Подробнее 0 комментариев

Как РУСАЛ готовит кадровый резерв: «Школа мастеров», «Школа наставничества», «Новое поколение» и другие проекты

За последние два года Корпоративный университет РУСАЛа запустил множество проектов в области обучения и развития персонала: это междивизиональные стажировки, «Школа мастеров», «Школа наставничества», модульное обучение кадрового резерва, «Новое поколение», Корпоративный центр молодежных инициатив «Лаборатория РУСАЛа» и многое другое. Мы расскажем о некоторых из них.

Благодарим редакцию газеты "Вестник РУСАЛа" за предоставление данного материала.

Студенты-практиканты на САЯНАЛе

Студенты-практиканты на САЯНАЛе

Основная тенденция последних двух лет, отмечают в ДКУ, – это многократный рост спроса на организацию и проведение обучения.

– В 2017 году в программах развития персонала приняли участие 19,5 тысяч человек, что на 65% больше по отношению к 2016 году. Количество обученных резервистов составляет 1,6 тысячи человек, что в свою очередь на 77% выше показателя 2016 года, – отме­чает Юлия Рокотянская, директор департамента Корпоративного университета РУСАЛа.

Бесспорно, стратегическая задача Компании – формирование и развитие кадрового резерва. На протяжении 2017 и 2018 годов РУСАЛ непрерывно реализует программу модульного обучения резервистов. Программа развития основана на корпоративной модели компетенций и адаптирована для разных уровней должностей. За 2017–2018 годы в ней приняли участие более 2 тысяч человек. Программа нацелена на развитие компетенций в таких областях, как управление эффективностью, целеполагание и оценка результата, мотивация персонала, системное мышление, экологичное мышление, межотраслевая коммуникация, вдохновляющее лидерство. На сегодня практически завершены все модули и разрабатываются новые программы для дальнейшей работы с кадровым резервом.

Одной из задач 2017–2018 годов в рамках программ развития кадрового резерва стало увеличение количества стажировок и ротаций персонала, а именно организация стажировок не только внутри одного предприятия, но и между разными дивизионами. В 2016 году проект стартовал, а уже в 2017 году было организовано 770 стажировок по всей Компании, где 590 – стажировки внутри предприятия, 114 – между предприятиями одного дивизиона и 66 – между разными дивизионами. Данная практика представляет собой важный для РУСАЛа элемент по формированию резерва, обмену опытом и тиражированию знаний.

Скрытые резервы

Важно отметить и большую методологическую работу, проделанную ДКУ для администрирования и сопровождения деятельности, связанной с формированием и развитием кадрового резерва. Например, в конце 2017 года мы закончили разрабатывать новый инструмент для оценки персонала совместно с компанией «Детэк», который подходит как для целей оценки резервистов, так и целей найма. И уже в июне 2018 года этот инструмент был передан на предприятия и апробирован на 2,3 тысячах работников.

Безусловно, визитной карточкой 2017 года стал проект «Новое поколение», который представляет собой программу оплачиваемых стажировок для молодых людей в возрасте до 27 лет. 

Юлия Рокотянская, директор департамента корпоративный университет РУСАЛа

Юлия Рокотянская, директор департамента корпоративного университета РУСАЛа: «Сегодня остро ощущается снижение интереса молодежи к профессиям металлургического и горнодобывающего профиля. И мы видим снижение количества и качества абитуриентов, выбирающих данные направления. Для повышения престижа русаловских профессий были разработаны материалы для школьников и их родителей с информацией о наиболее востребованных на предприятиях РУСАЛа специальностях, преимуществах целевого приема и карьерных возможностей в Компании».

– Большая часть стажеров показывает высокий результат в работе, – говорит о результатах проекта Юлия Рокотянская. – Помимо прочего, мы видим прогресс в отношении наставников к стажерам и то, как растет готовность наставников передавать опыт новопоколенцам. Поддерживают проект и руководители Компании, которые неоднократно отмечали важность притока молодежи в РУСАЛ, передачи им знаний и компетенций. Мы развиваем направление по формированию пула талантов и планируем не снижать темпы по реализации программы «Новое поколение» в 2018 и 2019 годах.

В 2017 году была реализована программа «Проектный менеджмент» для 458 работников, которые связаны со строительством различных объектов и модернизацией. Обучение проходило очно на площадках в Москве, Волгограде, Каменске-Уральском, Ачинске, Тайшете и Красноярске и базировалось полностью на реальных проектах и кейсах Компании с привлечением ответственных руководителей и проектных менеджеров. Проектный менеджмент лежит в основе управления крупными строительными проектами нашей Компании, позволяет формировать команду и планировать бюджет с учетом рисков и прочих важных факторов.

Мы учимся

Для развития системы наставничества, преемственности поколений и передачи опыта в 2017 году были запущены и сейчас реализуются такие проекты, как «Школа мастеров» и «Школа наставничества».

– Мы уверены, что эти программы должны стать постоянными для реализации на предприятиях и быть основой системы передачи умений и навыков, – говорит Юлия Рокотянская.

В программе «Школы наставничества» приняли участие в 2017 году 40 наставников и 105 резервистов, а в 2018 году – 120 наставников и 1000 резервистов. «Школа мастеров» запущена год назад и направлена на развитие управленческих навыков мастеров и бригадиров, позволяет формировать резерв мастеров и бригадиров. Проект проходит апробацию на САЗе, в саяногорском филиале РИК, САЯНАЛе и ИркАЗе.

Одним из важнейших векторов работы ДКУ последние два года было укрепление отношений с опорными вузами: СФУ, СибГИУ, ИрНИТУ, УГГУ и УрФУ. Главным для Компании стало развитие внешнего пула резервистов и работа над качеством образовательных программ и преподавания. Для этих целей была разработана концепция по работе с целевыми студентами и уже в феврале 2018 года была открыта флагманская лаборатория в СФУ под названием Корпоративный центр молодежных инициатив «Лаборатория РУСАЛа». Идея нашла поддержку среди преподавателей и вызвала явный интерес со стороны студентов. Более 200 студентов заявились к участию в данном проекте, и после оценочного конкурса в лабораторию были зачислены 50 участников.

– «Лаборатория РУСАЛа» – это не место проведения опытов или испытаний, в первую очередь это среда, которая позволяет студентам работать над реальными проектами Компании с привлечением преподавателей и производственного персонала, – поясняет Юлия Рокотянская. – Выбрать проекты для студентов помогают представители предприятий, ИТЦ, а также преподаватели. В июне 2018 года успешно прошла защита первой волны проектов участниками «Лаборатория РУСАЛа» в СФУ.

В 2018 году была открыта базовая кафедра СФУ на САЗе, и уже в сентябре 2018 года начнет обучение первая группа магистрантов по направлению «Металлургия» в количестве 31 человека. Обучение проводится по программе софинансирования 70/30, где 70% расходов несет Компания и 30% – работник. Данный подход позволит обучать персонал в непосредственной близости от производства и минимизировать расходы на отвлечение персонала от работы.

Магистранты

Магистранты

У нас учатся

Одной из побед 2018 года стал запуск программы стажировок профессорско-преподавательского состава вузов. И это очень важный совместный проект вузов и РУСАЛа. В программе стажировок профессорско-преподавательского состава приняли участие Сибирский федеральный университет, Иркутский государственный научно-исследовательский технический университет и Сибирский государственный индустриальный университет. Стажировка прошла на Красноярском алюминиевом заводе в мае – июне 2018 года. Стажировки будут проходить на заводах и комбинатах в Красноярске, Саяногорске, Братске, Новокузнецке, Шелехове и Ачинске. Преподаватели, которые занимаются проектными и инжиниринговыми направлениями, смогут познакомиться с деятельностью РИКа и ИТЦ.

Также 2018 год отметился еще одним нововведением – открытием представительств РУСАЛа в приемных кампаниях опорных вузов.

– Сегодня остро ощущается снижение интереса молодежи к профессиям металлургического и горнодобывающего профиля. И мы видим снижение количества и качества абитуриентов, выбирающих данные направления. Для повышения престижа русаловских профессий были разработаны материалы для школьников и их родителей с информацией о наиболее востребованных на предприятиях РУСАЛа специальностях, преимуществах целевого приема и карьерных возможностей в Компании. Они были размещены в вузах на ярких стендах с символикой РУСАЛа в течение работы приемных комиссий.

Обучение онлайн

Фундаментальная работа велась над модернизацией системы дистанционного обучения. С мая 2018 года СДО функционирует на новой платформе «Прометей 5.0». Она позволяет сотрудникам работать с электронными учебными ресурсами как из корпоративной сети, так и через интернет, используя любые устройства, в том числе смартфоны. Существенно улучшена аппаратная база СДО. Серверы, на которых размещена система, имеют большую мощность и современное программное обеспечение, что создает предпосылки для непрерывного улучшения процесса дистанционного обучения сотрудников Компании.

Активно развивается направление разработки компьютерных тренажеров и электронных курсов по рабочим профессиям. Только на Богословском алюминиевом заводе их количество превысило 80. Все больше преподавателей теоретического обучения становятся тьюторами СДО, используя ее ресурсы в своей педагогической деятельности.

Продолжает функционировать инициативная программа Корпоративного университета «РУСАЛ – школам России», в которую вовлечены более 100 образовательных организаций в регионах присутствия. Передавая свою технологию электронного обучения школам, колледжам, университетам, РУСАЛ формирует единое информационное пространство, обеспечивающее повышение эффективности и качества подготовки учащихся, реальную реализацию принципа «образование в течение всей жизни».

Только развитие

Работа продолжается. Так, в сентябре 2018 года будут открыты еще три «Лаборатории РУСАЛа» – в Волгограде, Иркутске, Новокузнецке. Ведется работа по запуску в 2019 году таких же классов в Краснотурьинске и Североуральске на базе политехнических техникумов. Для нас это будет первый опыт проектной работы со студентами техникумов. При этом «Лаборатория РУСАЛа» уже в 2019 году начнет работу как площадка для ранней профориентации школьников.

– Тем самым мы реализуем задачу по выстраиванию единой концепции профориентации начиная со школы с продолжением ее в техникуме, а затем и в вузе. Возможно, именно ваши дети станут участниками одной из таких «Лабораторий», – говорит Юлия Рокотянская. – По примеру базовой кафедры СФУ в Саяногорске в 2019 году начнет работу базовая кафедра СФУ в Ачинске. Мы планируем сформировать поток из более чем 70 студентов-работников. Кафедра СФУ в Ачинске объединит в себе сразу два направления: «Металлургия» и «Горное дело, геология и геотехнологии».

В ДКУ отмечают, что с радостью рассмотрят предложения по улучшениям проектов либо запуску новых, и желают успехов и непрерывного развития!

Говорят коллеги

Одна из важных программ ДКУ – программа софинансирования, где 70% расходов несет Компания и 30% – работник, запущена в 2015 году. Проект помогает обучать персонал в непосредственной близости от производства. О том, чем ценна эта программа, нам рассказали ее непосредственные участники.

Дмитрий ДУДКОВСКИЙ, и. о. начальника цеха чистки оборудования АГК: «Моя специаль­ность по первому образованию – ­инженер-энергетик. Но, работая в алюминиевой компании, я понимал, что необходимо получить знания и по металлургии. Долго искал, где можно окончить заочную магистратуру, и то, что у нас на предприятии открыли набор желающих получить второе высшее образование металлурга, воспринял как подарок судьбы. Сразу же подал заявление, прошел вступительные экзамены и сейчас я студент Института цветных металлов СФУ в Красноярске. Вместе со мной обучаются еще 13 коллег из разных подразделений нашего комбината. Нам оплачивается часть обучения и проживания, предоставляется отпуск на время сессии. Конечно, учиться всегда сложно и интересно одновременно.

На практике я знаю изнутри электролизное и глиноземное производство, но мне очень интересно изучать теорию и глубже понимать технологию». 

Денис ШИЛЬД, директор департамента по обслуживанию и ремонту энергетического оборудования новокузнецкого филиала РИК: «В этом году я окончил обучение в Институте цветных металлов и материаловедения СФУ на условиях софинансирования. Расширил область своих знаний – изначально я был специалистом-энергетиком, а теперь – с упором на цветную металлургию.

Про возможность получения второго высшего образования на условиях софинансирования узнал еще в 2015 году, когда начальник производственно-технического отдела новокузнецкого филиала РИК Александр Теликанов успешно сдал вступительные экзамены и был зачислен в группу на обучение. Когда объявили набор на следующий год, твердо решил идти.

В течение двух лет я изучал фундаментальные основы теории пиро- и гидрометаллургических процессов, современные тенденции развития, проблемы и пути развития электролизного производства алюминия, литейного производства сплавов и производства углеродных материалов». 

Вадим КОНДАКОВ, мастер серии № 2 ЭП САЗа: «Решиться на новое обучение было непросто. После окончания института прошло уже восемь лет, требовалось многое вспоминать. К тому же не хотелось обделять внима­нием семью. Но в наше время нельзя стоять на месте, надо постоянно идти вперед. Все взвесив, решился.

И это было правильно. Я попал в коллектив неординарных, преданных своему делу людей. Профессора Петр Васильевич Поляков, Наталья Викторовна Белоусова – уникальные личности. Магистранты тоже все разносторонние, целеустремленные. У каждого за плечами стаж работы на производстве, свой интересный опыт.

Требования к обучающимся в магистратуре высокие. Работники РУСАЛа – не обычные абитуриенты, все с образованием. Практику мы проходили на своих рабочих местах, вели дневник практиканта. А вот некоторые дисциплины мне давались с трудом, такие как «термодинамика и кинетика».

В июне этого года я получил диплом о присвоении квалификации «магистр» по направлению «Металлургия». 

Смотрите также: Самый ценный актив: как РУСАЛ формирует внутренний и внешний кадровый резерв

0 комментариев
Отправить
обсуждения
Да за основу то можно взять, ещё бы демо посмотреть как работает, а то по ссылке только сотрудники м... СУМЗ: «Фабрика идей» и «Доска решения проблем» переходят на цифровую платформу
Здесь больше организационных вопросв, чем в самой платформе. Можно взять за основу Фабрику идей у Ев... СУМЗ: «Фабрика идей» и «Доска решения проблем» переходят на цифровую платформу
Белоярская АЭС принимает группы студентов, они могут быть и старше 18 лет. Но в целом да, в настояще... Туризм на АЭС: не развлечение, но просвещение
Узнайте больше Альманах “Управление производством” 300+ мощных кейсов, готовых к использованию чек-листов и других полезных материалов
Альманах “Управление производством”