"Вестник ЛАЭС" 0 комментариев

Виртуально круче, чем реально: про VR-тренажёр для ЛАЭС

Ленинградская атомная станция станет первой среди российских АЭС, где «Росэнергоатом» планирует внедрить тренажёр виртуального обучения для электротехнического персонала. В Концерне уже прошло первое тестирование прототипа VR-тренажёра.

Виртуальная реальность (англ. virtual reality, VR, искусственная реальность) — это созданный техническими средствами мир, передаваемый человеку через его ощущения: зрение, слух, осязание и т.д. Виртуальная реальность имитирует как воздействие, так и реакции на воздействие.

«ПЛОДОРОДНАЯ НИВА» ДЛЯ VR-СРЕДЫ

В 2019 г. представители компании-разработчика побывали на Ленинградской АЭС и провели ряд встреч с представителями учебно-тренировочного подразделения Ленинградской АЭС‑2, которые подготовили большую базу исходных данных по интересующему гостей оборудованию. Учитывая, что моделью для создания VR-тренажёра было электротехническое оборудование КРУ‑10 кВ, используемое на 1  и 2  энергоблоках ВВЭР‑1200 Ленинградской АЭС, то и пилотной площадкой для внедрения нового способа обучения электротехнического персонала также станет Ленинградская АЭС‑2. Тренажёры предназначены для изучения теории, выполнения экзаменационных заданий и специальных манипуляций, моделирующих работу на действующем оборудовании.

Все самое интересное и уникальное мы публикуем в альманахе «Управление производством»300+ мощных кейсов, готовых к использованию чек-листов и других полезных материалов ждут вас в полном комплекте номеров. Оформляйте подписку и получайте самое лучшее!

КАК СЕЙЧАС И КАК БУДЕТ

– Сегодня весь электротехнический персонал станции, проходя обучение, стажируется на действующем оборудовании, – рассказал Антон Матиешин, начальник отдела ОПП ТОиР учебно-тренировочного подразделения Ленинградской АЭС‑2. – Работники обучаются под наставничеством специалиста цеха. Виртуальный тренажёр, имитирующий работу действующего оборудования, позволит улучшить качество процесса обучения. Прежде всего, на подготовку специалиста будет требоваться значительно меньше времени, и одновременно появится больше возможностей отрабатывать множество различных ситуаций, смоделированных в абсолютно безопасном для него режиме. В ходе об учения наши работники смогут отрабатывать действия на электротехническом оборудовании по заданным сценариям, с визуализацией всех последствий возможных ошибок, а также пройти стажировку, сдать экзамены, получить допуск к самостоятельной работе и приступить к выполнению своих обязанностей.

Преимуществ у VR-тренажёра перед реальным оборудованием, безусловно, много. Благодаря тренажёру человек получает возможность управлять моделью любого технологического процесса в виртуальной реальности. Причём все его действия может контролировать в реальном времени обучающий инструктор. При помощи VR-тренажёра создаётся виртуальное пространство, которое представляет возможность управления действующим оборудованием путём координации действий с визуальными, звуковыми и прочими эффектами. И особенно такие технологии виртуальной реальности необходимы там, где ошибки персонала в ходе обучения на действующем оборудовании могут привести к нештатным ситуациям, имеющим различные последствия.

– Виртуальные тренажёры – это комплекс сложных систем моделирования, симуляции и визуализации, компьютерных программ и физических моделей, а также специальных методик, – пояснил Антон Матиешин. – Мне кажется, что таких инновационных средств и методов обучения в нашей жизни должно становиться с каждым днём все больше и больше. Не говоря уже о таких сложно устроенных объектах, как атомные станции, где тысячи единиц различного оборудования, которое нужно до винтика знать и грамотно им управлять. Именно поэтому внедряемые у нас «умные технологии» как раз и направлены на то, чтобы подготовить человека к принятию правильных решений и совершению верных действий в самый короткий срок.

ВИРТУАЛЬНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ ОБОЙДЁТСЯ ДЕШЕВЛЕ

Безусловно, создание полноценного виртуального тренажёра электротехнического оборудования экономически выгодно. Для десяти АЭС он обойдётся концерну «Росэнергоатом» в пять раз дешевле, чем разработка физического аналога. Помимо этого, виртуальный тренажёр проще масштабировать. Так как инфраструктура и оборудование промышленных предприятий постоянно обновляются, физические тренажёры быстро устаревают. А вот виртуальная среда – наоборот, более приспособлена к изменяющимся условиям.

ПРИМЕР ДЛЯ ОСТАЛЬНЫХ

VR-технологии для работы со сложным оборудованием уже давно не новшество в методиках обучения, но для Ленинградской АЭС это будет действительно первый такой тренажёр. Опытный образец полнофункционального виртуального тренажёра для учебно-тренировочного подразделения Ленинградской АЭС–2 планируется создать в этом году. А после успешной реализации проекта на нашей площадке будет принято решение о применении виртуального тренажёра на других российских АЭС. Это позволит повысить качество подготовки персонала, а также сократить сроки ремонта оборудования и время, необходимое для обучения работников АЭС.

КОММЕНТАРИИ

Сергей Мигалин, заместитель генерального директора – директор по экономике и финансам Концерна «Росэнергоатом»:

«Одно из основных направлений цифровизации концерна – разработка и апробация методик, которые можно масштабировать и адаптировать под работу не только на российских, но и на международных рынках. Особое внимание мы уделяем цифровым ассистентам для управления и развития персонала, так как в течение ближайших пяти лет Концерн должен будет обучить несколько тысяч человек для работы на новых российских и зарубежных станциях. Очевидно, что выполнить эту задачу возможно только с помощью самых передовых цифровых технологий».

Дмитрий Гастен, директор по управлению персоналом и социальной политике Концерна «Росэнергоатом»:

«В настоящий момент электротехнический персонал станций, обучаясь, практикуется на реальном оборудовании в рамках производственного процесса. Требования охраны труда на станциях очень строгие. Поэтому, сотрудники обучаются почти год под наставничеством специалиста цеха и не допускаются в течение этого времени к самостоятельной работе. Виртуальный тренажер, имитирующий работу реального оборудования, позволяет нам оптимизировать систему обучения, как с точки зрения временных затрат, так и с точки зрения возможностей отработки множества различных ситуаций».

Текст: Людмила Минаева

0 комментариев
Отправить
обсуждения
Да за основу то можно взять, ещё бы демо посмотреть как работает, а то по ссылке только сотрудники м... СУМЗ: «Фабрика идей» и «Доска решения проблем» переходят на цифровую платформу
Здесь больше организационных вопросв, чем в самой платформе. Можно взять за основу Фабрику идей у Ев... СУМЗ: «Фабрика идей» и «Доска решения проблем» переходят на цифровую платформу
Белоярская АЭС принимает группы студентов, они могут быть и старше 18 лет. Но в целом да, в настояще... Туризм на АЭС: не развлечение, но просвещение
Узнайте больше Альманах “Управление производством” 300+ мощных кейсов, готовых к использованию чек-листов и других полезных материалов
Альманах “Управление производством”