5 проблем новичка в коллективе: как успешно пройти период адаптации с помощью наставника

Рассмотрим пять типичных проблем.

14 ноября 2017

Благодарим редакцию журнала "Компания НЛМК" за предоставление данного материала.

Проблема 1. Ко мне не относятся серьезно.

И даже так: иногда мне кажется, что меня просто не замечают. Каждый занят своим делом, у каждого свой круг общения, а обо мне могут запросто говорить в третьем лице, когда я нахожусь рядом.

О чем речь?

Как бы ни было неприятно, но это совершенно нормально: можно сказать, это нечто вроде «законов стаи». Вспомните, вы наверняка все это уже видели в детстве: в класс в разгаре учебного года приходит новый ученик или в компании во дворе появляется парень, который недавно переехал с родителями в ваш город — разве они сразу получили доверие и нашли друзей? Рабочий коллектив мало чем отличается: вас еще не знают, не понимают, на что вы способны и чего от вас ждать, — а некоторые (даже взрослые и опытные люди) сами стесняются незнакомцев. 

Слово наставника

Тут нет никакой беды. Первое: я помогу вам ближе познакомиться с коллегами и влиться в коллектив. Иногда стоит просто найти общую тему, и общение наладится, иногда отношения значительно теплеют после совместного обеда или чаепития с нехитрым угощением. Второе: вам нужно проявить себя в работе, показать коллегам, что вы настоящий профессионал, а моя задача — помочь вам получить нужные навыки именно на нашем предприятии и раскрыть свой потенциал. 

Проблема 2. Мне трудно разобраться в моих обязанностях.

Да, я хорошо учился и многое знаю в теории, но тут, на новом месте, свои порядки и процессы — коллеги-то их знают, а я «плаваю». А спросить, что к чему, как-то неловко: во-первых, все очень заняты, во-вторых — не хочу прослыть неучем. 

О чем речь?

Вы не неуч — вам просто пока не хватает опыта. Сами знаете, какая пропасть между теорией и практикой. А насчет коллег: да, все они очень заняты и зачастую просто не подозревают, что их младшему товарищу нужна помощь. Как же они могут об этом узнать, если вы ничего не говорите? 

Слово наставника

Предлагаю вместе изучить ваши обязанности и подумать, как лучше построить вашу работу. Я объясню все, что могу объяснить сам, а если понадобится дополнительная помощь, обратимся к нашим коллегам — заодно ближе с ними познакомитесь! И давайте договоримся: нельзя НЕ задавать вопросы, если что-то не понятно. Стоит иметь в виду, что пока вы новичок, спрашивать — самое естественное ваше действие. Но услышанное не должно вылетать из головы: время-то идет, и однажды на вас действительно начнут косо смотреть, когда вы начнете в сотый раз выяснять элементарные вещи. 

Проблема 3. Мою работу никто не оценивает.

Я делаю все так, как мне кажется правильным, но реакции — ни положительной, ни негативной — от своего начальства не получаю. Приходится двигаться дальше на ощупь, а это довольно трудно.

О чем речь?

За годы обучения вы привыкли, что вашу деятельность получает почти мгновенную оценку: отл., хор., удовл., неуд. На работе все иначе: никто не станет тратить время на анализ каждого вашего движения. Запомните: если вы делаете что-то не так, вам сообщат об этом очень быстро — мы ведь все работаем в одной связке, и чужие ошибки быстро скажутся на других. И, конечно, ваше выдающееся достижение тоже без внимания не останется. Если же коллеги никак не комментируют ваши действия, это значит, что вы работаете нормально. 

Слово наставника

Наставники нужны для того, чтобы не только передавать вам знания и опыт, но и для оценки ваших успехов. Будем действовать вместе: я объясняю и показываю, вы запоминаете и повторяете, потом начинаете работать самостоятельно, но всегда буду рядом и наблюдать, чтобы помочь исправить ошибки — и отметить успехи, разумеется! 

Проблема 4. Мои идеи остаются без внимания.

Уверен, что способен помочь всем работать эффективнее, но меня просто не слушают. 

О чем речь?

Воспринимать идеи совершенно нового (тем более, молодого) сотрудника способны единицы: люди уверены, что их практический опыт ближе к реальности, чем различного рода теории. Конечно, глядя на процесс свежим взглядом, вы видите множество вещей, которые можно улучшить, но чтобы ваши предложения воспринимались всерьез, необходимо заработать какой-никакой авторитет — а на это всегда нужно время. 

Слово наставника

А есть еще один очень простой путь — расскажите о своих идеях мне. Я здесь как раз для того, чтобы уделить вам больше внимания, чем другие наши коллеги. Поверьте, вместе мы сможем объективно оценить ваши предложения, и если они действительно интересные, я смогу их донести до нужных людей. Уж меня-то точно будут слушать. Но часто бывает так, что идеи, которые вам кажутся новыми, на самом деле уже воплощены, или же ваши мысли требуют «доводки» — вот давайте вместе этим и займемся. 

Проблема 5. Мне кажется, что я нахожусь не на своем месте.

Я так долго хотел получить эту работу, получил желанное место, но, кажется, это было ошибкой — может, пора увольняться?

О чем речь?

Такие мысли — обычное дело даже для опытных работников. Все мы подвержены влиянию настроения и порой слишком остро реагируем на мелкие неудачи. Что уж говорить о новичке, который пока с трудом ориентируется не только в новых задачах, но даже в здании, где работает! Конечно, вы растеряны, плюс наступила естественная фаза разочарования. Но все это совершенно нормально для периода адаптации.

Слово наставника

Давайте-ка не будем рубить с плеча. Подумайте вот о чем: что вы, по большому счету, знаете о своей работе по прошествии всего нескольких месяцев? Думаю, не очень много. Только проработав значительное время, можно судить о своем месте в системе. Предлагаю расслабиться, «узнать друг друга получше» и действовать методом полного погружения. У нас есть, чем заняться хорошему специалисту — и я вам обо всем расскажу.

Начать обсуждение


UP-PRO в сетях