Подробнее 0 комментариев

Эффективность с комфортом: проект «Новый дизайн рабочего пространства госкорпорации «Росатом»

У российской атомной отрасли легендарная история: ей досталась слава первопроходцев и революционные разработки. Но есть и другое наследие: устаревшая инфраструктура, унылые здания заводов и институтов. Новое время диктует свои правила, и чтобы оставаться лидером, привлекать талантливых специалистов, нужно соответствовать тенденциям времени во всех смыслах, даже в организации рабочего пространства.

КОНЦЕПЦИЯ лаборатории «Гиредмета». ABD Architects

КОНЦЕПЦИЯ лаборатории «Гиредмета». ABD Architects

Благодарим редакцию газеты "Страна Росатом" за предоставление данного материала. 

В 2013 году стартовал проект «Новый дизайн рабочего пространства госкорпорации «Росатом», нацеленный на разработку и применение единых корпоративных принципов и стиля в оформлении помещений предприятий атомной отрасли. Реализованные на пилотных площадках дизайн-проекты можно будет увидеть уже в конце этого года. 

Чем комфортнее человеку на рабочем месте, тем эффективнее он трудится, не отвлекаясь на неудобные мелочи. Эргономика пространства, искусство максимально удобно и продуктивно обустроить помещение, уже возведена в ранг науки. «Росатом» движется в этом направлении в рамках внедрения ПСР. По итогам исследования вовлеченности ряд предприятий отрасли уже внедряет принципы эффективного устройства рабочего места и помещений в целом. Но кроме комфорта на рост показателей производительности влияет планировка и дизайн того пространства, в котором сотрудник работает. Дизайн – это не только эстетика, хотя роль красиво оформленного помещения крайне важна, это и правильная организация рабочего пространства. Основная задача проекта «Новый дизайн рабочего пространства» - демонстрация нового облика предприятий отрасли. Облика, который соответствует изменениям в госкорпорации и активизирует креативную деятельность, формируя настрой на создание нового. Проект поддерживает формирование корпоративной идентичности, повышение производительности труда, гармонизацию социальных отношений, формирует пространство эффективных коммуникаций и новый имидж «Росатома», в том числе на международном уровне. 

Секреты роста производительности

В проекте по созданию эффективного пространства совпали желания руководства госкорпорации и интерес ведущих архитекторов России и мира. Ведь это почетно и престижно - поучаствовать в создании помещений нового качества для высокотехнологичной отрасли. «Никаких атомных секретов мы архитекторам и дизайнерам не выдавали, - сразу уточняет координатор проекта «Новый дизайн рабочего пространства» Светлана Губина. - Они предложили нам множество идей и решений, как обустроить помещения, чтобы человеку работать было комфортно и производительность его труда повысилась».

В 2014 году госкорпорация провела международный творческий конкурс концепции корпоративного дизайна рабочих и общественных пространств. Лучшие решения и инновации, представленные на конкурс, в котором приняли участие свыше 800 архитектурных бюро со всего мира, и легли в основу тех базовых принципов, по которым «Росатом» будет менять свое рабочее пространство.

На старте проекта был проведен опрос сотрудников, чтобы выяснить, что лично им мешает работать. Больше всего те были недовольны нехваткой функциональных зон (кухонь, учебных классов, комнат отдыха, кофе-зон, переговорных и т. п.), плохим освещением, шумом, отсутствием вентиляции. На производстве и в лабораториях нет мест для приходящих на практику студентов, приезжающих в командировку сотрудников. Планируется, что помещения, оформленные с применением базовых принципов, будут избавлены от этих недостатков.  

Мобильность

Базовые принципы при этом не догма. Это набор рекомендаций по организации любого типа рабочего пространства, будь то цех, лаборатория или офис. Один из основных принципов – модульность, когда конкретная единица интерьера может легко трансформироваться. К примеру, несколько небольших переговорных залов с легкостью могут стать конференц-залом с помощью передвижения ролл-перегородок. В таких помещениях-трансформерах подвижно практически все, кроме самих модулей, привязанных к кабельным сетям. Мебель тоже разная, зачастую трансформирующаяся или модульная, чтобы ее можно было использовать в различных ситуациях. Так что мобильность мебели не только помогает найти сотруднику удобное положение, но и вносит в его жизнь элементы креативности: он сам может создать рабочее пространство.

Другой принцип – рабочие места могут быть трех типов: для постоянных сотрудников, для тех, кто приезжает в командировки или для студентов, и для гостей. Многие не любят пускать за свой стол чужих людей. Возникает дискомфорт, тормозящий рабочий процесс, но если будут предусмотрены резервные места, установлены  откидные столы и стулья рядом с розетками, точкой доступа в интернет, если можно будет звонить по телефону, не мешая другим, это значительно облегчит положение.

«Мы очень хотим, чтобы люди, работающие в разных подразделениях, могли общаться. Наличие таких мест, как зоны неформального общения, комнаты отдыха, кухни и кофе-зоны, способствуют сплоченности и вовлеченности сотрудников в процессы корпорации», - поясняет Светлана Губина. 

Эффективность на первом месте

Опенспейс, или концепция офисов без кабинетов, когда все в одном помещении, сейчас очень популярна среди дизайнеров. Но не везде она применима. Светлана Губина поясняет, что некоторые руководители просят организовать открытые офисы с минимальным уровнем перегородок, другие, учитывая особенности работы, требующей сосредоточенности, внимания и тишины, напротив, в открытом пространстве не нуждаются. Но и для таких в проекте «Новое пространство» есть решение – специально оборудованные места, где человек может уединиться, переговорить по телефону, провести неформальную встречу.

КОНЦЕПЦИЯ проектного офиса НИАЭП — АСЭ

«Конечно, многие хотят, чтобы их кабинеты были как можно дальше от начальства и при этом с глухими переговорами. Не будем скрывать, так легче отвлекаться – поговорить с родными, зайти в соцсети, - говорит Светлана Губина. - И такие отвлечения даже рекомендованы психологами. Но сам рабочий процесс требует результатов, и как правило, высоких. Поэтому для отдыха и неформального общения архитекторы и дизайнеры предлагают оборудовать специальные помещения. Туда и кресло массажное можно поставить, и стол для пинг-понга, и тренажер, и кофе-машину».

При планировке каждого помещения архитекторы и дизайнеры тщательным образом исследуют запросы и потребности сотрудников, которые впоследствии будут работать в этих помещениях. «Мы пытаемся найти баланс между нуждами работника и начальника и принципами эргономичной организации пространства. И все-таки эффективность рабочего пространства идет на первом месте, а эстетика уже потом», - говорит Светлана Губина. Она подчеркнула, что работа непосредственно с будущими пользователями пространства очень важна, ведь только они знают особенности своей деятельности, что конкретно надо для эффективности определенного процесса.

Это далеко не исчерпывающий список базовых принципов. В каждом дизайн-проекте под конкретную пилотную площадку архитекторы и дизайнеры применяют семь-девять принципов, что качественно изменит пространство. Поскольку в списке пилотных площадок есть самые разные предприятия – АЭС, институты, заводы, уже до конца года удастся продемонстрировать на практике всю палитру планировочных и оформительских подходов. Важно, что другие предприятия отрасли могут оценить, как это работает, и присоединиться к программе в 2016 году. 

Пространство для людей

Цель проекта на данном этапе – разработать дизайн-проекты для конкретных пилотных площадок с применением лучших приемов и решений, полученных на творческом конкурсе. А после провести ремонтно-строительные работы и презентовать результат. Планируется, что лучшие проекты или решения можно будет тиражировать на других предприятиях отрасли, и не только в офисах, но и на производстве и в лабораториях. «Проект в первую очередь нацелен на рядовых сотрудников предприятий атомной отрасли. Мы хотели бы создать пространство, которое работает для людей и на людей», - говорит Наталья Губина.

Она пояснила, что уже отобраны пилотные площадки – те предприятия, где на этот год были запланированы ремонтно-строительные работы и деньги были заложены в бюджет и руководители которых, что немаловажно, высказали заинтересованность в участии в проекте. Это Машиностроительный завод, Электрохимический завод, РФЯЦ-ВНИИЭФ, Ленинградская АЭС и Ленинградская АЭС-2, «Гиредмет», «НИИграфит», ТРИНИТИ, НИАЭП-АСЭ, НИКИЭТ.

На этих предприятиях были созданы рабочие группы из числа персонала. Совместно с архитекторами и дизайнерами группы формируют техническое задание на дизайн-проектирование, обсуждают и утверждают планировочные решения, стиль оформления, расстановку мебели, решают вопросы, возникающие в процессе проектирования.

Еще один немаловажный фактор при проектировании - максимальное использование материалов и мебели российского производства. До конца мая предприятия, помещения которых стали пилотными площадками, должны утвердить дизайн-проекты и приступить к ремонтно-строительным работам под авторским надзором архитекторов и дизайнеров. Полученный результат, как мы уже говорили, планируется презентовать отраслевым предприятиям, планирующим ремонтные или строительные работы. «СР» будет следить за ходом реализации проектов и обязательно расскажет о том, как архитектурные и дизайнерские решения воплощены на конкретных предприятиях. 

Базовые принципы нового пространства «Росатома»: 

  1. Планировка – маршрутизация
  2. Модульность (мебели, помещений), помещение-трансформер, мультифункциональность
  3. Использование современных материалов и современных приемов организации пространства, в том числе световых, решения для комфортной среды (отсутствие прямых источников света, шумопоглощение и т. п.)
  4. Зонирование вместо (в том числе цветовыми решениями) разгораживания
  5. Сочетание открытых и закрытых элементов (помещения должны давать возможность и сосредоточится, и отдохнуть, возможность для разных типов деятельности)
  6. Три типа рабочих мест (для постоянных сотрудников, приходящих сотрудников, разовых посетителей)
  7. Вовлечение сотрудников в управление пространством
  8. Концепт оформления
  9. Навигация вместо слепых зон (в том числе как элемент корпоративной идентичности).
  10. Цветовое разнообразие (отказ от монотонности)
  11. Функциональное разнообразие (концепции «работа – место паломничества», «третье место» и т. п.), в том числе выделенные зоны отдыха (зона комфорта, мини-кухни, переключения внимания, концепты «два мира – личный и рабочий», «микромиры», инструментарий снятия напряжения – «человечность» интерьера и дизайна и т. п.)
  12. Озеленение
  13. Смешение отделов
  14. Централизованные функции (бумаги, печать и т. п.), это помогает, в том числе, экономить место для дополнительных функций (отдых, мини-кухня и т. п.)
  15. Стимул для коммуникаций между сотрудниками (принуждение к коммуникации)

Текст: Ольга Плотонова, Фото: «Росатом»

0 комментариев
Отправить
обсуждения
Здесь больше организационных вопросв, чем в самой платформе. Можно взять за основу Фабрику идей у Ев... СУМЗ: «Фабрика идей» и «Доска решения проблем» переходят на цифровую платформу
Белоярская АЭС принимает группы студентов, они могут быть и старше 18 лет. Но в целом да, в настояще... Туризм на АЭС: не развлечение, но просвещение
Отличный пример цифровизации или "умной фабрики", коллеги! А можете поделиться платформой ... СУМЗ: «Фабрика идей» и «Доска решения проблем» переходят на цифровую платформу
Узнайте больше Альманах “Управление производством” 300+ мощных кейсов, готовых к использованию чек-листов и других полезных материалов
Альманах “Управление производством”