации о производимых изделиях. Она предусматривала совершенствование технологии производства, технологии контроля и эксплуатации изделий.
Проведение глубоких исследований и испытаний, с целью исключения дефектов, до запуска в серийное производство и допуска в массовую эксплуатацию изделий – одна из основных особенностей системы КАНАРСПИ.
Заложенные в конструкции характеристики в результате испытаний, подготовки производства и при изготовлении первых изделий, как утверждал и доказал Т.Ф. Сейфи, могут быть раскрыты полнее, а показатели качества, надежности значительно повышены с первых изделий. Это ещё одна очень важная особенность системы КАНАРСПИ.
Механизация и автоматизация производственных процессов, широкое применение методов и средств объективного контроля качества и настройки оборудования на всех этапах производства, постоянное повышение эксплуатационной надежности авиационной техники – основные принципы КАНАРСПИ, т.е. сложилась система организационно-технических мероприятий, обеспечивающих качество, надежность, ресурс с первых изделий, основными направлениями которой являются:
Система КАНАРСПИ была создана в конце 50-х годов при запуске и серийном производстве самолетов МиГ-19 и МиГ-21. Внедрение системы позволило существенно повысить качество и надежность выпускаемой авиационной техники.
Таким образом, система КАНАРСПИ характеризуется следующими особенностями:
Это давало возможность адаптировать систему к реальному этапу производства и обеспечивать подготовку и запуск образца и в дальнейшем организацию серийного производства изделий с заданными показателями качества и надежности.
Каждый этап развития предприятия, связанный с постановкой на производство новой авиационной техники, такой, например, как МиГ-29, МиГ-31, Як-130, М-101Т, демонстрировал высокую эффективность системы управления качеством КАНАРСПИ, охватывающей проектирование, производство и эксплуатацию единой целью обеспечения качества с первых изделий, и ориентировал на поиск конкретных решений по шести основным направлениям, являющимся ее подсистемами.
Эти направления являются актуальными и для современного этапа производства АТ на нашем предприятии.
Первое направление – создание опытного образца с заданными техническими показателями и заложенными основами надежности и долговечности с учетом состояния и перспектив развития науки и техники.
Это направление системы предусматривает:
Второе направление – конструктивно-технологическая отработка и совершенствование конструкции изделия в процессе создания серийного образца, дальнейшее повышение его качества и надежности в процессе серийного производства.
Это направление как естественное продолжение процесса проектирования предусматривает выполнение конструктивно-технологической отработки сложных изделий перед началом серийного производства во время технологической подготовки производства.
Эти работы проводятся комплексными бригадами, которые являются действенной организационной формой совместной творческой работы конструкторов, технологов, рабочих и эксплуатационников, направленной на проведение геометрической и функциональной увязки элементов конструкций и систем, на дальнейшее повышение качества, обеспечение производственной и эксплуатационной технологичности. Это вносит новое содержание в работу по повышению качества конструктивных решений.
Третье направление – применение прогрессивных техпроцессов и их систематическое совершенствование.
Особую роль в обеспечении качества изделий с первых образцов и его стабильности в процессе серийного производства играют рационально найденные технологические решения, прогрессивные методы изготовления деталей, сборки и монтажа, механизация и автоматизация процессов. Наряду с использованием максимальной преемственности технологии, качественное изготовление по которой уже отработано, вместе с технологическими институтами в лабораториях проводится опытная отработка новых технологических процессов: штамповка деталей с высоким удельным давлением, изготовление труб на станках с программным управлением, новые методы автоматизированной сварки и т. д.
Четвертое направление – разработка и внедрение совершенных организационных форм, методов и средств контроля качества продукции.
Контроль качества является органической, неотъемлемой частью производственного процесса. Система КАНАРСПИ предусматривает непрерывное совершенствование методов и средств контроля на всех этапах производства. Объективность, автоматизация и оптимальность являются главным направлением совершенствования процессов контроля.
В настоящее время в системе КАНАРСПИ применяются методы и средства неразрушающего контроля с применением ультразвука, гамма- рентгеноскопии, люминесцентной, лазерной техники, голографии, магнитный, ультразвуковой, спектрометрический и другие новые средства объективного контроля.
Особое значение имеет организация и совершенствование системы входного контроля, которая играет роль не столько фильтра на пути некачественных материалов и комплектующих изделий, сколько фактора развития и совершенствования систем обеспечения качества поставок. На предприятии создан лабораторный комплекс по входному контролю, испытаниям комплектующих изделий.
Большое внимание в системе уделяется метрологическому обеспечению производства.
Пятое направление – совершенствование организации производства и обеспечение изготовления изделий в соответствии с чертежами и техническими условиями.
Важным комплексом работ по обеспечению качества продукции, предусмотренной системой КАНАРСПИ, является совершенствование научной организации труда и управления производством.
Применение непрерывно-оперативного управления изготовления продукции, системы планово-предупредительного обеспечения рабочих мест, создание и развитие автоматизированных систем управления, обеспечивая ритмичность производства, существенно улучшают качество продукции.
В системе КАНАРСПИ должное место отведено работе по исключению дефектов из-за ошибок конструктора, технолога, оператора, программиста, контролера, вызываемых небрежностью или недостаточным умением.
С этой целью организована системная работа по обучению, подготовке, переподготовке персонала.
В системе ведется планирование, уделяется внимание повышению культуры производства, улучшению условий труда работающих, санитарно-технического состояния рабочих помещений, эстетике производственной среды.
Важная роль отводится организации соревнования по качеству, а также совершенствованию материального и морального стимулирования.
Шестое направление – обеспечение эксплуатации изделий на высоком техническом уровне.
Система КАНАРСПИ предусматривает активное участие серийного завода в повышении технического уровня эксплуатации. С этой целью предприятием разрабатывается высококачественная эксплуатационно-техническая документация, средства для обслуживания и контроля изделий в эксплуатации; направляются гарантийные бригады в эксплуатирующие организации для поддержания изделий в технически исправном состоянии. А также системой предусмотрено проведение технических конференций по повышению качества и эксплуатационной надежности комплектующих изделий и изделия в целом.
Содержание всех шести основных направлений систем управления качеством КАНАРСПИ взаимосвязано в решении главной задачи – качество и надежность с первых поставляемых изделий и охватывает весь жизненный цикл изделия: разработку, производство, эксплуатацию.
Реализация этих направлений при производстве самолетов МиГ-29УБ и МиГ-31 давала ощутимые результаты, обеспечивала достижение характеристик надежности при эксплуатации выше заданных, которые год от года росли.
Дальнейшее совершенствование системы управления качеством КАНАРСПИ, получившей название СМК КАНАРСПИ, с учетом достижений науки и техники, современных требований к управлению качеством, осуществлялось по следующим направлениям:
Хотелось бы в рамках реализации основного этапа жизненного цикла изделия «Эксплуатация» и направления развития СМК «Совершенствование взаимоотношений с эксплуатирующей организацией» особо подчеркнуть, что на предприятии создана служба сервисного обслуживания авиационной техники, основными задачами которой являются:
Надо сказать, что последние годы характеризуются активным внедрением передовых цифровых технологий, модернизацией производственных процессов.
Вышеуказанные направления в настоящее время характеризуются масштабной реконструкцией и техническим перевооружением предприятия с созданием новых производственных подразделений, новых технологических линий, компьютеризацией рабочих мест с широким применением цифровых технологий, заменой устаревшего оборудования на современное.
Сегодня механическое производство располагает 32 единицами современных обрабатывающих центров (ОЦ), 14 единиц готовятся к запуску с использованием виртуального производственного программного комплекса.
Серьезные мероприятия реализованы в агрегатно-сборочном производстве. Создан по сути новый сборочно-сварочный цех по сборке и сварке цельносварных конструкций, таких как бак-кессон крыла и фюзеляжный топливный бак с применением в техпроцессе специализированного сварочного оборудования. Таких, например, как установка для электронно-лучевой сварки элементов силового набора с возможностью сварки по 3D-траектории, или, например, роботизированный комплекс выполнения сварки по криволинейной трехкоординатной траектории и другие.
Важное внимание уделяется автоматизированию рабочих мест (АРМ) конструкторов и технологов предприятия. В настоящее время, например, в ОКБ автоматизировано 150 рабочих мест. На них установлено современное программное обеспечение для 3D и 2D моделирования и черчения (NX 8.5, KOMPAS 3D, NANOCAD). Данный программный комплекс позволяет обеспечивать производство конструкторской документацией высокого качества.
Что касается службы главного технолога, то в полном объеме отработана технология с использованием цифровых методов для изготовления сложной технологической оснастки для производства агрегатов самолета
МиГ-29К/КУБ. Также широко внедряются в техпроцессы лазерные измерительные устройства типа ЛТД-840, мобильные и стационарные контрольно-измерительные машины типа «Инфинити 36», «Глобал 20.40.15» и другие для контроля качества самолетных деталей и элементов технического оснащения.
Это только часть примеров большой и серьезной работы, которая проводится на предприятии. Работы по обновлению и на перспективу ведутся в рамках федеральных целевых программ (ФЦП).
Опыт нашего завода по созданию системы КАНАРСПИ был распространен в отечественной авиационной промышленности, других отраслях промышленности и взят за основу при разработке комплексной системы управления качеством продукции в нашей стране в виде КС УКП и был использован при разработке отраслевой системы управления качеством.
Прошедший период после проведения в нашей стране социально-экономических реформ характерен тем, что направление работ по качеству было ориентировано на западные стандарты, при этом не учитывались национальные традиции и опыт отечественных систем управления качеством. И когда потребовались предложения по реализации Указа Президента Российской Федерации о создании системы управления полным индустриальным циклом производства вооружения, военной и спецтехники в 2015 году наш завод подключился к подготовке таких предложений в виде концепции.
При создании концепции (получившей название «КАНАРСПИ 21 века») был использован опыт организации работ по качеству, заложенный в системе КАНАРСПИ нашего предприятия, отраслевой системы управления качеством, нынешний опыт передовых западных авиационных фирм и современные инновационные технологии управления.
Предложенная концепция содержит три основных новизны в организации деятельности по обеспечению качества АТ на современном этапе развития авиационной промышленности:
Таким образом, в основе концепции была определена основная цель: конкурентное качество с первых изделий.
Это еще раз подтверждает, что заложенные Т.Ф. Сейфи принципы системы КАНАРСПИ с привнесенными многими поколениями авиастроителей завода дополнениями носят универсальный, научный, системный характер, актуальны и дают возможность в современных условиях создавать конкурентную АТ с высоким качеством, сохраняя главный принцип системы – качество с первых изделий.