КАНАРСПИ – система, опередившая время

О системе обеспечения качества КАНАРСПИ (качество, надежность, ресурс с первых изделий) на НАЗ «Сокол» – филиала АО «РСК «МиГ» .

26 мая 2016

Благодарим Отдел по связям с общественностью НАЗ "Сокол" - филиала АО "РСК "МиГ" за предоставление данного материала. 

Автор: В.М. Коренев, заместитель директора по качеству и сертификации НАЗ «Сокол» – филиала АО «РСК «МиГ» 

19 мая 2016 года научная общественность авиационной промышленности, коллектив Нижегородского авиастроительного завода «Сокол» отмечает 100 лет со дня рождения Талгата Фатыховича Сейфи, работавшего главным инженером предприятия в 1956-1969 годах.

С именем этого человека связана яркая страница развития завода, его технического перевооружения, внедрение в производство различных инноваций, в том числе системы обеспечения качества КАНАРСПИ (качество, надежность, ресурс с первых изделий).

Именно реализация на нашем предприятии этой системы, представляющей собой комплекс научно-технических и организационных мероприятий, охватывающих этапы проектирования, производства, эксплуатации и обеспечивающих получение в считанные сроки требуемого качества с первых промышленных образцов, позволяла успешно выполнять важные государственные задачи по выпуску новой продукции.

Создавая систему, Т.Ф. Сейфи определил важные особенности, принципы и направления системы КАНАРСПИ.

КАНАРСПИ рассматривалась как научная система организации работ и управления качеством на основе получения глубокой, всесторонней, а главное, своевременной информации о производимых изделиях. Она предусматривала совершенствование технологии производства, технологии контроля и эксплуатации изделий.

Проведение глубоких исследований и испытаний, с целью исключения дефектов, до запуска в серийное производство и допуска в массовую эксплуатацию изделий – одна из основных особенностей системы КАНАРСПИ.

Заложенные в конструкции характеристики в результате испытаний, подготовки производства и при изготовлении первых изделий, как утверждал и доказал Т.Ф. Сейфи, могут быть раскрыты полнее, а показатели качества, надежности значительно повышены с первых изделий. Это ещё одна очень важная особенность системы КАНАРСПИ.

Механизация и автоматизация производственных процессов, широкое применение методов и средств объективного контроля качества и настройки оборудования на всех этапах производства, постоянное повышение эксплуатационной надежности авиационной техники – основные принципы КАНАРСПИ, т.е. сложилась система организационно-технических мероприятий, обеспечивающих качество, надежность, ресурс с первых изделий, основными направлениями которой являются: 

  • создание опытного образца изделия с заложенными основами надежности;
  • совершенствование конструкции изделия и создание образца для серийного производства;
  • совершенствование технологических процессов производства;
  • совершенствование технологии контроля за счет внедрения объективных методов постройки и оценки качества на всех этапах производства;
  • совершенствование организации производства и обеспечение изготовления деталей, узлов и изделия в целом в строгом соответствии с чертежами и техническими условиями. 

Система КАНАРСПИ была создана в конце 50-х годов при запуске и серийном производстве самолетов МиГ-19 и МиГ-21. Внедрение системы позволило существенно повысить качество и надежность выпускаемой авиационной техники.

Таким образом, система КАНАРСПИ характеризуется следующими особенностями: 

  • комплексностью решения проблемы обеспечения высоких показателей качества и надежности изделий, последовательным воплощением принципа системности;
  • поисковым характером системы, обусловливающим всемерное развитие исследований, направленных на повышение качества изделий, проведение конструктивно-технологической отработки, исследований и испытаний в процессе создания серийного образца;
  • базированием системы на принципах комплексной стандартизации;
  • возможностью использования инновационных достижений предприятий и отраслевых институтов, научно-технической информации о качестве изделий в процессе проектирования, серийного производства и эксплуатации для выработки оптимальных управляющих воздействий;
  • универсальностью системы, т.е. возможностью применения ее в различных областях промышленности;
  • способностью системы в условиях частой смены объекта производства поддерживать предприятие в состоянии постоянной готовности к безостановочному переходу на серийный выпуск более совершенной техники с заданным уровнем качества с первых промышленных образцов. 

Это давало возможность адаптировать систему к реальному этапу производства и обеспечивать подготовку и запуск образца и в дальнейшем организацию серийного производства изделий с заданными показателями качества и надежности.

Каждый этап развития предприятия, связанный с постановкой на производство новой авиационной техники, такой, например, как МиГ-29, МиГ-31, Як-130, М-101Т, демонстрировал высокую эффективность системы управления качеством КАНАРСПИ, охватывающей проектирование, производство и эксплуатацию единой целью обеспечения качества с первых изделий, и ориентировал на поиск конкретных решений по шести основным направлениям, являющимся ее подсистемами.

Эти направления являются актуальными и для современного этапа производства АТ на нашем предприятии.

Первое направление – создание опытного образца с заданными техническими показателями и заложенными основами надежности и долговечности с учетом состояния и перспектив  развития науки и техники.

Это направление системы предусматривает: 

  • установление показателей качества изделия в программах и воплощение их в проекте;
  • широкое применение вычислительной техники, ЭВМ для конструкторских расчетов и моделирования, программных продуктов, систем автоматического проектирования;
  • обеспечение высокой производственной и эксплуатационной технологичности, контролепригодности и ремонтопригодности проектируемого изделия;
  • стандартизацию элементов конструкции и систем изделия, унификацию деталей, нормалей и материалов;
  • исследование характеристик прочности, надежности и ресурса, а также показателей, полученных путем проведения лабораторных, стендовых испытаний агрегатов и систем, заводских и государственных испытаний изделий. 

Второе направление – конструктивно-технологическая отработка и совершенствование конструкции изделия в процессе создания серийного образца, дальнейшее повышение его качества и надежности в процессе серийного производства.

Это направление как естественное продолжение процесса проектирования предусматривает выполнение конструктивно-технологической отработки сложных изделий перед началом серийного производства во время технологической подготовки производства.

Эти работы проводятся комплексными бригадами, которые являются действенной организационной формой совместной творческой работы конструкторов, технологов, рабочих и эксплуатационников, направленной на проведение геометрической и функциональной увязки элементов конструкций и систем, на дальнейшее повышение качества, обеспечение производственной и эксплуатационной технологичности. Это вносит новое содержание в работу по повышению качества конструктивных решений.

Третье направление – применение прогрессивных техпроцессов и их систематическое совершенствование.

Особую роль в обеспечении качества изделий с первых образцов и его стабильности в процессе серийного производства играют рационально найденные технологические решения, прогрессивные методы изготовления деталей, сборки и монтажа, механизация и автоматизация процессов. Наряду с использованием максимальной преемственности технологии, качественное изготовление по которой уже отработано, вместе с технологическими институтами в лабораториях проводится опытная отработка новых технологических процессов: штамповка деталей с высоким удельным давлением, изготовление труб на станках с программным управлением, новые методы автоматизированной сварки и т. д.

Четвертое направление – разработка и внедрение совершенных организационных форм, методов и средств контроля качества продукции.

Контроль качества является органической, неотъемлемой частью производственного процесса. Система КАНАРСПИ предусматривает непрерывное совершенствование методов и средств контроля на всех этапах производства. Объективность, автоматизация и оптимальность являются главным направлением совершенствования процессов контроля.

В настоящее время в системе КАНАРСПИ применяются методы и средства неразрушающего контроля с применением ультразвука, гамма- рентгеноскопии, люминесцентной, лазерной техники, голографии, магнитный, ультразвуковой, спектрометрический и другие новые средства объективного контроля.

Особое значение имеет организация и совершенствование системы входного контроля, которая играет роль не столько фильтра на пути некачественных материалов и комплектующих изделий, сколько фактора развития и совершенствования систем обеспечения качества поставок. На предприятии создан лабораторный комплекс по входному контролю, испытаниям комплектующих изделий.

Большое внимание в системе уделяется метрологическому обеспечению производства.

Пятое направление – совершенствование организации производства и обеспечение изготовления изделий в соответствии с чертежами и техническими условиями.

Важным комплексом работ по обеспечению качества продукции, предусмотренной системой КАНАРСПИ, является совершенствование научной организации труда и управления производством.

Применение непрерывно-оперативного управления изготовления продукции, системы планово-предупредительного обеспечения рабочих мест, создание и развитие автоматизированных систем управления, обеспечивая ритмичность производства, существенно улучшают качество продукции.

В системе КАНАРСПИ должное место отведено работе по исключению дефектов из-за ошибок конструктора, технолога, оператора, программиста, контролера, вызываемых небрежностью или недостаточным умением.
С этой целью организована системная работа по обучению, подготовке, переподготовке персонала.

В системе ведется планирование, уделяется внимание повышению культуры производства, улучшению условий труда работающих, санитарно-технического состояния рабочих помещений, эстетике производственной среды.

Важная роль отводится организации соревнования по качеству, а также совершенствованию материального и морального стимулирования.

Шестое направление – обеспечение эксплуатации изделий на высоком техническом уровне.

Система КАНАРСПИ предусматривает активное участие серийного завода в повышении технического уровня эксплуатации. С этой целью предприятием разрабатывается высококачественная эксплуатационно-техническая документация, средства для обслуживания и контроля изделий в эксплуатации; направляются гарантийные бригады в эксплуатирующие организации для поддержания изделий в технически исправном состоянии. А также системой предусмотрено проведение технических конференций по повышению качества и эксплуатационной надежности комплектующих изделий и изделия в целом.

Содержание всех шести основных направлений систем управления качеством КАНАРСПИ взаимосвязано в решении главной задачи – качество и надежность с первых поставляемых изделий и охватывает весь жизненный цикл изделия: разработку, производство, эксплуатацию.

Реализация этих направлений при производстве самолетов МиГ-29УБ и МиГ-31 давала ощутимые результаты, обеспечивала достижение характеристик надежности при эксплуатации выше заданных, которые год от года росли.

Дальнейшее совершенствование системы управления качеством КАНАРСПИ, получившей название СМК КАНАРСПИ, с учетом достижений науки и техники, современных требований к управлению качеством, осуществлялось по следующим направлениям:

 

  • наиболее полное воплощение принципа системности во взаимодействии с поставщиками, разработчиками, потребителями продукции, в управлении производством;
  • совершенствование взаимоотношений с эксплуатирующими организациями;
  • дальнейшее развитие и укрепление лабораторных комплексов, расширение и углубление исследований и испытаний в области совершенствования конструкции, технологических процессов, технологического оснащения, методов и средств контроля;
  • широкое применение цифровых технологий с использованием электронных средств в проектировании, подготовке производства, технологических процессах изготовления и контроля продукции;
  • внедрение в производство новых высокопроизводительных станков с программным управлением;
  • разработка и внедрение в производство комплекса стандартов предприятия и другой нормативно-технической документации, четко регламентирующей работу подразделений предприятия в рамках СМК;
  • изучение и внедрение передового опыта. 

Хотелось бы в рамках реализации основного этапа жизненного цикла изделия «Эксплуатация» и направления развития СМК «Совершенствование взаимоотношений с эксплуатирующей организацией» особо подчеркнуть, что на предприятии создана служба сервисного обслуживания авиационной техники, основными задачами которой являются: 

  • обеспечение исправности авиационной техники в эксплуатирующих организациях;
  • своевременная организация работ по восстановлению авиационной техники в гарантийный и послегарантийный период;
  • активное взаимодействие с эксплуатирующими организациями по техническому сопровождению парка самолетов, выработки совместных мероприятий по восстановлению и поддержанию в технически исправном состоянии авиационной техники;
  • организация работ с поставщиками по восстановлению комплектующих изделий, отказавших в негарантийный период, в рамках сервисного обслуживания авиационной техники. 

Надо сказать, что последние годы характеризуются активным внедрением передовых цифровых технологий, модернизацией производственных процессов.

Вышеуказанные направления в настоящее время характеризуются масштабной реконструкцией и техническим перевооружением  предприятия с созданием новых производственных подразделений, новых технологических линий, компьютеризацией рабочих мест с широким применением цифровых технологий, заменой устаревшего оборудования на современное.

Сегодня механическое производство располагает 32 единицами современных обрабатывающих центров (ОЦ), 14 единиц готовятся к запуску с использованием виртуального производственного программного комплекса.

Серьезные мероприятия реализованы в агрегатно-сборочном производстве. Создан по сути новый сборочно-сварочный цех по сборке и сварке цельносварных конструкций, таких как бак-кессон крыла и фюзеляжный топливный бак с применением в техпроцессе специализированного сварочного оборудования. Таких, например, как установка для электронно-лучевой сварки элементов силового набора с возможностью сварки по 3D-траектории, или, например, роботизированный комплекс выполнения сварки по криволинейной трехкоординатной траектории и другие.

Важное внимание уделяется автоматизированию рабочих мест (АРМ) конструкторов и технологов предприятия. В настоящее время, например, в ОКБ автоматизировано 150 рабочих мест. На них установлено современное программное обеспечение для 3D и 2D моделирования и черчения (NX 8.5, KOMPAS 3D, NANOCAD). Данный программный комплекс позволяет обеспечивать производство конструкторской документацией высокого качества.

Что касается службы главного технолога, то в полном объеме отработана технология с использованием цифровых методов для изготовления сложной технологической оснастки для производства агрегатов самолета
МиГ-29К/КУБ. Также широко  внедряются  в техпроцессы лазерные измерительные устройства типа ЛТД-840, мобильные и стационарные контрольно-измерительные машины типа «Инфинити 36», «Глобал 20.40.15» и другие для контроля качества самолетных деталей и элементов технического оснащения.

Это только часть примеров большой и серьезной работы, которая проводится на предприятии. Работы по обновлению и на перспективу ведутся в рамках федеральных целевых программ (ФЦП).

Опыт нашего завода по созданию системы КАНАРСПИ был распространен в отечественной авиационной промышленности, других отраслях промышленности и взят за основу при разработке комплексной системы управления качеством продукции в нашей стране в виде КС УКП и был использован при разработке отраслевой системы управления качеством.

Прошедший период после проведения в нашей стране социально-экономических реформ характерен тем, что направление работ по качеству было ориентировано на западные стандарты, при этом не учитывались национальные традиции и опыт отечественных систем управления качеством. И когда потребовались предложения по реализации Указа Президента Российской Федерации о создании системы управления полным индустриальным циклом производства вооружения, военной и спецтехники в 2015 году наш завод подключился к подготовке таких предложений в виде концепции.

При создании концепции (получившей название «КАНАРСПИ 21 века») был использован опыт организации работ по качеству, заложенный в системе КАНАРСПИ нашего предприятия, отраслевой системы управления качеством, нынешний опыт передовых западных авиационных фирм и современные инновационные технологии управления.

Предложенная концепция содержит три основных новизны в организации деятельности по обеспечению качества АТ на современном этапе развития авиационной промышленности: 

  • обеспечение конкурентного качества образцов АТ;
  • обеспечение конкурентного качества с первых поставляемых изделий потребителю;
  • управление конкурентным качеством изделий АТ на всех этапах их жизненного цикла. 

Таким образом, в основе концепции была определена основная цель: конкурентное качество с первых изделий.

Это еще раз подтверждает, что заложенные Т.Ф. Сейфи принципы системы КАНАРСПИ с привнесенными многими поколениями авиастроителей завода дополнениями носят универсальный, научный, системный характер, актуальны и дают возможность в современных условиях создавать конкурентную АТ с высоким качеством, сохраняя главный принцип системы – качество с первых изделий.

Начать обсуждение


UP-PRO в сетях