"Сатурн" 0 комментариев

Профориентационная работа: как вырастить кадры для предприятия

О профориентационной работе как составляющей системы подготовки кадров беседуем с директором по персоналу ПАО «ОДК–Сатурн» Дмитрием Барвинком и членами профориентационного совета предприятия: главным специалистом по развитию персонала службы генерального конструктора Анатолием Лысенко, начальником учебного центра Светланой Жуковой, начальником управления по социальным программам Артемом Тихоновым, председателем Совета молодежи Олегом Розиным. 

Благодарим пресс-службу НПО САТУРН за предоставление данного материала. 

Проведение Дней открытых дверей, экскурсий учащихся на предприятие, создание и поддержка школьных музеев, участие в организации конференций и предметных олимпиад, конкурсов и тематических уроков стало для ПАО «ОДК–Сатурн» обязательной системной практикой. Идеологию и комплексный подход к планированию данного направления деятельности вырабатывает Совет по профориентационной работе ПАО «ОДК–Сатурн». Взаимодействие школ, учреждений дополнительного профессионального образования, профессиональных учебных заведений и работодателя дает результат. Ежегодно молодые специалисты пополняют ряды сатурновцев. Наполняемость групп в базовых колледжах и вузе растет. Но это не повод останавливаться на достигнутом. 

О профориентационной работе как составляющей системы подготовки кадров беседуем с директором по персоналу ПАО «ОДК–Сатурн» Дмитрием Барвинком и членами профориентационного совета предприятия: главным специалистом по развитию персонала службы генерального конструктора Анатолием Лысенко, начальником учебного центра Светланой Жуковой, начальником управления по социальным программам Артемом Тихоновым, председателем Совета молодежи Олегом Розиным. 

– Как выстроена на предприятии профориентационная работа? Какой путь понадобилось пройти, чтобы достигнуть видимого результата – наполняемости групп по профильным специальностям в РГАТУ имени П. А. Соловьева, авиационном и промышленно-экономическом колледжах?

Барвинок Д. В.: Выполнение растущих производственных планов, освоение новых видов продукции невозможно без необходимой численности персонала и без того, чтобы этот персонал был квалифицированным. Решая эти задачи, мы начали сотрудничество с учреждениями высшего и среднего профессионального образования – поставщиками условно готовых работников. Это был первый этап профориентационной работы.

Но учебные группы в вузах и колледжах по востребованным нами специальностям формировались не в полном объеме, зачастую только наполовину. Поэтому мы вошли во второй этап профориентационной работы – вышли на уровень школ.

Для разного уровня учащихся направления профориентационной работы различны. Для школьников 4–6-х классов более востребованы мероприятия, связанные с развитием кругозора, с познанием азов специальных дисциплин. В среднем звене (7–9-е классы) мы уже говорим о самоопределении, о тех требованиях, которые предъявляются к той или иной рабочей или инженерной специальности. Со старшеклассниками (10–11-е классы) идет разговор о выборе профессионального обучения, о конкретных компетенциях, объеме знаний, который им необходим для освоения будущей профессии.

– Какие специальности востребованы в «ОДК–Сатурн»?

Барвинок Д. В.: В настоящее время нам требуются токари, фрезеровщики, шлифовщики, операторы станков с ПУ, наладчики технологического оборудования, инженеры-технологи, инженеры-конструкторы, инженеры-программисты.

– Их физически не хватает или не хватает квалифицированных кадров?

Барвинок Д. В.: И то и другое. В 2017 году мы приняли на работу 200 человек – в основном из числа производственных рабочих. А если говорить про подготовку производственных рабочих, то, например, максимальный размер группы РПЭК по специальности «станочник» – 20–25 человек. Это тот выпуск, на который ежегодно мы максимально можем рассчитывать. Поэтому в свое время было принято решение об открытии собственного учебного центра, который функционирует в структуре службы директора по персоналу и решает большое количество задач, в том числе по обучению рабочим специальностям.

– Совместно с РПЭК «ОДК–Сатурн» реализует программу дуального обучения. В чем его преимущество?

Барвинок Д. В.: В дуальном образовании при подготовке специалистов по рабочим специальностям в значительной степени используются практические работы. На первом курсе процесс обучения реализуется в рамках РПЭК – ребята знакомятся с теоретическими основами, процессами лезвийной обработки, конструкцией металлорежущего оборудования и так далее. На втором курсе они проходят производственную практику в учебном центре предприятия на современном высокотехнологичном оборудовании под руководством наших наставников. А на третьем курсе в программу обучения включена производственная практика в производственных подразделениях предприятия. Получая такого специалиста, компания минимизирует материальные и временные затраты на его последующую адаптацию и обучение.

– Чем может быть привлекательна для молодых специалистов работа на предприятии? В ходе профориентационных встреч, какие аргументы в этом плане имеют вес?

Барвинок Д. В.: Во-первых, мы говорим о наличии хороших заказов у предприятия, о долгосрочной производственной программе, и это значит – о стабильной работе.

Далее мы стремимся показать, что работа на предприятии интересна, что она дает возможность проявить свои знания в создании новой продукции, что она связана с реализацией государственных и международных проектов, что существуют все возможности для того, чтобы продолжить профессиональное развитие в сфере двигателестроения.

Мы говорим о достойных условиях труда и конкурентной заработной плате с ежегодной индексацией. Для молодых ребят большое значение имеет и уровень социальных программ, существующих на предприятии, сильное молодежное движение. Приняв участие в молодежном слете даже в качестве зрителя, увидев, какие замечательные творческие ребята у нас работают, молодые люди могут загореться желанием попасть в этот круг, в этот коллектив.

– Школьникам это интересно? Они задумываются о будущей специальности, о конкретном месте работы? О том, чтобы прийти в «ОДК–Сатурн»?

Барвинок Д. В.: Смысл профориентационной работы в том и заключается, чтобы такая мотивация возникла.

Сегодня работа со школьниками вышла на системный уровень. Хорошим подспорьем в этом важном деле стало открытие профориентационного зала в школе № 30. Эта школа расположена в месте компактного проживания моторостроителей, главным образом работников конструкторского бюро.

Предприятием реализован проект по созданию на базе музея школы № 12 имени П. Ф. Дерунова регионального музейного профориентационного центра. Музей выглядит достойно, и у нас есть планы по его развитию. В частности, прорабатываем возможность пополнения экспозиции макетом натурного образца двигателя в разрезе, планируем оснастить его приводом. Для нас важно, чтобы музей действительно был настоящим региональным профориентационным центром; чтобы совместно с городским и областным департаментами образования формировались для его посещения школьные группы; чтобы работу осуществляли подготовленные методисты; чтобы учащиеся смогли извлечь из проводимых здесь мероприятий максимум интересной и полезной информации.

Для того чтобы систематизировать профориентационную работу на предприятии создан профориентационный совет, в состав которого вошли представители службы генерального конструктора, службы директора производства, службы директора по персоналу, Совета молодежи и Совета ветеранов. Он определяет приоритеты в организации профориентационных мероприятий, аккумулирует лучшие практики и опыт.

Понимая, что нам нужны живые контакты с рыбинскими образовательными учреждениями, городским департаментом образования, другими предприятиями Рыбинска, мы инициировали создание городского Координационного совета по профориентационной работе и надеемся, такое взаимодействие позволит успешно реализовать наши планы.

– Расскажите, пожалуйста, о существующих практиках профориентационной работы.

Жукова С. И.: Я бы отметила участие рыбинских школьников в профориентационном чемпионате «Построй карьеру в ОДК», проводимом под эгидой Объединенной двигателестроительной корпорации. В прошлом году в рамках этой онлайн игры ребята 5–7-х классов знакомились с производством, управлением предприятием, а в этом году старшеклассники 9–11-х классов соревновались по физике. Мы бы хотели, чтобы результаты победителей этих соревнований учитывались в виде дополнительных баллов к рейтингу при поступлении в базовые вузы. Такая льгота сегодня обсуждается на уровне минобразования и вузов.

По линии учебного центра интересны мероприятия, связанные с профессиональной пробой, – когда ребята на базе промышленно-экономического колледжа могут познакомиться с азами – «попробовать профессию», например, токаря.

Действенная работа начинается в сентябре, когда учащимся школ на базе РПЭК представители промышленности рассказывают о предприятии, востребованных профессиях, а учебные заведения рассказывают, как к ним поступить.

Лысенко А. И.: В минувшем году мы провели пилотный проект – постарались охватить все классы, начиная с пятого, различными мероприятиями. Для каждого уровня (5–6-е, 7–8-е, 9–10-е и 11-е классы) существуют свои программы.

Сначала мы рассказываем о том, что такое «ОДК–Сатурн». Почему именно в Рыбинске появился такой завод – о предпосылках этого события. Дальше по ступеням идет речь об основных предприятиях города. О том, почему сегодня «ОДК–Сатурн» является национальным достоянием России. И о том, что «ОДК–Сатурн» сегодня – это город в городе...

Ребят интересует не сегодняшний день, а будущее. «ОДК–Сатурн» – одно из первых предприятий, на котором появляются новые профессии. Мы каждый год проводим Международный инновационный технологический форум. В числе его направлений – аддитивные технологии и композиционные материалы, ИТ-технологии и робототехника – это те технологии, которые уже шагнули в нашу компанию. Это цифровые технологии. Мы говорим о цифровой экономике, а «ОДК–Сатурн» уже 20 лет живет «в цифре». И об этом нужно ребятам рассказывать.

Для того, чтобы они в этом убедились воочию, мы переходим на другой уровень – проводим экскурсии по цехам и службам, музею. Этого мало. Ребят нужно ориентировать целенаправленно. Поэтому сегодня мы проводим тематические экскурсии. Переговорили с преподавателями технологии в школе № 30, они говорят: ребят интересует такое направление, как металлургия. Отработали с нашими металлургами экскурсионный маршрут, по которому они пройдут и увидят, что такое металлургия, какие средства существуют для контроля металлов, для его структуры, как проверяются детали на качество изготовления, выявляются металлургические дефекты. Мы не ставим целью привести сюда всех. Только тех, кому это интересно. Кому-то – металлургия, кому-то – химия, конструкторские службы, ИТ-технологии.

«ОДК–Сатурн» тесно взаимодействует с профильными вузами: РГАТУ имени Соловьева, Самарским национальным исследовательским университетом имени Королева, Московским авиационным институтом, Уфимским государственным авиационным техническим университетом. В технических музеях некоторых из этих вузов представлены модели авиационных двигателей, выпускаемых «Сатурном».

Мы привлекаем студентов к научной работе. Принимаем на практику, и в течение полутора месяцев они знакомятся с технологией проектирования, с технологией изготовления деталей. И дальше уходят на защиту дипломных проектов в университеты и колледжи. Специалисты нашего предприятия входят в состав экзаменационных комиссий по защите курсовых и дипломных работ студентов.

Существует практика работы студентов по совместительству. Это позволяет познакомиться с существующими на предприятии технологиями, освоить инструмент, которым пользуется технолог и конструктор. К окончанию учебы они, как правило, выбирают темами дипломных проектов актуальные для «ОДК–Сатурн» направления. И осознанно выбирают «ОДК–Сатурн», его конкретные службы и отделы, в качестве места работы.

– Стоит сказать несколько слов и о целевой подготовке студентов.

Жукова С. И.: Предприятие реализует программы целевой подготовки студентов согласно квоте, выделенной Министерством образования РФ. В частности, в 2018 году по программам бакалавриата, специалитета и магистратуры в РГАТУ и АК РГАТУ выделено 29 мест по 16 специальностям, в СНИУ им. С. П. Королева – 1 место по 1 специальности. Отбор кандидатов на получение направления от ПАО «ОДК–Сатурн» осуществляется с учетом баллов ЕГЭ: математика – не менее 27, физика и русский язык – не менее 36; заявки на целевое обучение от родителей и выпускников школ принимаются в Учебном центре ПАО «ОДК–Сатурн» до 20 июля.

Студенты-целевики получают от предприятия стипендию, проходят на рыбинском заводе практику, защищают дипломы под руководством специалистов предприятия. У нас есть возможность анализировать учебные программы, включая те разделы, которые более интересны для предприятия.

Лысенко А. И.: Очень важно, что мы и наш базовый вуз разговариваем на одном техническом языке. Еще лет десять назад нам удалось убедить все основные кафедры университета в том, чтобы с самого первого курса студенты изучали программные продукты, которые используются в «ОДК–Сатурн». Мы адаптировали для вузов базовые программы, базовые технологии, применяемые на предприятии.

– Знания школьников соответствуют запросам компании?

Лысенко А. И.: Я бы не сказал, что нет. Оценка знаний учащихся идет по ЕГЭ. Если взять конкурс при поступлении два года назад и прошлый год, можно увидеть, насколько выросло количество ребят, приходящих на поступление в наш базовый вуз с более высокими баллами ЕГЭ. На факультет проектирования авиационных и ракетных двигателей мы наблюдаем самый большой конкурс на поступление за последние годы. Поэтому результат есть, его надо развивать.

Жукова С. И.: Выпускники школ Рыбинска по уровню подготовки показывают одни из лучших результатов в Ярославской области. У нас другая проблема – лучшие умы уезжают учиться в столичные вузы, и наша задача, чтобы они возвращались на наши предприятия в родной город.

Лысенко А. И.: Какие бы вузы наши выпускники не заканчивали, куда бы не уезжали жить и работать, нам бы очень хотелось, чтобы они гордились своим городом.

Барвинок Д. В.: Большое значение при выборе работы имеет тот город, та местность, где расположено предприятие. Каким бы развитым ни было предприятие, какой бы интересной работа ни была, в случае неразвитой городской инфраструктуры есть вероятность того, что человек будет выбирать иное место работы. Важно чтобы со стороны местных и региональных органов власти актуальные наболевшие вопросы также решались.

– Хорошим подспорьем в профориентационной работе стало открытие в Рыбинске в рамках федеральной программы детского технопарка «Кванториум»?

Барвинок Д. В.: Для нас важно, чтобы «Кванториум» максимально эффективно функционировал. Мы неоднократно проводили встречи профориентационного совета с преподавательским составом «Кванториума» и наметили направления взаимодействия. В ближайшее время мы организуем для преподавательского состава «Фабрику процессов» – деловую игру, которую практикуем в рамках развития технологий бережливого производства. Планируем прочитать курс обучения для преподавателей, для ребят, которые посещают «Кванториум», по теме интеллектуальной собственности, по основам проектного управления. Нами определены темы для новых проектов кванторианцев, которые представляют для нас практический интерес. Кроме того, может потребоваться ресурсное обеспечение технопарка. Чтобы закрепить все эти направления, «ОДК–Сатурн» и «Кванториум» подписали соглашение о сотрудничестве.

– Первичные профориентационные мероприятия, которые можно реализовывать в больших масштабах со значительным эффектом, – это Дни открытых дверей. Их организаторами успешно выступают работники управления по социальным программам. Как эта работа управления встраивается в общую профориентационную систему?

Тихонов А. В.: В деле профессиональной ориентации задача нашего подразделения чуть другая. «ОДК–Сатурн» – предприятие режимное, и это накладывает отпечаток на восприятие людей, не являющихся работниками компании. Но наша социальная политика позволяет сотруднику развиваться не только профессионально, но и в спорте, творчестве, интеллекте. Социальные проекты показывают школьникам, что наше предприятие открытое, социально ориентированное. Здесь не страшно работать, здесь хорошие условия труда, здесь адекватные работники. Здесь интересная профессиональная деятельность и интересная жизнь.

Мы уже говорили о создании на уровне города профориентационного совета. Но стоит отметить, что мы ведем депутатскую работу, пытаемся с нашими проектами заходить на территорию округов. Мы восстановили самолет на Скомороховой горе, создали Аллею моторостроителей. Совместно с администрацией города возродили праздники во дворах. Работа идет всесторонняя.

Розин О. А.: Раньше у молодежи был стереотип незнания, чем занимается предприятие. Сейчас ситуация меняется. Дети жадно впитывают всю информацию, в том числе через игры и конкурсы. И мы дважды в год проводим семейные детские конкурсы, которые позволяют им, выполняя творческие задания, узнать от своих родителей много нового. Ведь чтобы выполнить самое простое задание, нужно иметь знания о предприятии, о его продукции, о месте работы родителей.

Следующий этап – День открытых дверей, который уже в третий раз с успехом прошел на «Сатурне». Это мероприятие открывает большие возможности для посещения музея, цехов, позволяет задать интересующие вопросы. Большую часть посетителей составляют семьи работников предприятия. И очень важно, что дети могут увидеть, где работают мама и папа.

Для старших классов школ мы проводим конкурс «Держи курс на «Сатурн», в ходе которого через игровую форму школьники получают знания о заводе.

Кроме того, каждый год порядка 1300 школьников посещают наше предприятие. Подшефная работа охватывает все без исключения городские школы. График экскурсий расписан на целый год, количество экскурсий растет. В этот график могут попасть и районные школы, а также школьники из Ярославля. Это говорит о том, что нас знают и хотят к нам попасть.

Барвинок Д. В.: К вопросу, с какого возраста ведется профориентационная работа, замечу, что в предновогоднем мероприятии – конкурсе детского семейного творчества «Новогодняя мастерская» – самой младшей категорией участников были дети сотрудников от 3 до 5 лет.

Тихонов А. В.: На подведение итогов мы всех детей-участников приглашаем в музей, где они видят настоящие двигатели. Каждому ребенку дарим подарки. И это все важный элемент профориентационной работы.

Розин О. А.: Есть понимание, что любовь к самолетам может воспитываться и на уровне детского сада. Знаю от работников-родителей, что в детских садах на ящиках для одежды детей вместо яблочек, слоников, зайчиков появляются самолетики и лопатки двигателя.

– Какие школьники, выпускники колледжей, вузов нам интересны? Каких людей ждут в «ОДК–Сатурн»?

Жукова C. И.: Энергичных, готовых развиваться, обучаться, командных игроков и прежде всего неравнодушных.

Барвинок Д. В.: Приведу слова Экзюпери: «Если ты хочешь построить корабль, не надо созывать людей, планировать, делить работу, доставать инструменты. Надо заразить людей стремлением к бесконечному морю. Тогда они сами построят корабль...» И в нашем случае – это люди, которые любят небо, свою страну, дорожат ею, которые хотят ее видеть сильной и независимой. И, безусловно, это творческие талантливые люди, у которых есть желание сделать этот мир лучше.

0 комментариев
Отправить
обсуждения
Да за основу то можно взять, ещё бы демо посмотреть как работает, а то по ссылке только сотрудники м... СУМЗ: «Фабрика идей» и «Доска решения проблем» переходят на цифровую платформу
Здесь больше организационных вопросв, чем в самой платформе. Можно взять за основу Фабрику идей у Ев... СУМЗ: «Фабрика идей» и «Доска решения проблем» переходят на цифровую платформу
Белоярская АЭС принимает группы студентов, они могут быть и старше 18 лет. Но в целом да, в настояще... Туризм на АЭС: не развлечение, но просвещение
Узнайте больше Альманах “Управление производством” 300+ мощных кейсов, готовых к использованию чек-листов и других полезных материалов
Альманах “Управление производством”