Портал "Управление производством" 0 комментариев

Большая перемена: почему фабрики создают свои «университеты»

У российских предприятий не так много времени, чтобы успеть модернизировать производство и сохранить конкурентоспособность своих товаров — эффект от девальвации рубля быстро пройдет. Но мало купить новейшее оборудование, надо найти людей, которые сумеют на нем работать. Фабрики не могут ждать, когда государство перестроит систему профобразования, они создают свои учебные центры.

Антон Титов, директор группы компаний «Обувь России»

Автор: Антон Титов, директор группы компаний «Обувь России»

В последние три-пять лет в легкой промышленности происходит технологическая революция. Лидеры рынка выбрасывают на свалку старые швейные машинки и устанавливают в своих цехах автоматизированные раскройные и швейные системы. По производительности каждый такой комплекс заменяет шесть обычных швей. А по сложности операций и их качеству ни одна швея просто не может с ним сравниться. Некоторые операции, которые с легкостью выполняют такие роботы, вручную сделать невозможно.

На Тайване уже есть обувная фабрика, где все операции автоматизированы. Весь персонал этого предприятия — несколько человек, которые управляют этими швейными роботами. Российским фабрикам, даже самым передовым, до такого уровня автоматизации еще очень далеко, но, тем не менее, смена технологий повышает требования к персоналу и в нашей стране. Ручной труд уходит в прошлое. Швея превращается в оператора станка с числовым программным управлением. Где взять таких швей?

Объединить ресурсы

Похожий вопрос наверняка задают себе руководители предприятий и других отраслей. Где взять рабочих, которым можно доверить дорогостоящую импортную технику и которые сумеют эффективно применять это оборудование? Тем более, если таких рабочих надо набрать сразу сотни, а то и тысячи. Несколько лет назад с подобной проблемой столкнулся Новосибирский авиационный завод. Предприятие получило большой оборонный заказ, приобрело самое современное оборудование, но надо было выучить новые кадры. Заводу удалось решить эту задачу. Был создан образовательный консорциум: в рамках него объединили учебные программы профессионального училища, Новосибирского авиационного технического колледжа и факультета летательных аппаратов Новосибирского государственного технического университета.

В Новосибирской области подобная схема сотрудничества теперь применяется и в других отраслях: в энергетике, приборостроении, железнодорожном транспорте, биофармацевтике. На базе училищ и техникумов созданы ресурсные центры, укомплектованные самой современной техникой. Нередко оснащать такие центры новейшим оборудованием и инструментами помогают частные компании — они заинтересованы готовить кадры "под себя". То есть, решение кадровой проблемы происходит через объединение ресурсов государства и частных компаний. Для многих компаний, от малых предприятий до гигантов индустрии, это очень эффективный вариант.

В Новосибирской области недавно создан образовательный консорциум и в сфере легкой промышленности, в нем участвуют четыре предприятия, в том числе и «Обувь России», а также ряд профильных учебных заведений региона. Кроме того, в рамках еще одного учебного проекта мы договорились объединить обучающие ресурсы Новосибирского технологического института (НТИ) и Научно-исследовательского центра «Модифицированные полимеры», который входит в нашу группу компаний. Студенты НТИ смогут выполнять свои работы в нашей лаборатории, а наши специалисты смогут пользоваться оборудованием этого института.

Конечно, возможности у предприятий разные. Крупнейшие холдинги могут себе позволить даже создание собственных вузов. Так, Уральская горно-металлургическая компания на принципах частно-государственного партнерства организовала свой Технический университет. Специально для вуза построено здание площадью 11 тыс. кв. м, ежегодно здесь планируют обучать до 12 тыс. человек по программам высшего и среднего профессионального образования. По соглашению с правительством Свердловской области в вузе будут готовить кадры не только для УГМК, но и для других предприятий региона.

Готовим рынок к новым технологиям

Впрочем, учебные центры могут создаваться и исключительно на частные средства, поскольку компании бывают заинтересованы в том, чтобы подготовить рынок к новым технологиям. Так, чтобы повысить конкурентоспособность российской обувной промышленности и ускорить внедрение новых технологий, "Обувь России" вместе с израильской компанией Orisol (один из мировых лидеров в производстве автоматизированных швейных комплексов) сейчас создает учебный центр в Бердске Новосибирской области. Общие инвестиции нашей компании в запуск центра составят около 20 млн руб.

Зачем нам нужен учебный центр? Дело в том, что мы сейчас переоснащаем свое обувное производство, инвестировали сотни миллионов рублей в дорогостоящее оборудование. Но пока не можем на сто процентов использовать возможности автоматизированных швейных комплексов и раскройных столов — нет людей, которые могут на них работать.

Обычные швейные училища не готовят таких специалистов. Отправить сотрудников на учебу к производителям оборудования? Новые автоматизированные раскройные и швейные комплексы мы купили в Израиле и на Тайване. Обучить там одного-двух специалистов можно, но нам нужно несколько десятков. Отправить столько людей на учебу за границей – это очень дорого. К тому же, когда человек начинает самостоятельно работать, у него все равно возникают дополнительные вопросы. Реальное производство каждый день преподносит сюрпризы, не предусмотренные учебным планом. И что делать в такой ситуации? По каждому вопросу летать в Израиль к разработчикам оборудования?

Мы решили, что намного более эффективным будет создать учебный центр здесь в России, рядом с фабрикой. Затраты немалые, но зато уже до конца этого года получим 80 специалистов высокого уровня. И не только швей "нового поколения". Переучиваться будут все сотрудники фабрики: от конструкторов-модельеров до инженеров и специалистов по техническому обслуживанию станков. Обучать всех необходимо потому, что с новой технологией меняется сам принцип построения моделей обуви. Весь персонал – начиная от дизайнера и заканчивая рабочим сборки – должен понимать другую логику создания моделей обуви и работать в других технологических параметрах.

Поможем конкурентам

Многие высокотехнологичные компании, такие как General Electric, Siemens, — лидеры в своих отраслях — берут на себя задачу обучать специалистов тех предприятий, которые находятся в сфере их интересов, прежде всего это поставщики комплектующих и покупатели их готовой продукции. Таким образом учебные центры таких корпораций превращаются в отраслевые.

В нашем учебном центре, который мы создали совместно с компанией Orisol, мы также планируем обучать и специалистов других компаний. Интерес уже проявили фабрики Урала и Северо-Запада России, а также Белоруссии. В Orisol удивляются, зачем нам обучать конкурентов. Но я считаю, что сейчас, когда отечественная обувь занимает меньше 30% рынка, российские фабрики не конкуренты, а коллеги. Нас настолько мало, что мы обязаны друг другу помогать, вместе повышать технологический уровень отрасли.

Наша задача при создании учебного центра — получить новые знания. У каждой фабрики свой ассортимент (кто-то шьет рабочую обувь, кто-то спортивную или женскую модельную), разные по сложности модели, технологический процесс отличается. Поэтому, обучая работе на новом оборудовании для производства разных видов обуви, мы тоже будем учиться и тем самым повысим профессиональный уровень своей команды.

Кроме того, чем больше предприятий научатся работать с новыми современными машинами и начтут их использоваться в производстве, тем быстрее в России появится сервисный центр, склад запчастей для автоматизированных швейных систем, а значит, нам проще будет их обслуживать и не придется месяцами ждать новых деталей под заказ. Поэтому мы заинтересованы в том, чтобы новые технологии как можно более широко применялись в нашей стране.

0 комментариев
Отправить
обсуждения
Здесь больше организационных вопросв, чем в самой платформе. Можно взять за основу Фабрику идей у Ев... СУМЗ: «Фабрика идей» и «Доска решения проблем» переходят на цифровую платформу
Белоярская АЭС принимает группы студентов, они могут быть и старше 18 лет. Но в целом да, в настояще... Туризм на АЭС: не развлечение, но просвещение
Отличный пример цифровизации или "умной фабрики", коллеги! А можете поделиться платформой ... СУМЗ: «Фабрика идей» и «Доска решения проблем» переходят на цифровую платформу
Узнайте больше Альманах “Управление производством” 300+ мощных кейсов, готовых к использованию чек-листов и других полезных материалов
Альманах “Управление производством”