Подробнее 0 комментариев

Эффективность доказана: Тренажеры-симуляторы для подготовки машинистов крана

Современные, высокотехнологичные тренажеры-симуляторы сегодня массово используются в самых разных отраслях: для подготовки летчиков и лоцманов, операторов различных механизмов и машинистов электровозов. Все более широкое применение подобные устройства находят и в РУСАЛе. Отработка навыков на тренажере-симуляторе сегодня стала обязательным элементом подготовки машинистов крана на ряде заводов Компании. Как показывает опыт, такой подход позволил повысить качество обучения крановщиков и свести к минимуму риски их последующих непрофессиональных действий при проведении работ.

Авторы: Евгений СТАРОВЕРОВ, начальник ООТиПБ САЗа, Владимир ТАРАНОВ, менеджер департамента по экологии, ОТ и ПБ РУСАЛа 

Благодарим редакцию газеты "Вестник РУСАЛа" за предоставление данного материала.

Стажер? Осваивай тренажер! 

Переход к обучающим стандартам нового поколения является основной тенденцией российского образования. Главная цель – создание механизма устойчивого развития и обеспечение качественной подготовки специалистов. При этом одной из наиболее сложных задач в процессе обучения является освоение практических навыков, а новым инструментом ее решения стало применение компьютерных тренажеров.

Именно этот метод чаще всего применяется для подготовки персонала в тех отраслях, где цена ошибки может оказаться очень высокой. Специалисты досконально, до автоматизма сначала отрабатывают свои действия на тренажерах, прежде чем им доверят настоящую технику.

Идет обучение навыкам управления специальным технологическим краном Noell

Идет обучение навыкам управления специальным технологическим краном Noell

Еще несколько лет назад с помощью тренажеров готовили преимущественно летчиков. Однако с каждым годом эти устройства находят применение в различных отраслях. На них обучаются авиадиспетчеры, машинисты электровозов и поездов метро, капитаны кораблей и лоцманы, военные и водители всевозможной техники. В колледжах Германии, Франции, США уже есть тренажеры, с помощью которых можно обучаться конкретным рабочим специальностям, например, маляра или сварщика. И хотя в России многие компании пока осторожно относятся к такому способу обучения сотрудников, на предприятиях РУСАЛа использование тренажеров-симуляторов для подготовки специалистов признано приоритетным. Одно из направлений, где применяется эта инновационная техника – подготовка крановщиков.

Идея создания тренажеров для отработки навыков машиниста мостового крана возникла в департаменте Корпоративный университет РУСАЛ. В качестве подрядчика была выбрана компания, специализирующаяся на разработке интерактивных симуляторов «под ключ». Ее специалистам предстояло не только реалистично воссоздать рабочее место крановщика, но и написать программное обеспечение для тренажера. Работа продолжалась более полугода, и в 2013 году КрАЗ стал первым предприятием Компании, где появился уникальный тренажер. Вскоре такие симуляторы были внедрены и на других заводах РУСАЛа. 

Все как в жизни 

Что же из себя представляет тренажер-симулятор технологического крана электролизного производства? Это уникальный комплекс с двумя 20-дюймовыми экранами, креслом-пультом и органами управления, полностью имитирующими кабину реального крана. Это позволяет сотруднику, проходящему обучение, полностью погрузиться в виртуальную реальность электролизного цеха. Ключ-бирка, контроллеры управления, педали – все, как на самом деле. Для достижения наибольшего эффекта на тренажере даже воспроизводятся все производственные шумы корпуса.

В интерфейсе тренажеров представлены два типа цехов электролизного производства с расставленным оборудованием, строительными конструкциями и прочим инвентарем, а также два разных типа специальных технологических кранов. Электролизеры – как с поперечным, так и с продольным расположением. Стажер может выполнять и технологические операции, такие как замена анодов, выливка металла, обрубка электролитной корки, и простые – транспортные, погрузочно-разгрузочные. Симуляторы также способны вести учет результатов, продемонстрированных пользователями как во время обучения, так и по результатам экзаменов.

Алгоритм работы тренажера-симулятора аналогичен современным трехмерным компьютерным играм: процесс обучения состоит из заданий (миссий). Они представляют собой технологические операции, которые машинисты крана выполняют в условиях реального производства. Обязательное условие – соблюдение всех требований технологии и безопасности. В случае совершения стажером ошибки симулятор информирует об этом и начисляет штрафные баллы. Обучение считается завершенным, если стажер выполнил все задания без штрафных баллов.

Теперь допуск стажеров к фактическому управлению краном на предприятиях РУСАЛа разрешен только после отработки необходимого количества часов на симуляторе и успешной сдачи практического экзамена. Поэтому перед выходом непосредственно на производство машинист крана полностью осведомлен о специфике своей работы и требованиях безопасности.

Опыт применения тренажеров-симуляторов позволяет выделить несколько их достоинств по сравнению с традиционными способами обучения. В частности, благодаря им сотрудники лучше понимают суть процессов, имеют возможность приобрести практические навыки и моторику управления краном, отработать все производственные задачи, с которыми сталкивается в своей деятельности крановщик, в условиях, максимально приближенных к реальным. При этом осуществляется объективный контроль результатов отрабатываемых на тренажере задач, а все выявленные ошибки являются виртуальными и не влекут за собой никаких последствий для производства.

Важно отметить, что за пульт управления могут сесть не только новички, но и опытные крановщики, желающие совершенствовать и повышать свое мастерство.

Таким образом, тренажер-симулятор показал свою эффективность в комплексе с традиционными средствами обучения с использованием компьютера и электронных обучающих программ. Восемь часов работы на тренажере отныне – обязательный пункт программы стажировки машинистов кранов! 

Учеба без рисков 

Свою эффективность система обучения машинистов кранов с помощью тренажеров-симуляторов продемонстрировала на САЗе. В 2014 году на предприятии был зафиксирован рост инцидентов, связанных с эксплуатацией кранов в электролизном производстве. Анализ показал, что основной причиной стал человеческий фактор, в ряде случаев связанный с несоблюдением правил и технологии производства работ при выполнении элементарных операций. Зачастую виновниками этих происшествий были машинисты кранов с опытом работы на данном типе крана от полугода до года.

Молодых крановщиков, пришедших на смену ветеранам, постепенно становилось все больше, чем опытных работников, что стало прямым следствием обновления кадров на участке эксплуатации кранов ЭП. Таким образом, сложилась критическая ситуация, когда новичка непосредственно на рабочем месте стажировал машинист крана, который в свою очередь имел опыт работы не более двух лет.

Для решения возникшей проблемы руководством завода были предприняты меры по увеличению сроков стажировки крановщиков и разработке специальных учебных программ. Это дало определенный результат, но в целом проблему не решило. В результате повторного анализа происшествий выяснилось, что участникам инцидентов при наличии удовлетворительных теоретических знаний не хватало элементарных практических навыков для управления технологически сложными кранами.

Дело в том, что стажеру, хоть он и находился под надзором наставника, приходилось осваивать специальный технологический кран в условиях действующего производства. И это само по себе несло определенные риски, особенно при наличии нескольких стажеров одновременно в одном цехе.

Надо отметить, что специфика электролизного производства предъявляет высокие требования к профессиональному мастерству крановщиков. Им приходится работать в условиях большого скопления сложных технологических устройств и оборудования при воздействии вредных и опасных производственных факторов, где каждое неточное движение или неправильное действие может привести к поломке, аварии или несчастному случаю.

Поэтому руководством электролизного производства САЗа было принято решение о внедрении современных подходов к обучению и стажировке машинистов крана, где ключевой задачей стало получение и закрепление навыков безаварийного управления специальным технологическим краном, изучение основ технологии. Ключевым условием было проведение обучения вне действующего производства. Идеальным решением поставленных задач стало внедрение компьютерных симуляторов-тренажеров для машинистов специальных технологических кранов.

В рамках реализации проекта было подготовлено техническое задание на изготовление и ввод в эксплуатацию специальных, адаптированных к условиям САЗа, тренажеров-симуляторов, которые имитируют кабину технологического крана, в том числе и органов его управления. В ходе пусконаладочных работ тренажеры тестировались непосредственно машинистами кранов, ими же формулировались и систематизировались замечания фирме-производителю. Внимание было уделено каждой детали, в частности, плавности хода механизмов, скорости их движения, наличию теней, отбрасываемых краном и оборудованием, имитации качки механизмов при движении крана и т.д.

В результате кропотливой подготовительной работы на предприятии было установлено два тренажера-симулятора специальных технологических кранов – по одному для каждого из типов устройств, применяемых в электролизном производстве. После их введения в эксплуатацию были назначены мастера производственного обучения, прошедшие специальную подготовку по тематикам «Наставничество», «Безопасность при эксплуатации ГПМ», «Опыт аварий и травматизма на ГПМ». 

Технологии будущего 

При прохождении стажерами обучения актуальность приобретаемых навыков имеет существенное значение. От этого зависит, как быстро и насколько эффективно для производства молодой крановщик приступит к работе на реальном мостовом кране. В результате использования нового подхода к обучению качество подготовки машинистов крана заметно улучшилось, риски непрофессиональных действий при проведении работ были сведены к минимуму.

Благодаря тренажерам-симуляторам машинист крана получает практические навыки управления, избавляется от страха перед реальной машиной, может отработать в безопасных условиях все операции, учесть возможные ошибки и вероятные их последствия. Все это дает возможность понять, к чему может привести несоблюдение установленных правил, и получить в кратчайший срок необходимый опыт, который в реальных производственных условиях нарабатывается годами.

– Не ожидал, что после трудоустройства на завод мне придется проходить обучение таким необычным и современным способом, – отмечает машинист крана Юрий Чечехин. – Современные технологии, конечно же, это будущее. Занятия на тренажере мне показались очень интересными, к тому же можно, не торопясь и не опасаясь совершить ошибку, прочувствовать органы управления, ощутить, как ведет себя кран. На начальном этапе машина сама подскажет, что нужно делать, и сигнализирует о допущенных ошибках.

– Такие средства обучения позволяют вырабатывать устойчивое умение управлять технологическим оборудованием в соответствии с регламентом, избегать, насколько возможно, аварийных ситуаций и нештатного использования оборудования, закрепить и постоянно поддерживать требуемый уровень профессиональных навыков, – говорит руководитель проекта ДКУ Игорь Скальский. – Конечная цель использования тренажеров-имитаторов – получение и тренировка навыков ведения технологического процесса на определенном опасном производственном объекте. Считаю, что с поставленной задачей Корпоративный университет справляется успешно.

Анализ происшествий на САЗе в период с 2014 по 2017 год показал, что ряд мероприятий, в том числе внедрение тренажеров-симуляторов крана, позволил практически втрое снизить количество инцидентов и простоев на кранах и сократить производственные потери. В данный момент рассматривается вопрос о тиражировании положительного опыта применения симуляторов для обучения литейщиков, электролизников и водителей погрузчиков. 

Фото Оксаны ПУГАЧЕВОЙ

0 комментариев
Отправить
обсуждения
Да за основу то можно взять, ещё бы демо посмотреть как работает, а то по ссылке только сотрудники м... СУМЗ: «Фабрика идей» и «Доска решения проблем» переходят на цифровую платформу
Здесь больше организационных вопросв, чем в самой платформе. Можно взять за основу Фабрику идей у Ев... СУМЗ: «Фабрика идей» и «Доска решения проблем» переходят на цифровую платформу
Узнайте больше Альманах “Управление производством” 300+ мощных кейсов, готовых к использованию чек-листов и других полезных материалов
Альманах “Управление производством”