"Старт" 0 комментариев

Дуальное образование в теории и на практике: Опыт Авиастар-СП

О недостатке квалифицированных рабочих кадров говорят уже давно, а существующая система профессионального образования рабочих специальностей с проблемой не справляется. Решить ее пытаются с помощью новой модели, которая может в корне изменить всё наше представление о системе обучения студентов – дуального образования (ДО). О том насколько эффективно подобное нововведение рассказывает директор по персоналу ЗАО «Авиастар-СП» Вадим Овейчук.

Благодарим редакцию газеты «Старт» ЗАО "Авиастар-СП" за предоставление данного материала. 

- Вадим Евгеньевич, расскажите, в чем суть дуального образования?

- Дуальное образование - условное рабочее название, обозначающее тесную связь между будущим работодателем и учебным заведением которое готовит специалистов. В первую очередь, оно направлено на подготовку высококвалифицированных рабочих и специалистов нижнего звена управления – мастеров, техников-технологов, техников-конструкторов. Основная цель ДО заключается в том, что большую часть учебного процесса студент должен проводить именно на территории будущего работодателя. Здесь проходят практические занятия, выполняются лабораторные работы, вплоть до проведения лекций, где в качестве преподавателей выступают сотрудники предприятия.

- Каким образом «Авиастар» участвует в реализации этой программы?

- Министерством образования и науки РФ в прошлом году был запущен проект по дуальному образованию. В качестве экспериментальных площадок было выбрано 10 регионов, в состав которых вошла и Ульяновская область. Наша область представлена сотрудничеством ЗАО «Авиастар-СП» и авиационного колледжа. Это было сделано в связи с тем, что именно у нас имеется определенный опыт в данном направлении деятельности, и мы уже прошли некий путь по реализации проекта.

Авиационный колледж – наш давний партнер. Именно там  для нас готовят большое количество рабочих и специалистов.

- Когда началось сотрудничество по реализации системы дуального образования?

- Весной прошлого года.

- Сейчас уже удалось чего-то достичь?

-  Да, безусловно. Во-первых, наш опыт оценивается в Министерстве образования и науки РФ. Мы сделали предложение по изменению существующего стандарта образования в сторону увеличения практического насыщения учебных программ у нас на предприятии. Кроме того, мы достаточно активно работаем с авиационным колледжем, и все больше времени студенты проводят на территории предприятия. Вплоть до того, что используют наши учебные площадки для получения новых знаний в области бережливого производства, компьютерных технологий, освоения таких программных продуктов, как Unigraphics с которыми ребята столкнутся буквально на следующий день после трудоустройства к нам на предприятие.

- По каким специальностям готовят студентов?

- В авиационном колледже пять базовых специальностей, причем одну из них открыли в прошлом году именно по нашей инициативе. Это производство летательных аппаратов, технология машиностроения, техническая эксплуатация транспортного радиоэлектронного оборудования, техническая эксплуатация электрифицированных и пилотажно-навигационных комплексов, а также прикладная информатика в области самолетостроения. Все студенты, обучающиеся по данным направлениям, безусловно, востребованы на «Авиастаре».

- Какую часть от учебы занимает практика?

-  Нам бы хотелось, чтобы порядка 60 процентов всего учебного процесса занимала практика, и ребята проводили ее в стенах нашего предприятия.  К сожалению, сейчас мы с трудом вытягиваем на 30-35 процентов и в этом кроется необходимость изменения стандарта об образовании.

- Чем занимаются студенты во время практики? Получают ли они какое-то денежное вознаграждение за свою работу?

- Практик в течение учебного периода несколько. В рамках подготовки студент должен освоить, в том числе и рабочую профессию. Поэтому первую практику он проходит как рабочий по профессии сборщик-клепальщик, слесарь по изготовлению деталей летательных аппаратов, либо если он учится на «технологии машиностроения», то  работает, как правило, токарем, фрезеровщиком или оператором станков с ЧПУ. Следующие практики – производственные и преддипломные. Они направлены на получение знаний и опыта для специалистов техников-технологов, техников-программистов. В прошлом году мы трудоустроили группу ребят на период преддипломной практики, и, будучи работниками нашего предприятия, им естественно все оплачивалось. Эту практику мы планируем продолжить также и в текущем году.

- Как ведется система наставничества? Кто их обучает?

- На любого студента, который попадает к нам на практику, готовится распоряжение и назначается куратор, либо наставник. Согласно нашему Положению, наставника денежно мотивируют за его работу со студентом.

- «Авиастар» является первопроходцем в области дуального образования в нашем регионе.  С какими сложностями столкнулось предприятие?

- В первую очередь, сложность заключается в отсутствии законодательной базы. Во-вторых, хотелось бы увеличения финансирования со стороны правительства РФ учреждений среднего профессионального образования. Учебное оборудование, на котором готовят студентов, достаточно сильно устарело. Критике подлежит и состояние другой материально-технической базы. Хотелось бы более современных инструментов преподавания. Сложность также существует в достаточно низкой мотивации сотрудников учебных заведений. Уровень их заработной платы не высок, поэтому привлечь туда профессионалов достаточно проблематично. Все эти проблемы перекладывать на плечи работодателя, на мой взгляд, нереально. В одиночку работодатель просто не справится. Хотя есть примеры и удачного партнерства. В 2009 году мы софинансировали проект по модернизации технического колледжа и  с помощью выигранного гранта был организован ресурсный центр по подготовке рабочих авиационных специальностей. В прошлом году мы также участвовали в проекте по софинансированию. Авиационный колледж из средств правительства РФ получил 17 млн. рублей, на которые было приобретено оборудование. Причем оно приобреталось по потребностям завода, и перечень этого оборудования согласовывался с ведущими специалистами «Авиастара». Наш вклад в эту программу в прошлом году составил 6 млн. рублей. В текущем году мы также планируем софинансировать авиационный колледж. Постараемся переоснастить ряд учебных классов на более современный уровень.

- Как сами преподаватели и студенты относятся к этой системе?    

-  Преподаватели только «за». Сама по себе система дуального образования предполагает втягивание в орбиту интересов предприятия учебного заведения. Преподаватели авиационного колледжа ежегодно проходят стажировку на «Авиастаре». Мы их направляем в ведущие конструкторские и технологические отделы, где они узнают самые современные тенденции в области самолетостроения. В дальнейшем хотелось бы ввести и дополнительное стимулирование мастеров производственного обучения, преподавателей. Что касается студентов, то они воочию видят, что предприятие в них заинтересовано, и строит свою политику таким образом, чтобы студенты пришли к нам уже подготовленными специалистами. В современном мире знания и высокая заработная плата идут рука об руку.

- Чего вы сами ждете от программы дуального образования?

- На самом деле система ДО - это хорошо забытое старое. Сейчас лидером в данном отношении является Германия. А Германия в свое время скопировала систему с наших, так называемых, ФЗУ и ПТУ. Тогда система была построена весьма отлаженно, но, к сожалению, мы собственный опыт растеряли, а сейчас пытаемся восстановить. Однако, система дуального образования в Германии очень хорошо поддерживается со стороны правительства денежными вливаниями. Мне бы не хотелось, чтобы система профтехобразования стала падчерицей в системе образования РФ. Хотелось, чтобы на нее обращали больше внимания, и тогда больше молодых людей захотят приобрести именно рабочую профессию.

- Как вы думаете, почему просто не ввести обязательное распределение студентов после обучения так, как это было раньше?

- Сейчас все чаще и чаще поднимается данный вопрос, но, к сожалению, ситуация противоречит ныне существующей конституции РФ. Хотя, на мой взгляд, система распределения, которая существовала в Советском Союзе, имела свои определенные плоды. То есть, молодой человек, на которого государство затратило определенные средства, чтобы превратить его в специалиста, должен вернуть эти деньги государству. У нас же получается другая картина. Огромное количество молодых людей, получив высшее образование, не работает по своему профилю.

- Сколько ребят учится по системе дуального образования?

- Мы сейчас экспериментируем. Пока еще нельзя сказать, что мы перешли на систему ДО, так как для этого необходимо будет изменить ряд законодательных актов, но в эксперименте участвуют все пять направлений в области самолетостроения в авиационном колледже. Это порядка тысячи студентов. Кстати, в прошлом году около 45 человек, которые трудоустроились после авиационного колледжа на «Авиастар», сейчас учатся у нас на Базовой кафедре и получают высшее образование.

- В целом, в каких специалистах сейчас нуждается предприятие и какие потребности мы должны закрыть в этом году?

- Согласно нашим планам, рост объемов производства будет достаточно значительным, порядка 40 % от 2014 года. И для того, чтобы реализовать программу  необходимо в течение года принять более 1000 основных производственных рабочих. Это, в первую очередь, рабочие агрегатно-сборочного производства: сборщики-клепальщики, сборщики деталей летательных аппаратов. Безусловно, потребуются специалисты в области обработки металлов: фрезеровщики, токари, операторы станков с ЧПУ. Необходимы будут специалисты и в заготовительно-штамповочном производстве. Нам также не хватает квалифицированных технологов, конструкторов и программистов.

Беседовала Айнур КАЗЫМОВА

0 комментариев
Отправить
обсуждения
Да за основу то можно взять, ещё бы демо посмотреть как работает, а то по ссылке только сотрудники м... СУМЗ: «Фабрика идей» и «Доска решения проблем» переходят на цифровую платформу
Здесь больше организационных вопросв, чем в самой платформе. Можно взять за основу Фабрику идей у Ев... СУМЗ: «Фабрика идей» и «Доска решения проблем» переходят на цифровую платформу
Белоярская АЭС принимает группы студентов, они могут быть и старше 18 лет. Но в целом да, в настояще... Туризм на АЭС: не развлечение, но просвещение
Узнайте больше Альманах “Управление производством” 300+ мощных кейсов, готовых к использованию чек-листов и других полезных материалов
Альманах “Управление производством”