Портал "Управление производством" 0 комментариев

Брянский машиностроительный завод: Опыт внедрения проекта «База знаний»

Думаю, многие согласятся с тем, что любой руководитель стремится к тому, чтобы сотрудники работали наиболее эффективно и максимально продуктивно проводили рабочее время. В связи с этим приходит необходимость внедрения в работу таких бизнес-процессов, которые бы обеспечивали повышение трудового вклада персонала в общее дело. Но вот вопрос, как выстроить такой бизнес-процесс.

Владислав Яин, начальник образовательного подразделения Учебного центра «АО «УК БМЗ»

Статья публикуется в рамках конкурса статей «Управление производством – 2015»

Автор: Владислав Яин, начальник образовательного подразделения Учебного центра «АО «УК БМЗ»  

Зачастую время тратится на разработку тех или иных процессов, которые были придуманы до нас, а это является «мудой» (в пер. с японского «деятельность, не несущая ценности»). Зачем изобретать велосипед, если он уже давно изобретен до нас? Необходимо лишь систематизировать те знания, которые существуют в современном мире. Это умение и есть ключ к успеху в нелегком деле увеличения продуктивности работы персонала.

Именно по этой причине руководство предприятия поставило перед коллективом Учебного центра АО «УК «Брянский машиностроительный завод» задачу сформировать единую базу знаний, в которой бы консолидировались все наилучшие практики, используемые на нашем предприятии, а также весь передовой опыт, который сотрудники получили во время служебных командировок, посещая другие машиностроительные предприятия.

До формирования так называемой базы знаний (такое название сформировалось в процессе разработки) существовало несколько разрозненных порталов, в которых можно было найти информацию по основным направлениям работы. Например, портал «Инженерный центр», где можно было найти техническую документацию, информацию о сертификации и т.д. Или портал «Бережливое производство», где представлена информация, касающаяся внедрения различных инструментов и работы с ними, информация о реорганизации производства и т.д. Таким образом, одной из задач базы знаний стало, в том числе, сокращение количества порталов и создание единого источника, в котором централизовано можно найти информацию по всем направлениям работы предприятия.

Первым шагом к появлению базы знаний на БМЗ стало формирование каталога обучений, в который входят все направления, которые проводятся для развития персонала предприятия. Для удобства использования каталога все обучения разбиты на группы, каждая из которых имеет свой цвет (менеджмент, комплексное обучение, подготовка производства, оборудование, качество, безопасность и охрана труда, автоматизация процессов, спецпроцессы и рабочие профессии). Каталог выложен в заводскую сеть «интранет», где у любого работника предприятия есть возможность просмотреть направления, по которым на заводе проводится подготовка, печатная версия каталога так же разослана во все подразделения завода.

До 2015 года обучение мог проводить любой работник предприятия. Теперь проводится отбор «внутренних преподавателей» (специалисты предприятия, которые помимо своей основной деятельности на предприятии, привлекаются к проведению обучения сотрудников завода). Разработано положение о перекрестном обучении, в котором описывается механизм отбора преподавателей. Изначально профессиональные знания кандидата во внутренние преподаватели оценивает эксперт по направлению, в котором проводится обучение, если этот этап успешно пройден кандидатом, работу последнего оценивает специалист-психолог. На данном этапе выявляется наличие компетенций, необходимых для качественного проведения обучения. Таким образом, за 3 месяца из 115 кандидатов, претендующих на звание внутреннего преподавателя, только 80 прошли отбор. Но на этом работа с внутренними преподавателями не заканчивается: для преподавателей проводятся развивающие тренинги, которые позволяют овладевать необходимыми компетенциями для обучения.

Проект «База знаний» был запущен во второй половине 2014 года. Изначально было множеством организационных вопросов, потому как единая база знаний казалась каким-то немыслимо сложным и непонятным процессом. Однако в процессе  слаженной командной работы бал разработан проект стандарта «База знаний», где мы постарались последовательно и подробно описать весь алгоритм работы с этим инструментом, а также механизм его реализации.

После того, как процесс работы с базой знаний стал прозрачен, понятен и стандартизирован, в каждом подразделении предприятия был назначен ответственный за работу с базой, а управление по реструктуризации (в состав которого входит Учебный центр и отдел бережливого производства) теперь является владельцем процесса «База знаний». Владелец процесса-это подразделение, которое отвечает за функционирование всего процесса, а так же координирует действия других подразделений в рамках процесса. Сотрудник, который получил новый опыт, должен связаться с ответственным лицом по формированию базы знаний от подразделения и передать ему то новое знание, которое, на его взгляд, необходимо применить. Такая практика в стандартной форме загружается на портал «База знаний» и проходит процесс согласования. Пока практика не будет согласована управлением экономической безопасности и экспертом, в профессиональном направлении которого внедряется данная практика, её невозможно будет просмотреть. Таким образом, процесс согласования выступает своего рода «фильтром» для контроля качества внедряемых практик. В том случае, если внедряемая практика пройдет согласование, она станет доступной для всех пользователей базы, и ее можно будет обоснованно использовать в работе. Ответственные в подразделениях периодически обращаются к общей базе знаний, отслеживая новые тенденции, которые можно было бы использовать в подразделениях, и ежемесячно присылают отчеты о количестве поданных и внедренных подразделениями практик в Учебный центр завода.

Проект «База знаний» позволяет в течение короткого времени в режиме онлайн найти необходимые учебные материалы, включая презентации и учебные программы, на основе которых осуществляется процесс обучения на заводе. Так же база знаний позволяет корректировать программы обучения персонала, учитывая перспективные тенденции в разных профессиональных направлениях, что является несомненным плюсом, ведь процесс обучения на предприятии – непрекращающийся процесс, который постоянно изменяется в соответствии с современными требованиями и подходами к производству и производственной системе. 

Как говорил когда-то У. Черчиль, «Совершенствоваться – значит меняться…». А меняться согласно существующим требованиям действительности и современным тенденциям гораздо удобнее, если есть надежный фундамент знаний и опыта, на который всегда можно опереться. 

О ПРЕДПРИЯТИИ

АО «УК «Брянский машиностроительный завод» (БМЗ, входит в ЗАО «Трансмашхолдинг») – одно из крупнейших предприятий транспортного машиностроения России, основанное в 1873 году. Завод более полувека является ведущим поставщиком маневровых тепловозов на территории России и стран СНГ. На сегодняшний день завод специализируется на выпуске маневровых тепловозов ТЭМ18ДМ и ТЭМ18В, магистральных тепловозов 2ТЭ25А и 2ТЭ25КМ, а так же грузовых вагонов различных модификаций.

0 комментариев
Отправить
обсуждения
Да за основу то можно взять, ещё бы демо посмотреть как работает, а то по ссылке только сотрудники м... СУМЗ: «Фабрика идей» и «Доска решения проблем» переходят на цифровую платформу
Здесь больше организационных вопросв, чем в самой платформе. Можно взять за основу Фабрику идей у Ев... СУМЗ: «Фабрика идей» и «Доска решения проблем» переходят на цифровую платформу
Белоярская АЭС принимает группы студентов, они могут быть и старше 18 лет. Но в целом да, в настояще... Туризм на АЭС: не развлечение, но просвещение
Узнайте больше Альманах “Управление производством” 300+ мощных кейсов, готовых к использованию чек-листов и других полезных материалов
Альманах “Управление производством”