Онлайн-журнал «Сибирская нефть» 0 комментариев

PROдвижение к цели: уникальная система проектного образования «Газпром нефти»

«Газпром нефть» сегодня осваивает сразу несколько крупных новых месторождений, при этом специалистам компании приходится работать в сложнейших климатических условиях, решать задачи, связанные с извлечением нетрадиционных запасов. Достичь необходимой эффективности в реализации таких проектов невозможно без применения специальной методики управления, что, в свою очередь, требует специальной подготовки менеджеров. На базе компании «Газпромнефть-Развитие» создана целая система, включающая несколько уровней обучения проектному управлению.

Появление «PROдвижения» стало ответом на рост количества крупных проектов разработки новых месторождений

«Газпромнефть-Развитие» — управляющая компания, осуществляющая стратегическое консультирование и проектное управление, а также методологическую, административную, кадровую и техническую поддержку новых крупных проектов «Газпром нефти» в сегменте добычи.

Если оценивать даже очень небольшой с отраслевой точки зрения период в 10 лет, то становится очевидно, что российская нефтянка за это время изменилась кардинально. В качестве индикатора изменений вполне может выступать «Газпром нефть»: компания образца 2006 и 2016 годов — это объективно две разные компании с точки зрения применяемых технологий, модели управления, набора активов, портфеля проектов. В том числе и с точки зрения управления этими проектами. В начале производственной цепи «старой» «Газпром нефти» (а по сути еще «Сибнефти») находилось несколько добывающих предприятий с освоенной, а кое-где и уже порядком выработанной ресурсной базой. На этапе промышленной эксплуатации уже находился даже самый свежий из крупных добывающих активов — Южно-Приобское месторождение «Газпромнефть-Хантоса». Ситуация изменилась, когда портфель компании пополнился залежами на севере Ямало-Ненецкого автономного округа, в Восточной Сибири, на арктическом шельфе, в Оренбурге, проектами разработки месторождений в иракской пустыне, добычи тяжелой нефти в Венесуэле. Масштаб и сложность задач потребовали выделения процесса управления крупными проектами в отдельную структуру, применения для этого специальной методики, позволяющей учитывать массу факторов.

В целом таких методик к этому моменту в мире было разработано (и отработано на практике) огромное количество. Но это в мире, для России же проектное управление было такой же слабо освоенной территорией, как полярная тундра, где его планировалось использовать.

К созданию собственной проектной модели в дирекции крупных проектов «Газпром нефти» приступили в конце 2011 года, в 2013м она уже начала активно внедряться в компании, что потребовало разработки и запуска специальной обучающей программы — так родилось «PROдвижение».

Это комплексная система развития проектных компетенций, причем в программу вовлекается очень широкий круг сотрудников. Фактор, обеспечивший ей эффективность, — востребованность у заказчика, то есть у бизнеса. В программе нет выдуманных элементов, все изначально подчинено одной цели: создать компетенции внутри компании для реализации абсолютно конкретных проектов разработки месторождений.

Снова в школу

Денис Сугаипов, руководитель Дирекции по крупным проектам блока разведки и добычи «Газпром нефти», генеральный директор компании «Газпромнефть-Развитие»:

После первых же программ у нас появились менеджеры, понятные нам, говорящие на общем языке, готовые к новым вызовам. Это был именно тот результат, который мы хотели получить. Кроме того, четко вижу, что программа повлияла на внутренние ротации, профессиональный и карьерный рост специалистов. Если смотреть шире, то эффект от «PROдвижения» наблюдается и за рамками дирекции по крупным проектам, мы вовлекаем в обучение коллег из смежных нам дирекций, например Дирекции по добыче, разница подходов к решению общих задач стирается, активнее внедряются лучшие российские и мировые практики.

** PMBoK (англ. Project Management Body of Knowledge) — свод знаний по управлению проектами.

Концептуально программа разделена на три ступени. Начальная — «Школа управления проектами», где учится самый многочисленный корпус менеджеров, специалистов — практически все желающие. Цель трехдневной сессии — научить человека, даже знакомого с методами управления проектами и ориентирующегося в PMBoK**, применять эти знания через призму корпоративной методологии. Именно в этом отличие школы «Газпром нефти» от любой другой подобной обучающей программы, которых на рынке представлено немало. Только в 2013 году Школу управления проектами закончили порядка 800 человек, причем обучение проводилось не только в корпоративном центре, но и в регионах деятельности компании. То есть сегодня можно уже говорить о том, что несколько тысяч сотрудников «Газпром нефти» научились разговаривать на одном — «проектном» — языке.

За школой, как и положено, следует институт. В рамках «PROдвижения» — это «Институт проектного менеджмента», и это вторая ступень программы, в рамках которой за парты садятся уже менеджеры, участвующие в процессе управления проектами, ведущие какие-то конкретные направления.

Как и в случае с программой в целом, идею для формирования конкретной программы в рамках второй ступени дал сам бизнес. На новых месторождениях компании активно шло строительство инфраструктуры, поэтому «Газпром нефти» срочно требовались PROстроители.

В рамках «PROстройки» для участников программы была организована экскурсия на строительство «Газпром арены» в Санкт-Петербурге.

Высшее проектное

Структурно программа «PROстройка», интегрирующая проектное управление в процесс капитального строительства, гораздо сложнее «Школы управления проектами». Она включает несколько модулей по таким темам, как управление ресурсами, сроками, стоимостью, контрактами, рисками, закупками. Отдельный модуль посвящен теме промышленной безопасности, охране здоровья и защите окружающей среды в ходе реализации строительных проектов. В принципе, вся «PROстройка» сформирована из обучающих программ-кубиков, аналоги которых на рынке присутствуют, но ее финальная конфигурация уникальна. Одних экспертов в программе задействовано около 40 — это, наверное, тоже рекорд, но, конечно, главное — это уровень экспертизы. Своими знаниями со «студентами» в «PROстройке» делятся и специалисты «Газпром нефти» — гуру в своих областях деятельности, — и сотрудники других компаний отрасли и научных организаций.

Марат Сайфутдинов, заместитель генерального директора «Газпромнефть-Развития» по капитальному строительству, лидер функции капитального строительства блока разведки и добычи «Газпром нефти»:

Главная задача, которую я определил для «PROстройки» — это задать высокий уровень компетенций и подтянуть до этого уровня всех руководителей капитальных проектов и их заместителей. Важно это было сделать до начала крупных строек. У каждого из руководителей была своя сильная сторона: кто-то пришел из эксплуатации, строительства, перспективного планирования, энергетики. Важно было сформировать общий высокий уровень знаний по всем областям, необходимым для успешного управления капитальным проектом. И за два года нам это удалось.

В частности, в каждом модуле присутствует сессия по обмену опытом, в рамках которой, например, в первом потоке общались эксперты «Газпром нефти» и «СИБУРа», Salym Petroleum Development, «Транснефти», инжиниринговой компании ECMOS и т. д. Еще один важный элемент программы — закрепление на практике знаний, полученных в ходе теоретических занятий. Для этого все участники программы работают над конкретным сквозным кейсом.

В финале «PROстройки» также решено было пойти не по стандартному пути презентации отвлеченных, разработанных специально для программы и в рамках программы проектов, а разбирать реальные ошибки, допущенные в конкретных проектах строительства, но уже с учетом новых знаний. Это позволяет каждому менеджеру определить, что ему надо изменить в своей деятельности, как скорректировать подходы к управлению строительством.

В нынешнем году в рамках «PROстройки» обучается уже третья группа менеджеров, а параллельно с этим в рамках «Института проектного управления» запущена еще одна программа — «PROконцепт», также разработанная по прямому заказу бизнеса.

Концептуальный подход

Андрей Бочков, начальник департамента планирования и сопровождения геолого-разведочных работ «Газпромнефть-НТЦ», преподаватель программы «PROконцепт»:

Уникальность модульной программы «PROконцепт», на мой взгляд, заключается в формате обучения, при котором слушатели анализируют проекты, не только используя собственные сильные компетенции, но и сквозь призму смежных функций.

Разрабатывая технические материалы для геологической части программы, мы стремились не только обобщить лучшие практики компании в части оценки геологических рисков и создания геологических моделей, но и насытить их постановкой нетривиальных задач, для того чтобы слушатели, работая в мультидисциплинарных командах, могли проработать и предложить альтернативные решения. Дальнейшая их проработка и обсуждение помогают понять и повысить эффективность взаимодействия специалистов разных функций, выработать решение, учитывающее сильные стороны альтернативных сценариев.

Если «PROстройка» — ответ на потребности в получении навыков проектного управления людьми, работающими на финальных этапах реализации проектов, то «PROконцепт» — для тех, кто стоит у истоков разработки месторождений, формирует концептуальные планы работы с активами. Основная целевая группа программы — специалисты в области геологии и инжиниринга, и это не только образовательный проект. «PROконцепт» призван решать гораздо более глобальную и в то же время прикладную задачу формирования эффективных интеграционных команд в направлении, новом как для компании, так и для всей отрасли — создании интегрированных концепций разработки и обустройства месторождений. Тематика первого модуля программы очевидна: эффективной такая интеграционная команда может быть лишь при условии, что каждый в ней представляет, чем занимаются специалисты, работающие рядом, поэтому первый модуль программы — это ликвидация пробелов в непрофильных знаниях. Курсы по смежным областям так и называются: «Геология для неспециалистов», «Разработка для неспециалистов», «Бурение для неспециалистов» и т. д.

На этом этапе костяк преподавательского корпуса составили внутренние эксперты, а дальше к обучению привлекались внешние преподаватели, причем самого высокого уровня — например, такие, как Роб Андерсон, в свое время курировавший крупные проекты и инжиниринг в ранге вице-президента компании «ТНК-ВР Менеджмент», Роб Фишер — консультант Bain & Company, отвечавший за слияние Exxon и Mobil, эксперты «НОВАТЭКа» и «Роксара».

В рамках трех модулей рассматриваются самые разные аспекты концептуального проектирования — от математических методов управления рисками и формирования матрицы ролей до создания концептуальных планов разработки и обустройства месторождений. И, разумеется, так же, как и в «PROстройке», теория подкрепляется практикой: рассматриваются сквозные кейсы, обсуждаются реальные проблемы, а заканчивается «PROконцепт» деловой игрой «Интеграция ГиР и инжиниринга при концептуальном проектировании», в рамках которой участники программы в течение нескольких дней проживают целую жизнь — жизнь проекта, концептуальный план разработки которого они формировали. И свои успехи или провалы, благодаря специально разработанному для этого в Научно-техническом центре компании программному обеспечению, участники игры могли наблюдать фактически в режиме реального времени.

В первом «PROконцепте», стартовавшем в 2015 году, приняли участие 25 менеджеров, сейчас обучаются 30, и, чтобы попасть в программу, надо приложить немалые усилия: в «Институте управления проектами» «Газпром нефти» конкурс — 5–7 человек на место. Что неудивительно: «PROконцепт» уникален, такого продукта на российском рынке нет, это программа для настоящих профессионалов, а такие люди никогда не останавливаются на достигнутом и прекрасно осознают, что им необходимо, чтобы добиться новых высот. И, возможно, попасть на третью ступень «PROдвижения» — в проектную академию, где обучаются уже топ-менеджеры. Хотя академию вряд ли можно отнести к образовательным проектам. Академики обсуждают проблемы и задачи, определяющие направления отрасли. В случае с крупными проектами — на международных конференциях, симпозиумах. А в 2016-м «Газпром нефть» планирует инициировать возрождение Форума крупных проектов на базе Сколково. Это событие вполне может возглавить пирамиду проектного обучения, построенную в «Газпром нефти». И, по оценке экспертов рынка профессионального образования и консалтинга, таких сооружений в российской нефтегазовой отрасли до сих пор еще не строил никто.

В «Институте управления проектами» «Газпром нефти» конкурс, как в любом престижном учебном заведении, — 5–7 человек на место.

0 комментариев
Отправить
обсуждения
Здесь больше организационных вопросв, чем в самой платформе. Можно взять за основу Фабрику идей у Ев... СУМЗ: «Фабрика идей» и «Доска решения проблем» переходят на цифровую платформу
Белоярская АЭС принимает группы студентов, они могут быть и старше 18 лет. Но в целом да, в настояще... Туризм на АЭС: не развлечение, но просвещение
Отличный пример цифровизации или "умной фабрики", коллеги! А можете поделиться платформой ... СУМЗ: «Фабрика идей» и «Доска решения проблем» переходят на цифровую платформу
Узнайте больше Альманах “Управление производством” 300+ мощных кейсов, готовых к использованию чек-листов и других полезных материалов
Альманах “Управление производством”