СОКи для рабочих: как на КАМАЗе готовят к работе на конвейере

Вынужденная пауза в образовательном процессе в связи с распространением коронавируса пошла на пользу тренерам Учебно-технологического комплекса (УТК). Они создали стандартные операционные карты (СОКи) для обучения рабочих сборке кабин для автомобилей КАМАЗ-5490.

26 июня 2020

Благодарим редакцию газеты "Вести КАМАЗа" за предоставление данного материала.

Сергей Калинин написал 58 СОКов для сборки кабин К4

Тренер, главный специалист по моделированию процессов обучения логистическим операциям и сборке кабин Сергей Калинин напомнил, что изначально к открытию УТК, которое состоялось в феврале прошлого года, было разработано пять операций: подсборка передней подвески, установка трубопровода кондиционирования кабины, установка спального места, установка стеклоподъёмника двери. С них и начали обучение. Параллельно разрабатывались программы для других операций согласно заявкам автомобильного завода. На сегодняшний день их уже 58.

– Мы полностью разработали курс по сборке кабин 5490, охватив 70% операций, – поясняет Сергей Михайлович. – Остальные операции смоделировать в условиях УТК пока нет технической возможности.

Достаточный багаж знаний и опыта позволяет Сергею Калинину быть разработчиком обучающих программ. Он начал свою трудовую деятельность в 2010 году слесарем на АвЗ (автозаводе) в цехе сборки кабин, как раз на участке сборки 5490 (сейчас там уже начали собирать кабины 54901), и дорос до мастера. В декабре 2016-го перешёл в дочернее предприятие компании, а когда открывался УТК, получил приглашение на работу. С начальником УТК Дмитрием Маевым они выстроили план – каждую неделю готовить один СОК. В период коронавируса обучение прекратилось, и времени стало больше. Теперь еженедельно разрабатываются по три-четыре СОКа.

– Чтобы подготовить СОК, иду на производство, консультируюсь с мини-бригадирами, опытными рабочими, – делится подробностями Сергей. – Взятые у них сведения перерабатываю согласно техпроцессам, существующим на АвЗ, и в условиях УТК осуществляю сборку операции. Дмитрий Маев проверяет, чтобы последовательность действий в СОКе была изложена общедоступным языком, понятным слесарю МСР. Это одна из непростых задач, поставленных передо мной. Затем утверждаем СОК у технолога АвЗ, который ведёт направление сборки кабин.

На образовательной площадке УТК с воссозданием реальных условий производства размещены пять постов сборки кабин К4

Со временем пришли к выводу, что в группах должно обучаться от трёх до пяти человек – так тренер уделит каждому больше времени, и усвоение программы пройдёт качественнее. Сергей рассказывает, что на обучение приходят люди с разной подготовкой. Поэтому непосредственно перед началом курса он выясняет, кто, где и когда работал, чтобы подстроиться под уровень знаний человека. Например, у работавшего пять лет назад на конвейере базовые знания есть, он легче усваивает курс, а вот бывшему продавцу материал нужно подать, используя минимум технических терминов.

– Главное – объяснить принцип работы, а со временем и терминология станет понятной, – считает Сергей. – Большинству людей нужно простое объяснение. По возможности я стараюсь использовать юмор, чтобы снять монотонность учебного процесса, – и у человека появляется интерес.

Курс длится один рабочий день и завершается экзаменом согласно чек-листу. Если новичку не удаётся сделать сборку с первого раза, повторяем и второй, и третий раз – пока не набьёт руку.

Сергей считает, что обучение в УТК – самый лучший способ познакомить человека с его будущей работой. Здесь он сможет всё в спокойной обстановке переспросить, пересобрать. В реальных условиях достичь этого редко удаётся, ведь рабочий-наставник может обучать только в силу своих знаний и в условиях ритма конвейера, а он не позволяет отвлекаться на другие дела.

Татьяна ПАРАМОНОВА. Фото: Виталий ЗУДИН

Начать обсуждение


СеминарыВыставкиКонференции
UP-PRO в сетях