В Петербурге закончилась программа обучения в формате деловой игры-симуляции производственного процесса «Введение в бережливое производство». Участники принимали решения и управляли целым заводом – от снабжения комплектующими до отгрузки готовой продукции заказчику. Результативность работы компании полностью зависела от их управленческих решений.
Благодарим Пресс-службу ОАО "Силовые машины" за предоставление данного материала.
Бизнес-симуляция «Введение в бережливое производство» проводится ежегодно в рамках корпоративной программы обучения «Мастер-класс». Участие в мероприятии принимают линейные руководители: начальники участков, мастера и старшие мастера, представители инженерно-технических служб.
Суть игры проста. Завод выпускает электротехническую аппаратуру, участники игры являются его сотрудниками, занимая должности от генерального директора до рабочего. Роли распределяются произвольно, однако есть условие: выбранная профессия участника должна отличаться от реальной.
Итак, все роли распределены – начинается процесс производства. Все выполняют свои должностные обязанности: закупают комплектующие, собирают электрические платы, проверяют качество работы собранных изделий. Цель – выпустить необходимый объем продукции и точно в срок отгрузить клиенту.
– У нашего завода есть структура (цеха, участки, отделы) и соответствующее штатное расписание, производственные процессы, документооборот, – рассказывает руководитель проектов обучения управления по развитию бизнес-системы Виктор Приходько. – Если наш заказчик удовлетворен, значит, мы сработали хорошо. В противном случае нужно найти, в чем проблема, и решить ее. Участники самостоятельно принимают решения по управлению компанией, а затем оценивают результат своих действий. По финансовым и производственным показателям видно, насколько команда продвинулась вперед.
Игра включает три раунда, или три рабочие смены, по 12,5 минуты. Между ними участники изучают этапы развития «Бережливого производства» и его инструменты, анализируют с бизнес-тренером результаты прошедшей смены, выясняют, что мешает работать эффективно, подают предложения по улучшению процессов с учетом изученной теории и выявленных проблем – это занимает не менее двух часов.
Самое главное – команда сама принимает решения и воплощает их на практике. Оценка их качества в режиме «здесь и сейчас» – наиболее сильная сторона такого формата развития управленческого мышления.
– Во время игры участники не просто общаются друг с другом, мы все задействованы в технологическом процессе, полном цикле производства, – говорит инженер центральной заводской лаборатории «Электросилы» Алексей Ковалев, участник игры. – В первом раунде каждый делал только свою работу, не понимая, что делают коллеги, не зная, кто и за что отвечает. Результаты были неудовлетворительные. После обсуждения наша производительность выросла в два с половиной раза. После игры надо переосмыслить всю полученную информацию, систематизировать знания – я уверен, что мы сможем их применить в работе.
Мнение: Святослав Ковзель, начальник управления по развитию бизнес-системы:
– Большинство работников принимают и поддерживают процесс постоянного совершенствования. Сейчас самая важная задача стоит перед руководителями: они обязаны поддерживать этот процесс и своих подчиненных, проявлять инициативу. Наша компания будет успешной только в том случае, если каждый руководитель на своем месте будет развиваться сам, подавая пример сотрудникам, проявлять отзывчивость к просьбам коллег и лидерство в вопросах, за которые отвечает, делать чуть больше, чем предписывает должностная инструкция. А рядовые работники всегда пойдут за лидером, которому можно доверить будущее.
Участники на примере виртуального предприятия понимают, как важно организовать поток создания ценности, изучают потери, а для их устранения применяют инструменты бизнес-системы «Силовых машин» (БССМ). Используют методику 5С и визуальное управление, сокращают время переналадок и многое другое. Если в первом раунде игры сотруднику все равно, как организован его «рабочий» стол, то в третьем уже есть разметка с обозначением «входа» и «выхода», указатели, по которым комплектовщик понимает, что на участок нужно поставить недостающие комплектующие части.
– Те инструменты БССМ, которые использовали в игре, стараемся внедрить и у себя на участках, – говорит мастер Комплекса турбинных лопаток, участник игры Виталий Гулевский. – Сейчас, например, система 5С реализована не везде, но постепенно мы к этому идем: каждый станок в порядке, инструмент на своих местах, лишнее убрали, все подписали. Важно думать о наших клиентах – цехах. Если мы не подготовим документы, некачественно соберем изделие, это скажется на производстве. Когда каждый будет работать аккуратно и добросовестно, без лишних действий, все будет точно и эффективно, как в последнем раунде игры.
Как отмечают организаторы бизнес-симуляции, самый важный опыт – понять, что одни и те же люди в одинаковых условиях могу произвести сначала 8, потом 20, а затем и все заказанные 50 платформ. Просто надо придерживаться концепции «Бережливого производства».
– Изменения в «Силовых машинах» происходят по большей части за счет потенциала сотрудников, их творческого и научного подхода, личной инициативы, – отмечает старший менеджер управления по развитию бизнес-системы Аркадий Вересков. – Через такой формат обучения мы хотим показать, что каждый отдельно взятый сотрудник может менять производство к лучшему, повышать эффективность всего подразделения. Если сотрудник видит потери, на одном языке говорит с коллегами и руководителем и у него есть предложения по улучшению рабочего процесса – значит, мы достигли цели, обучение прошло успешно.
Еще одним важным фактором является укрепление командного духа. Особенно хорошо это было заметно, когда в ходе игры сотрудники из разных подразделений начинали активно помогать друг другу, принимали общие решения, вместе оценивали результаты работы.
Добавим, в этом году обучение в аналогичном формате деловой игры также пройдет на Калужском турбинном заводе и «Красном котельщике».
Анастасия ЛОВЦОВА