Портал "Управление производством" 0 комментариев

Программа OPEN стажировок на фабрике «Филип Моррис Ижора»

Как внедрить новую программу обучения OPEN и сделать ее частью корпоративной культуры?

Статья публикуется в рамках Конкурса работ «Управление производством - 2014»

Автор: Мария Штифанова, Инженер по организации производства отдела производственного обучения и бережливого производства, ЗАО "Филип Моррис Ижора"

OPEN (Operations Performanceand Engagement) – операционная модель, направленная на улучшение бизнес-процессов и показателей за счет комплекса мероприятий по постоянному совершенствованию работ и применения системного подхода к решению задач, а также за счет развития, повышения ответственности и вовлечения работников организации.

C 2008 года отдел OPEN приложил много усилий к внедрению концепции бережливого производства и модели OPEN на фабрике «Филип Моррис Ижора». В частности, были проведены многочисленные обучающие сессии и практические занятия, а также внутренние коммуникационные кампании. Теперь OPEN – это часть нашей корпоративной культуры. Концепция бережливого производства действительно изменила привычное мировоззрение и стиль работы. Однако даже с учетом всех этих мероприятий в компании оставались сотрудники, которые не до конца понимали и принимали идеологию OPEN модели как механизма постоянного улучшения бизнес процессов посредством вовлечения всего персонала. Чтобы исправить это, мы решили предоставить каждому работнику возможность стажировки в отделе бережливого производства в течение трех месяцев. Мы определили, что именно за такой период человек, незнакомый с LEAN-концепцией и инструментами OPEN, сможет изучить эту область, понять, что можно применить в работе в своем отделе и в дальнейшем внедрить лучшие практики и ноу-хау в конкретном функциональном подразделении.

Набор первых стажеров проходил на конкурсной основе, и хотя приоритет был отдан производственным подразделениям, заявок все равно оказалось в разы больше, чем предполагаемых вакантных мест. По итогам собеседований с порядка 10 кандидатами были отобраны трое сотрудников из трех производственных отделов – сигаретного и табачного цехов, отдела логистики и складского хозяйства.

За этот период наши стажеры не только узнали много нового o методах и инструментах модели OPEN, но и смогли ближе познакомиться с другими отделами и их лучшими практиками в области бережливого производства.

«Для меня было полной неожиданностью увидеть, с каким блеском в глазах и гордостью рассказывают о своем проекте операторы из сигаретного цеха, – поделился своим впечатлением Александр Лебедев, учетчик складского хозяйства. – Когда я вернусь в свой отдел, то обязательно расскажу об этом своим коллегам. Я уверен, что мы тоже сможем так работать».

Стажеры активно участвовали в подготовке и проведении ежегодной конференции OPEN Izhora, работали над созданием процедур по стандартизации процессов переналадки оборудования и над своими собственными проектами.

Во второй волне стажировки приняли участие 3 сотрудников, выбранные из 12 кандидатов. В этот раз мы решили немного изменить программу обучения, сделать ее еще более насыщенной и разнообразной. Новички были больше сфокусированы на детальном изучении инструментов OPEN и даже получили возможность узнать о методах внедрения концепции бережливого производства на других крупных производственных предприятиях Санкт-Петербурга. Стажеры также приняли участие в соответствующей конференции, организованной Санкт-Петербургской Международной Бизнес Ассоциацией (СПИБА).

Интерес к программе не угасал, а, наоборот, активно рос. Двадцать одно  заявление было подано на участие в третьей волне стажировок в отделе OPEN. В программе оказались заинтересованы не только специалисты производственных подразделений, но также сотрудники отделов по разработке продукта, обеспечения качества и системы снабжения. Для того чтобы программа стажировки стала еще более эффективной, к разработке ее дополнительных модулей были приглашены внутренние тренеры по техническому обучению с колоссальным опытом в своей профессии и глубоким пониманием как производственных процессов, так и потребностей «студентов». В итоге, в программу были добавлены специальные блоки по приобретению и усовершенствованию тренерских навыков. Наши стажеры получили дополнительные теоретические и практические знания по подготовке и проведению презентации, публичным выступлениям, работе с разными целевыми аудиториями. И это только несколько примеров.

Перед тем как начать набор в следующую, четвертую волну стажировок, отдел OPEN провел исследование на предмет того, что можно было бы улучшить в самой программе. В анализе приняли участие и наши опытные внутренние тренеры по техническому обучению, благодаря усилиям которых был разработан новый, еще более детальный план стажировки. Кроме того, было принято решение дать возможность сотрудникам непроизводственных отделов принять участие в проекте. Таким образом, в четвертой волне, которая на сегодняшний день продолжается, приняли участие как сотрудники сугубо производственных департаментов, так и коллеги из отдела по разработке продукта. Поскольку стандартные графики этих специалистов разные (производственный персонал работает в сменном режиме, в то время как сотрудники отдела OPEN и отдела по разработке продукта – в офисном), то для них была составлена индивидуальная программа и расписание. Такой подход позволил минимизировать риск невыполнения основных бизнес задач. Так, сотрудники отдела по разработке продукта обучились только тем инструментам, которые могут применяться именно в их отделе без углубления в специфические, прикладные методологии концепции бережливого производства.

По окончании каждой волны стажировок в отделе OPEN все ученики готовят отчетную презентацию и рассказывают руководству фабрики о том, чему научились, а также вместе со своим руководителем обсуждают дальнейшие планы по применению новых знаний в своих департаментах. Как правило, все наши стажеры становятся неформальными представителями отдела OPEN на местах, и это является несомненным плюсом на пути к внедрению культуры постоянных улучшений на предприятии. От источника информации зависит то, как она будет воспринята. Коллегам, с которыми работаешь бок о бок, всегда доверяешь больше, чем незнакомым экспертам из другого отдела.

«После стажировки в отделе OPEN я первым делом организовал и провел тренинги для сотрудников всех смен отдела качества по методам и инструментам OPEN, процессу стандартизации, прогрессивному качеству. Кстати, последнюю программу обучения я специально доработал для производственных подразделений, и сейчас этот вариант используется на постоянной основе нашим отделом производственного обучения. Основываясь на опыте, полученном во время стажировки, теперь я могу помогать коллегам в центральной лаборатории. Кроме того, я провел несколько тренингов и консультаций сотрудников зоны приёмки грузов по методологии 5S», - говорит Олег Баранов, старший инспектор качества.

«Выпускники» программы не только консультируют своих коллег, но и помогают в работе отделу OPEN. Например, Виталий Бабышев, оператор цеха производства фильтров, разработал новый дизайн электронной страницы отдела OPEN в Интранете и продолжает отвечать за регулярное обновление информации.  Александр Лебедев, учетчик складского хозяйства, помогает новым командам по улучшениям с определением целей и подбором оптимального инструмента бережливого производства.

Александр Лебедев

 Александр Лебедев во время церемонии награждения за активное участие в OPEN проектах 

Максим Мальцев и Антон Куриников, операторы табачного цеха, являются координаторами автономных команд в своем подразделении, а Дмитрий Галемшин, старший оператор сигаретного цеха, успешно возглавляет важный проект в сигаретном цехе по сокращению сигаретных выбросов, а также координирует работу команд, задействованных в этом процессе.

Какие еще впечатления остались у наших выпускников о программе?

«После стажировки я получил полное представление о том, как работает модель OPEN и каковы ее основные цели. Раньше я знал лишь о некоторых методах и инструментах OPEN, у меня оставались некоторые вопросы. Я получил все ответы, после того как поработал бок о бок с профессионалами изотдела OPEN», - говорит Константин Донской, оператор сигаретного цеха.

Нужно отметить, что все стажеры ценят то время, которое они потратили на обучение, так как полученные знания о бизнес процессах компании колоссален. С одной стороны, это становится их конкурентным преимуществом перед коллегами. С другой – компания от этого также несомненно выигрывает, ведь «выпускники» становятся своего рода проводниками для инновационных решений в организации. Безусловно, благодаря этой программе также удается усовершенствовать процесс взаимодействия между разными отделами.

По окончании стажировки ее участники продолжают общаться, делиться идеями, а также вместе искать пути решения возникающих проблем.

В тоже время мы постоянно работаем над улучшением курса и включаем в него новые полезные блоки. А для того чтобы дать возможность большему количеству учеников попасть на стажировку, мы готовим дополнительных координаторов, привлекая к этому тренеров по техническому обучению. В связи с этим мы ожидаем, что в пятой волне программы смогут принять участие уже до пяти стажеров.

Изначально идея стажировки в отделе OPEN зародилась на фабрике «Филип Моррис Ижора», однако позже была применена и в других производственных центрах компании «Филип Моррис Интернэшнл». Например, в Краснодаре на фабрике «Филип Моррис Кубань» подобная программа существует уже более двух лет, и мы активно обмениваемся результатами и предложениями по ее дальнейшему улучшению. Также этим курсом заинтересовались наши коллеги из Украины и Казахстана.

Кроме того, другие отделы нашей фабрики тоже проявили интерес к концепции стажировок. Теперь в компании существует  двухмесячная программа стажировок в отделе охраны труда и окружающей среды, а так же недавно была проведена пилотная стажировка в отделе планирования.

Преимущества программы очевидны, и мы, конечно, не будем останавливаться на достигнутом, наоборот, мы заинтересованы в ее развитии. Ведь сама суть культуры OPEN заключается в вовлечении людей в непрерывные процессы улучшений. Мы знаем, насколько это сложная задача. Однако решить ее помогает описанная выше простая и в то же время эффективная идея – идея в стиле OPEN.

Стажеры программы Open

Стажеры OPEN отдела, 2013 год

0 комментариев
Отправить
обсуждения
Да за основу то можно взять, ещё бы демо посмотреть как работает, а то по ссылке только сотрудники м... СУМЗ: «Фабрика идей» и «Доска решения проблем» переходят на цифровую платформу
Здесь больше организационных вопросв, чем в самой платформе. Можно взять за основу Фабрику идей у Ев... СУМЗ: «Фабрика идей» и «Доска решения проблем» переходят на цифровую платформу
Белоярская АЭС принимает группы студентов, они могут быть и старше 18 лет. Но в целом да, в настояще... Туризм на АЭС: не развлечение, но просвещение
Узнайте больше Альманах “Управление производством” 300+ мощных кейсов, готовых к использованию чек-листов и других полезных материалов
Альманах “Управление производством”