«После обучения мы просим сотрудников оценить полезность курсов»: как обучают персонал в ВСМПО-АВИСМА

Каким бы современным и высокотехнологичным ни было оборудование, как бы оно ни было автоматизировано, без грамотных высокопрофессиональных специалистов не обойтись. При этом важно наладить постоянный процесс повышения профессионализма. Как организовано обучение персонала в Корпорации ВСМПО-АВИСМА, сколько средств выделяется на это направление, что является приоритетным при формировании планов обучения – об этом и многом другом мы расспросили начальника отдела по подготовке персонала Ольгу НИКИФОРОВУ.

31 августа 2018

Ольга Никифорова, начальник отдела по подготовке персонала

Ольга Никифорова, начальник отдела по подготовке персонала

– Ольга Сергеевна, расскажите, как на ВСМПО построена система обучения персонала?

– Обучение персонала организуется по установленному стандартом «Профессиональное обучение персонала» регламенту. Ежегодно руководители структурных подразделений определяют потребность в обучении персонала на очередной календарный год, предоставив обоснование в отдел по подготовке персонала ВСМПО. При этом есть обязательные пункты планов – это обучение, необходимое для допуска к выполнению работ в соответствии с требованиями лицензирующих, аккредитующих, надзорных органов и требований заказчиков, либо связанное с реализацией инвестплана. 

Бывают случаи, когда необходимые знания достаточно получить при изучении специальной литературы, информации в Интернете, тогда затрачивать ресурсы на обучение нецелесообразно. Наш отдел организует такие виды обучения как профессиональная подготовка и повышение квалификации рабочих, а также повышение квалификации руководителей и специалистов. 

– Кто нуждается в профессиональной подготовке?

– Она рассчитана на тех, кто не имеет образования по профессии. Допустим, принят человек по профессии травильщика. Учебные заведения не готовят персонал по такой профессии, а для того чтобы травильщик качественно выполнял свою работу, необходимо пройти соответствующее профессиональное обучение. Если он на конечном этапе технологической цепочки нарушит технологию, а это может привести к окончательному браку, то труд всех сотрудников Корпорации можно считать напрасным. 

Это также касается и ряда других профессий. В отделе на каждую из них есть своя программа – «Курсы профессиональной подготовки». Программа состоит из теоретического и производственного обучения. В качестве преподавателей теоретического обучения выступают специалисты Корпорации, чаще других это инженеры-технологи НТЦ. Для прохождения производственного обучения работник закрепляется за наставником на срок не менее 22-х дней. После этого он сдаёт теоретический экзамен и квалификационную пробную работу. Если профессия рабочего входит в перечень оказывающих особо важное влияние на качество, то он дополнительно проходит тестирование на знание требований технологических инструкций. 

– Как развито наставничество на ВСМПО? В каком размере оплачивается?

– Наставник в новом изложении – это инструктор производственного обучения. Требования к нему следующие – профессиональное образование и производственный стаж работы по данному профилю не менее трёх лет. 

Для наставников мы ежегодно организуем целевые курсы, на которых особое внимание уделяется вопросам нахождения точек соприкосновения инструктора с обучаемым. 

Чтобы не мешать основной работе и эффективно проводить производственное обучение, за одним инструктором закрепляется не более трёх стажёров. Наставничество оформляется распоряжением руководителя структурного подразделения, доплата за один день наставничества за одного работника составляет 65 рублей. 

– В цехах ВСМПО очень часто запускается новое оборудование. Приходится обучать работе на нём?

– В корпоративном стандарте есть раздел «Организация обучения персонала при поставках нового оборудования». В договор на поставку включаются услуги по обучению персонала работе, предоставление информации по мелкому ремонту и сервисному обслуживанию оборудования. Специалист организации, осуществляющей поставку в период шеф-монтажа, пуско-наладочных работ, обучает наших сотрудников. Знания получают рабочие, а также ремонтный и технологический персонал. 

После этого инженеры-технологи разрабатывают универсальную программу, по которой уже передают опыт всем остальным. Когда такого обучения для качественного выполнения работ недостаточно, наш отдел по заявке цеха организует дополнительные занятия. 

Так, например, в мае нынешнего года на кузнечном участке в цехе № 22 было организовано обучение 14-ти работников цеха и научно-технического центра работе на кольцераскатном стане, с привлечением в качестве преподавателя иностранного специалиста. 

– Какие ресурсы для обучения используете?

– Самые широчайшие ресурсы. На централизованных курсах при отделе по подготовке персонала с привлечением в качестве преподавателей специалистов и руководителей ВСМПО, с приглашением преподавателей учебных центров к нам и с выездом в учебные центры других городов. Со многими учебными центрами мы сотрудничаем не один год. Привлекаем учебные заведения нашего города – Верхнесалдинский многопрофильный техникум имени Алексея Евстигнеева и Верхнесалдинский авиаметаллургический техникум. 

Если нам требуется обучение, которое не предоставляют наши партнёры, ищем на рынке этих услуг новые предложения. Обязательно обращаем внимание на наличие лицензии, ценовую политику, территориальную расположенность и отзывы работников. Так, в апреле 2018 года мы обучили 25 специалистов цехов и отделов разработке, внедрению и построению СМК при производстве медицинских изделий. Заключали договор с предприятием из Москвы. 

Если мы говорим о постоянных курсах, например, для слесарей по ремонту и эксплуатации оборудования с правом выполнения газоопасных работ, то в этом случае привлекаем наших давних партнёров из Нижней Салды, там всегда учитывают все наши пожелания. Также мы работаем со специализированными центрами Нижнего Тагила и Екатеринбурга. 

– Как Вы оцениваете эффективность пройденного обучения?

– После каждого обучения мы просим сотрудников оценить уровень компетентности и мастерства преподавателей, полезность и практичность курсов, использование наглядных и технических средств обучения. Помимо этого, работники на ближайшие три месяца планируют выполнение работ с учётом полученных знаний и, по истечении трёх месяцев, направляют нам краткий отчёт о результатах, которые оценивает их непосредственный руководитель. Исходя из этого, мы даём оценку эффективности обучения и, бывает, отказываемся от услуг неэффективных центров. 

Мы должны сделать всё, чтобы причиной брака не послужила низкая квалификация персонала. Чтобы снизить риск до минимума, проводим мониторинг сводок о несоответствующей продукции, где отслеживаем количество брака, причиной которого является персонал. Если работник в течение трёх месяцев совершил два и более случаев брака, то мы сообщаем об этом в цех. В таком случае проводится дополнительная аттестация или обучение. 

Всего с января по май 2018 года обучено 5 965 человек, из них руководителей и специалистов – 2 192 человека, рабочих – 3 773 человека. За 2017 год освоили новые профессии 937 человек, повысили квалификационный разряд по имеющейся профессии 428 человек, освоили курсы целевого назначения 759 работников, из них 567 – специалисты или руководители. 

На краткосрочных занятиях продолжительностью от 3 до 15 часов повысили квалификацию 3 558 рабочих и 1 097 специалистов. Знания, связанные с требованиями надзорных органов, получили 2 064 рабочих и 2 802 руководителя. 

– А какова сумма инвестиций в обучение персонала на 2018 год?

– Это более 16 миллионов рублей. Наибольшая часть бюджета – 85% – направлена на обязательное обучение для получения допусков к выполнению работ в соответствии с требованиями надзорных, лицензирующих, аккредитующих органов и требований заказчиков. 9% – на повышение квалификации, 6% – на подготовку кадрового резерва. 

– И в завершение интервью, Ольга Сергеевна, о повышении квалификационного разряда. Вокруг этой темы ходит много слухов. Считается, что на повышение можно идти не ранее, чем через год. Однако не всем работникам разряд повышают. С чем это может быть связано?

– Каждый работник, желающий повысить свой квалификационный разряд, ассоциирует это с повышением заработной платы. Но не каждый понимает, что к разрядам есть свой перечень требований. Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих содержит квалификационные характеристики применительно к шестиразрядной тарифной сетке, в которых чётко прописано, что, например, рабочий 6-го разряда должен знать и уметь и какие работы выполнять. Если рабочий этой характеристике не соответствует, то может получить отказ. 

Также есть цехи, в которых не предусмотрены работы 5-го либо 6-го разряда. И тут, каким бы замечательным работником ты ни был, кадровая служба не примет решение о повышении разряда. 

В исключительных ситуациях играет роль человеческий фактор – личная неприязнь мастера и рабочего. Тогда мы рекомендуем обращаться к специалисту по кадрам или к начальнику цеха. 

Интервью вела Юлия ВЕРШИНИНА

Начать обсуждение


UP-PRO в сетях