Портал "Управление производством" 0 комментариев

Обучение инструментам Бережливого производства: тренинг и бизнес-симуляция

В этой статье поставлена цель сравнить два вида обучения инструментам Бережливого производства: в виде обычного тренинга и тренинг в форме бизнес-симуляции, игры «Введение в бережливое производство».

Автор: Аркадий Вересков

Цель: сравнить два вида обучения инструментам Бережливого производства: в виде обычного тренинга, который проводит тренер, с вовлечением участников (через «вопрос-ответ», индивидуальные и групповые задания и так далее) и тренинг в форме бизнес-симуляции, игры «Введение в бережливое производство», которое полностью моделирует процесс производства товаров, начиная от поставок сырья, изготовления продукции, приемку, и отгрузку заказчику (не спутайте с экономической игрой про производство, здесь приоритетом изучения являются инструменты Бережливого производства и акцент именно на них).

Оба вида тренинга включают как теоретическую (информационные блоки, которые рассказывает сам тренер), так и практическую части (индивидуальные и групповые задания). Ориентированы на линейное руководство в области производства (начальники цехов, смен, мастера и так далее).

Но насколько тренинги похожи и одинаково эффективны?

Есть ли смысл заказывать, проводить тот или иной вид тренинга? Этот вопрос уже на Ваше усмотрение, а я только предоставлю ниже свои выводы:

Немного о бизнес-симуляции (общие принципы, из опыта в играх которых участвовал и проводил (кто участвовал, можно не тратить время и пропустить блок)): данный тренинг обычно продолжительностью от 4 часов до трех полных рабочих смен (длительность зависит от возможности и желания заказчика, обычно же один день) и проходит в несколько этапов. Вне зависимости от их настоящих обязанностей, участники временно наделяются другими полномочиями, аналогично реальному производству: операторы производственных участков, специалисты планового отдела, ОТК или отдела продаж, работники склада и так далее. Кому-то посчастливится временно оказаться «Генеральным директором», кому-то – «Заказчиком» продукции виртуального завода.

После распределения ролей начинается рабочая смена, первая из нескольких, которая длится всегда одинаковое по продолжительности время (в пределах 10-15 минут). В течение этого периода участники тренинга действуют в соответствии со своими ролями и полученным ранее инструкциям. Кто-то осуществляет комплектование партий, кто-то сборку, другие проверяют их качество работы и работоспособность продукции, третьи – занимаются коммерческой (поставками) или сбытовой деятельностью. Обязательно есть завершающее звено – клиент (необходима последующая оценка клиентоориентированности предприятия). Весь процесс игры записывается на видео, которое, после завершения «смен» и по окончанию изучения теоретического блока, подвергается анализу всеми участниками группы.

Во время теоретической части игры, отдельными блоками после каждого раунда, объясняется, что такое Бережливое производство и его базовые понятия (ценность продукта, создание цепочки операций в потоке и обеспечение стабильности его течения, потери, инструменты бережливого производства - теория обычно формируется под запрос заказчика, исходя из чего выстраиваются и последующие «решения» в следующие смены). Решения участников не спонтанны, тренера выполняет функцию модератора и приводит к ним участников. После чего изучается запись производственной смены и, в результате совместного обсуждения группой, выявляются факторы и узкие места мешающие работать эффективно, определяются потери, тормозящие производственные процессы и осложняющие сбыт. В дальнейшем, с помощью работы групповой работы, предлагаются решения по их устранению. При решении проблем используются знания, которые участники тренинга получили во время теоретической части. Нестандартные решения также принимаются. Возможны ситуации, когда они противоречат полученной теории, и, после следующего практического этапа с их применением, эта ошибка разбирается (например, часто предлагают увеличить запасы на участках, чтобы снизить потери времени на заказы комплектующих во время смены. Излишние запасы – это один из семи видов «потерь», про которые рассказывается в теории. Позднее анализируя результаты, можно будет показать как рост запасов влияет на ухудшение финансового результата компании). Такой опыт, не только на лекции, а на практической модели, своими руками получают все участники.

Мой вывод, что данный вид обучения является наиболее оптимальным, так как не только помогает развить определенные навыки, но и поднять степень вовлечения персонала. Кроме изучения теории, применяются полученные знания в смоделированных бизнес-ситуациях. Не рассматриваются бизнес-кейсы, а именно применяются практически, в специально используемых практических местах обучения. И поэтому каждый участник может получить, изучить и оценить практический и финансовый успех, использования данных инструментов буквально своими руками и глазами. При этом так же получают практические знания о том, как результаты каждого участка влияют на общий результат компании, какие факторы влияют в лучшую или худшую сторону.

Дополнительные навыки, кроме непосредственно знакомства с инструментами Бережливого производства и определению потерь, получаемые участниками при бизнес-симуляции, в сравнении с обычными тренингами, можно выделить следующие:

1. Инструменты Бережливого производства только изучаются в теоретической части, но во время выработки решений, участники сами предлагают (часто не предполагая) использовать тот или иной инструмент, ожидая, что получат от этого эффект. Позднее они получают подтверждение своему предположению в виде явного фактического эффекта.

2. Одна из задач и это является отличием от обычного формата тренинга, можно отметить, возможность научиться «правильно» формулировать проблемы. Это получается само собой, не посвящая отдельную тему данному процессу. Не всегда у сотрудников есть понимание, как это бывает сложно, и как важно правильно формулировать проблемы.

Часто при игре предлагаются сразу решения, но остается непонятным какие проблемы они при этом решают, что вызывает замешательство у самого участника. Так же бывают ситуации, когда решения предлагаются из «невозможных» к реализации, после понимания этого, возникает неверное суждение, что такие проблемы вообще невозможно решить. Но, проводится анализ, где проблема рассматривается с разных сторон, оказывается влиять на них все равно можно. При обсуждениях часто забывают, какую цель преследуют или она подменяется, тогда происходит возвращение на несколько шагов назад и процесс протекает заново. В обсуждениях стихийно используются «мозговой штурм», «5 почему», хотя они не являются целью занятия. Это тоже опыт, при котором формируется модель поведения.

3. Командообразование. Занятие в таком формате влияет на командообразование сотрудников, так как в отличие от обычного тренинга, где практические занятия проводятся разовые, при этом могут формироваться группы в разном составе, то в данном случае, работа в течении всего тренинга достаточно сложная, все участники вовлечены на достижение единого результата для всей команды. Сотрудники совершенно разных функциональных должностей, с разных цехов и площадок начинают активно помогать друг другу, советовать, обсуждать и принимать общие решения, оценивать вместе результаты, возникает атмосфера доверия.

Активная обстановка, жизненные ситуации из производства, возможность их сравнить с настоящими производственными, позволяют раскрепоститься, вовлечь в процесс обучения тренером всех участников без исключения.

4. Понимание общих целей Бережливого производства не по словам лектора или из презентаций, а приходит во время прохождения этапов занятия, через знакомство в теории и изучения, применения на практике.

В теоретической части последовательно изучаются этапы развития Бережливого производства, это позволяет пошагово сравнивать с традиционными методами производства, пройти их через логическое мышление, что позволяет получить большее понимание необходимости изучения и практического применения.

5. КПЭ: во время занятия используются показатели, которые не всегда применяются в традиционном производстве, показывается значимость их для оценки процесса, а так же немного, но понимание и финансовых показателей.

Показатели используются во время игры и без них не обойтись. А так как в процессе приходит азарт от игры от сравнения результатов, то и показатели и методики их расчета изучаются, появляются вопросы про факторы влияния на них. Оценивается изменение следующих показателей: сколько «произвели» и сколько «отгрузили», видна эта разница и ее влияние в целом на предприятие, качество продукции через «Коэффициент приемки с 1го предъявления», время такта, оценка запасов в количественном и через денежное выражение, прибыль и доход и т.д. В итоге с помощью показателей выполняется постепенный переход понимания обычного производства к бережливому, и оценивается различия через качественный и количественный эффект.

6. Тренинг развивает внимательность к своей работе, учит пониманию производственных процессов в компании. Становится понятно, как работа на одном участке, отразится на другие участки, на поставках продукции целого завода. После тренинга появляется очевидное понимание, почему все службы должны взаимодействовать правильно, что является обязательным условием эффективной работы системы.

7. В конце занятия всегда подводится итог, можно ли применить изученные инструменты Бережливого производства на настоящем производстве в компании и какие факторы могут помешать реализации. То же свой плюс, так как в это время участники могут выразить свои опасения, поделится своим мнением. Немало важно в течении занятия фиксировать все нюансы, относящиеся к настоящему производству, которые прозвучат от участников.

8. Тренинг одновременно является и мотивационным и навыковым, имеет сильный эмоциональный вовлекающий эффект, а именно получение информации, применение и закрепление на практике знаний, использование тактильных ощущений, ожидание у участников и получение эффекта, единая цель у всей команды, вклад каждого участника в общий эффект, ощущение сопричастности к нему и так далее.

Эффект в дальнейшем от всего мероприятия в целом для компании зависит от дальнейшего использования полученных навыков, у работников появляется стремление к действиям, к реализации, чтобы увидеть данные эффекты на рабочих метах как и в игре.

Возможные направления эффектов для компании: ожидание экономического результата, больше порядка на рабочих местах, улучшение качества, рост производительности, снижение стресса и травматизма.

Готов ответить на вопросы.

Спасибо за внимание,

Вересков А.

0 комментариев
Отправить
обсуждения
Да за основу то можно взять, ещё бы демо посмотреть как работает, а то по ссылке только сотрудники м... СУМЗ: «Фабрика идей» и «Доска решения проблем» переходят на цифровую платформу
Здесь больше организационных вопросв, чем в самой платформе. Можно взять за основу Фабрику идей у Ев... СУМЗ: «Фабрика идей» и «Доска решения проблем» переходят на цифровую платформу
Белоярская АЭС принимает группы студентов, они могут быть и старше 18 лет. Но в целом да, в настояще... Туризм на АЭС: не развлечение, но просвещение
Узнайте больше Альманах “Управление производством” 300+ мощных кейсов, готовых к использованию чек-листов и других полезных материалов
Альманах “Управление производством”