"Импульс" 0 комментариев

Локализация в России: вызовы для кадровиков

Число немецких компаний, которые в ответ на новые условия локализируют свое производство в России, пока является достаточно ограниченным. При этом компании таким шагом могут решить сразу несколько проблем: высокая добавленная стоимость в России снижает риски обменного курса. Марка «Сделано в России» помогает в эпоху политики импортозамещения также претендовать на участие в тендерах и поставлять товары компаниям, контролируемым государством. 

Благодарим редакцию журнала "Импульс" Российско-Германской внешнеторговой палаты за предоставление данного материала. 

Автор: Кристиан Тегетхофф, CT Executive Search 

Нынешняя экономическая ситуация предоставляет компаниям, готовым к инвестициям, некоторые преимущества; в их числе – увеличение предложений на рынке труда. 

Отраслевая специфика выбора места расположения

Компании, которые принимают решение начать производство собственной продукции, строят свои заводы, как правило, не в Москве или Санкт-Петербурге. При выборе места расположения свою роль играют многие факторы, такие, например, как местный инвестиционный климат, инфраструктура и близость к поставщикам и клиентам. Важным аспектом является также местный рынок занятости – есть ли в наличии достаточное количество местных квалифицированных рабочих? Является ли конкурентоспособным уровень зарплаты?

В различных отраслях промышленности в течение многих лет возникли определенные кластеры: потребительские товары часто производятся в регионах Санкт-Петербурга и Москвы, автомобильная промышленность располагается в Калуге, в Ленинградской области и в Поволжье. Каждый из этих регионов имеет свои преимущества, но ставит менеджеров по персоналу перед конкретными вызовами. 

Тренд: местный руководитель

При создании производства можно выделить три группы сотрудников: это рабочие, квалифицированные рабочие и служащие, а также управленческая команда завода. В задачу отдела по работе с персоналом входит набор необходимого числа сотрудников и своевременное их обучение, с тем, чтобы к моменту запуска производства они были в наличии. В это же время должна быть создана проектная группа, которая координирует этап строительства.

Проектная группа почти всегда характеризуется международным участием и состоит из специалистов существующих заводов, знакомых с производственными процессами и сопровождающих передачу технологий. Дальновидные компании нанимают руководителя проекта уже за год или два до начала процесса строительства и используют это время, чтобы основательно обучить нового сотрудника и познакомить его с корпоративной культурой. Как правило, в качестве руководителя проекта часто используют российских менеджеров с целью назначения его впоследствии в качестве управляющего директора созданной производственной компании.

Этот «тренд использования местного руководителя» связан в основном с важностью поддержания контактов с местными российскими муниципалитетами. Кроме того, требуется знание специфики строительных норм и правил, сотрудничество с соответствующими поставщиками услуг. Поэтому русский руководитель проекта, пропитанный в результате тщательной подготовки духом компании и ставший своим, является, по мнению многих компаний, наилучшим выбором. 

Обучение квалифицированных рабочих – необходимость

Несмотря на все усилия администрации, компаниям по-прежнему трудно набирать готовых квалифицированных работников на рынке труда. Российская система профессионального обучения до сих пор считается слишком теоретической, методы, опирающиеся на принципы немецкой дуальной системы, еще не вышли из проектной стадии.

Поэтому менеджеры по персоналу должны учитывать более длительный, чем в других странах, срок подготовки и повышения квалификации новых сотрудников. Для этого необходимо строительство учебного центра на месте, возможно, в сотрудничестве с другими производственными компаниями, или обучение персонала за рубежом. В автомобильной промышленности заводы в Польше, Чехии и Словакии часто выступают как места производственного обучения персонала. 

Предложение рабочей силы сегодня возросло

Проще оказывается во многих регионах найти рабочих. С помощью собственных медиакампаний или в сотрудничестве со специализированными сервисными агентствами во многих регионах удается найти необходимое количество рабочих к необходимому сроку. Международные компании по-прежнему популярны и имеют преимущество над российскими компаниями, если в регионе существует нехватка рабочей силы.

Набирающим сотрудников компаниям в настоящее время подыгрывает и экономическая ситуация: в российских промышленных центрах за последние месяцы были уволены тысячи рабочих, так что предложение рабочей силы выросло.

Новые условия в России способствуют компаниям, готовым к инвестициям. Возросшее предложение на рынке труда, в отсутствие альтернатив лояльный персонал – это те положительные факторы, которых не было еще два года назад. Рассчитанные на основе евро зарплаты достигают в некоторых регионах уровня восточно-азиатских стран – если наличие и сохранение сотрудников в течение многих лет являлись одной из проблемных областей при создании производства в России, то в настоящее время они превратились в ее преимущество.

0 комментариев
Отправить
обсуждения
Да за основу то можно взять, ещё бы демо посмотреть как работает, а то по ссылке только сотрудники м... СУМЗ: «Фабрика идей» и «Доска решения проблем» переходят на цифровую платформу
Здесь больше организационных вопросв, чем в самой платформе. Можно взять за основу Фабрику идей у Ев... СУМЗ: «Фабрика идей» и «Доска решения проблем» переходят на цифровую платформу
Узнайте больше Альманах “Управление производством” 300+ мощных кейсов, готовых к использованию чек-листов и других полезных материалов
Альманах “Управление производством”