"Импульс" 0 комментариев

Специалисты для России – по немецкому образцу

Уже около двух лет ВТП оказывает поддержку избранным компаниям-членам в реализации дуальной системы профессионального образования. Промежуточный итог.

Благодарим редакцию журнала "Импульс" Российско-Германской внешнеторговой палаты за предоставление данного материала. 

Автор: Катарина Шёне, Российско-Германская ВТП 

Импортозамещение играет сейчас в очень многих отраслях промышленности России огромную роль, и для многих немецких компаний возникает вопрос, как действовать в этой ситуации в России дальше, чтобы сохранить свои позиции на рынке. Несмотря на экономический кризис и санкции, все больше иностранных компаний обсуждают проекты локализации. Действовать вынуждены и многие российские компании: поскольку импортозамещение должно достигнуть определенного уровня качества, им следует модернизировать свои производства.

Наряду с такими факторами, как финансирование и требования к инфраструктуре, при планировании всегда возникает вопрос, как найти подходящие кадры на месте. Специалисты-мехатроники и промышленные механики в России редкость: в российской системе профессиональной подготовки этих профессий просто нет. И даже в менее сложных профессиях, таких как сварщики, есть большие пробелы. Соответственно, большинство компаний вынуждены обучать специалистов сами. 

Нехватка кадров как государственная задача

Правительство России признало это неудовлетворительное состояние дел, существующее в последние годы, и сделало главной задачей. Агентство стратегических инициатив (АСИ), созданное в августе 2011 года, в дополнение к таким вопросам, как улучшение инвестиционного климата в России и развитие новых технологий, обратило особое внимание на тему подготовки квалифицированных специалистов.

В 2013 году были отобраны десять пилотных регионов, с которых должно было начаться внедрение элементов дуальной системы профессионального обучения по немецкому образцу. В 2015 году к ним добавились еще три региона. Среди этих пилотов были как уже опытные регионы, такие как Свердловская область и Калуга, так и совсем новички, такие как Ярославль и Тамбов. Между тем успех проекта уже выражается в следующих цифрах: 121 компания-участница, 3541 мастер производственного обучения, 114 профессионально-технических училищ и 16811 учащихся в 13 пилотных регионах. 

Немецкий проект для России

Российско-Германская внешнеторговая палата (ВТП) в 2013 году также запустила свой проект VETnet и обучает сейчас – в сотрудничестве с шестью профессионально-техническими училищами – 68 учеников в пяти компаниях. В настоящее время проект ВТП включает в себя следующие профессии:

  • оператор контактного центра (2014: 7);
  • специалист розничной торговли (2015: 12);
  • пекарь-кондитер (2014: 4; 2015: 4);
  • мясник (2014: 6; 2015: 5);
  • повар (2014: 3; 2015: 6);
  • мехатроник (2014: 4; 2015: 6);
  • специалист по складской логистике (2014: 11). 

Взаимовыгодное сотрудничество

Некоторые из компаний находятся в пилотных регионах АСИ, и поэтому возникает тесное сотрудничество, представляющее взаимный интерес. Однако проект ВТП больше ориентирован на потребности компаний, чем самих регионов. Здесь по-прежнему основную роль играют торговые компании.

Отдельные учебные курсы продолжаются от 18 до 30 месяцев. Все обычно начинается с выявления потребностей отдельных компаний и поиска подходящего профессионально-техническое училища, которое готово построить обучение на основе дуальной модели и изменить программу.

Задача состоит, как правило, в том, чтобы набрать группу минимум в 15 человек, так как в противном случае профессионально-техническому училищу экономически не выгодно запускать такой учебный курс. Здесь ВТП действует как платформа, объединяющая компании, которые работают в одном регионе и готовы совместно обучать специалистов в той или иной области.

После того, как партнеры, училища и компании, определены, проводится интенсивная работа по привлечению учащихся. Необходимо убедить родителей, и, как правило, провести надлежащий отбор кандидатов в училищах. Обычно отбираются учащиеся второго или третьего курса, так как на более раннем этапе обучения практическое внедрение на предприятии не имеет смысла. Кроме того, на самих предприятиях должны быть обучены соответствующие специалисты в качестве мастеров производственного обучения – наставников. Они берут на себя практическое обучения – частично им оказывают поддержку преподаватели партнерских профтехучилищ. 

Первые выпускные экзамены впереди

Поскольку обучение в большинстве компаний было начато в сентябре 2014 года, проект ВТП уже движется семимильными шагами к первым выпускным экзаменам. Для этого в сотрудничестве с соответствующими ТПП разрабатываются вопросы к экзаменам и создаются соответствующие экзаменационные комиссии. Первый экзамен состоится в январе 2016 года в компании Bertelsmann в Ярославле. ВТП сопровождает все процессы как объективный партнер и гарантирует сохранение в тайне экзаменационных материалов.

Работу ВТП поддерживает Комиссия профессионального образования, члены которой согласуют и инициируют важные вехи в обучении – правила проведения экзаменов, регистрацию учебных договоров в ВТП или экзаменационные комиссии. 

Инфобокс: VETnet – экспорт профобразования

Проект VETnet направлен на внедрение элементов дуального обучения в систему профобразования в 11 странах, где работают ВТП: в Бразилии, Китае, Греции, Индии, Италии, Латвии, Португалии, России, Словакии, Испании и Таиланде. Проект осуществляется при поддержке Федерального министерства образования и научных исследований ФРГ. В рамках VETnet Российско-Германская ВТП оказывает поддержку своим компаниям-членам в реализации дуального профессионального образования в России.

Подробную информацию о проекте VETnet в России вы найдете по ссылке: http://berufsbildung.ahk.de

0 комментариев
Отправить
обсуждения
Да за основу то можно взять, ещё бы демо посмотреть как работает, а то по ссылке только сотрудники м... СУМЗ: «Фабрика идей» и «Доска решения проблем» переходят на цифровую платформу
Здесь больше организационных вопросв, чем в самой платформе. Можно взять за основу Фабрику идей у Ев... СУМЗ: «Фабрика идей» и «Доска решения проблем» переходят на цифровую платформу
Белоярская АЭС принимает группы студентов, они могут быть и старше 18 лет. Но в целом да, в настояще... Туризм на АЭС: не развлечение, но просвещение
Узнайте больше Альманах “Управление производством” 300+ мощных кейсов, готовых к использованию чек-листов и других полезных материалов
Альманах “Управление производством”