"РЭА" 0 комментариев

Поможем разобраться со сложным внутренним миром: как работает карьерный консультант

О практике работы карьерного консультанта рассказала Алина Камаева, карьерный консультант Концерна «Росэнергоатом».

Благодарим редакцию журнала «РЭА» (Концерн «Росэнергоатом») за предоставление данного материала.

Алина Камаева, карьерный консультант Концерна «Росэнергоатом»

Сервис карьерного консультирования – это востребованная hr-услуга, которая активно развивается и в мире, и в нашей стране. Сегодня, особенно в условиях, когда пандемия меняет экономическую ситуацию, поддержка карьерных траекторий, помощь в развитии экспертных карьер или даже кардинальной смене рода деятельности – весьма востребованные услуги и на открытом рынке, и в корпоративной среде. HR-блок Росатома, соответствуя этой тенденции, если не на шаг впереди, то вровень с лидерами включился в эту работу. Для hr-специалистов это хорошая возможность для развития профессиональных навыков и умений, для личностного роста в том числе. Для меня помощь людям в их определении – это отличная мотивация к работе.

К сервису карьерного консультирования рекомендовала бы обращаться не просто чтобы сориентироваться в информации, а когда появился внутренний запрос, например, на развитие или чувствуется потребность в поддержке в том или ином направлении. Запросы могут быть, конечно, разными. Всегда советуем нашим коллегам не забывать для начала обратиться к непосредственному руководителю и к представителю службы правления персонала конкретного предприятия. Это может снять много вопросов и тревог в отношении развития своей карьеры.

Все самое интересное и уникальное мы публикуем в альманахе «Управление производством»300+ мощных кейсов, готовых к использованию чек-листов и других полезных материалов ждут вас в полном комплекте номеров. Оформляйте подписку и получайте самое лучшее!

Но если такой разговор, например, с руководителем начать сложно (по различным причинам), мы помогаем составить алгоритм подобной беседы. Один из вариантов в такой ситуации – начать разговор предметно: что из задач, обязанностей работник хочет и может взять на себя, в какие темы он готов углубиться, чтобы получить необходимые навыки, если их еще не хватает для следующего шага. Такую беседу руководитель воспримет совсем иначе, в отличие от абстрактного «желания расти и развиваться».

В настоящее время работа по карьерному консультированию строится следующим образом. На почтовый ящик сервиса приходят заявки; они распределяются между карьерными консультантами (нас двое в центральном аппарате, и один на Кольской АЭС, но в ближайшее время подготовленные специалисты появятся и на других филиалах Концерна). Иногда к карьерному консультанту обращаются и напрямую, эти ситуации тоже обязательно прорабатываются. Человек должен заполнить небольшую анкету, она предложена в информационных материалах. Этот момент важен, так как во время заполнения этого опросника есть возможность еще раз обдумать свои цели, выделить главное, чего бы хотелось. Желательно заполнять анкету на компьютере, чтобы не было сложностей понимания из-за почерка. Рекомендуем вписать те контактные данные, которыми будет удобно воспользоваться при разговоре. Получив заявку, консультант связывается для короткой беседы, чтобы договориться о времени более подробной консультации. Обращаясь к сервису, желательно указать, в какие часы вы будете доступны для беседы. Если консультация проходит дистанционно, то мы предлагаем беседу по видео. Зрительный контакт важен для доверительного формата разговора, для полного взаимного включения.

Для эффективной видеоконсультации необходимо, чтобы наш клиент обеспечил стабильный доступ к интернету и нашел возможность выйти на связь не через смартфон, а через компьютер: чем выше будет качество связи, тем лучше обеим сторонам разговора. Желательно не назначать консультацию совсем на вечер, когда после рабочего дня обе стороны утомлены, ресурсов для общения на важные темы уже мало. Не настаиваем, но настоятельно рекомендуем постараться учесть возможности консультанта, так как мы тоже связаны существующим графиком, и работа по карьерному консультированию как раз встроена в него.

Если клиент будет беседовать из дома, тоже нужно подготовиться. Мы рекомендуем выбрать отдельное помещение, чтобы близкие не тревожили: для консультации важно сосредоточиться, что-то покажется нужным записать для себя, что-то прокомментировать. Консультация длится от сорока минут до полутора часов; больше тоже не нужно, потому что «выгорают» психологические ресурсы обеих сторон. Если вопрос не исчерпан, мы предлагаем назначить следующую консультацию, а за время паузы обдумать то, что мы уже обсудили; вообще, паузы порой отлично помогают формировать следующие шаги, выстраивать понимание ситуации.

Может оказаться так, что консультант, ознакомившись с запросом, видит: на данном этапе человеку сложно предложить что-либо для роста. Не будем забывать, что Росатом – это один из лучших работодателей, и для молодых начальная позиция, а для зрелого возраста достижение даже средней руководящей позиции – это уже отличный результат. Карьера у нас строится зачастую медленнее, чем в сугубо коммерческих структурах, где каждую следующую ступень привыкли занимать в течение двух лет. Наблюдая за служебным ростом «сына маминой подруги», который выбрал для поприща, например, коммерческий банк, наш работник может действительно испытать замешательство, когда быстрый взлет карьеры не происходит. Но у нас в отрасли иная специфика роста: например, это освоение различных экспертных направлений, возможности для ротации или проектная работа без перемещения с занятой должности. Система финансовой мотивации достаточно гибкая, но также жестко регламентирована.

В таких случаях важно детально обсудить, что именно не устраивает  работника в сегодняшнем положении. Если он привык с предыдущего рабочего места вырастать по службе каждые год-два, то можно предложить ознакомиться с возможностями проектной работы. Если движет вполне рациональное желание зарабатывать побольше, нужно оценить имеющиеся механизмы: какие задачи освоить, чтобы получить максимум при своем грейде. Если действительно обязанности на своей должности стали рутиной, работа полностью освоена и попросту стало скучно, то какой новый функционал можно освоить с пользой для себя и для Концерна.

Беседа и все материалы нашей работы конфиденциальны, но консультанты, не знакомя друг друга с персональной информацией, могут делиться содержательной частью запросов, чтобы посоветоваться. Отчасти по этой причине мы не спешим делиться историями успеха. В карьерном повышении действует много факторов, и карьерная консультация может быть не главным. Кто-то из наших клиентов, вероятно, проходит подготовку для следующих позиций. Многие служебные шаги сегодня затруднительны, поскольку режим противодействия пандемии осложнил работу.

Кто становится нашим клиентом? Это работники из разных подразделений: есть и офисные сотрудники (пожалуй, они преобладают), но есть и оперативный персонал. Практически нет руководителей, но мы надеемся, что в определенный момент они тоже присмотрятся к нам и придут за консультацией. Возрастной состав разный – от тех, кому меньше тридцати, до тех, кто старше пятидесяти. По мере развертывания сервиса в масштабах всего Концерна нужно понимать, что специфика жизни, восприятие между столицей и нашими региональными площадками могут разительно отличаться, хотя в основе своей люди с их потребностями, мотивами, ценностями имеют больше сходства, чем различий. С одной стороны, мы и не пытаемся организовать единую централизованную службу из Москвы: желательно, чтобы консультант понимал ту обстановку, из которой к нему приходит «клиент», поэтому «локализация» специалиста здесь идет на пользу.

Но с другой стороны, мы стремимся сформировать единый уровень этой услуги. Наши коллеги с мест проходят обучение для этой роли, аналогичное нашему. Мы все находимся во взаимодействии, оказываем поддержку друг другу и точно не планируем бросить наших станционных товарищей с их кейсами наедине, а открыты и призываем к обсуждению (при этом в силе все сказанное выше о конфиденциальности персональной информации о «клиенте»). Мы убедились, что при недостатке опыта в тему карьерного консультирования погрузиться сложно; самому консультанту тоже бывает нужна помощь, подобно тому как практикующий психотерапевт непременно должен сам проходить терапию и иметь поддержку у товарища, которому доверяет: иначе ждет выгорание. Надеемся, что общая взаимная поддержка друг другу поможет нам избежать такого. 

0 комментариев
Отправить
обсуждения
Здесь больше организационных вопросв, чем в самой платформе. Можно взять за основу Фабрику идей у Ев... СУМЗ: «Фабрика идей» и «Доска решения проблем» переходят на цифровую платформу
Белоярская АЭС принимает группы студентов, они могут быть и старше 18 лет. Но в целом да, в настояще... Туризм на АЭС: не развлечение, но просвещение
Отличный пример цифровизации или "умной фабрики", коллеги! А можете поделиться платформой ... СУМЗ: «Фабрика идей» и «Доска решения проблем» переходят на цифровую платформу
Узнайте больше Альманах “Управление производством” 300+ мощных кейсов, готовых к использованию чек-листов и других полезных материалов
Альманах “Управление производством”