Траблшутер Максим Сучков об особенностях перехода бизнеса в «высшую лигу»

Как попасть в бизнес-элиту, «утяжелиться», проникнуть в закрытую дверь? Об этом и многом другом рассказал один из ведущих российских специалистов в области траблшутинга, глава Troubleshooter office «Штаб 24» Максим Игоревич Сучков. 

13 декабря 2017
Troubleshooter office «Штаб 24»

Траблшутер

Максим Игоревич Сучков, глава Troubleshooter office «Штаб 24»

- Максим Игоревич, вначале ликбез для начинающих – что такое траблшутинг? 

- Дословный перевод с английского «отстреливание проблем». Но это как раз тот случай, когда дословный перевод не совсем отражает суть. Людям свойственно упрощать, поэтому многие полагают, что это либо «решалы», либо «кризис-менеджеры». А это нечто иное. Некий симбиоз маркетинга, политтехнологий, психологии, юриспруденции, лоббизма и еще нескольких вроде бы никак не связанных друг с другом отраслей. Именно поэтому современный траблшутер – это не герой-одиночка, а команда специалистов. В моей, например, есть постоянный костяк – это 11 человек. 

- Как «11 друзей Оушена»? 

- Несколько клиентов в шутку нас именно так и называют. Но тут нужно сразу отбросить около-криминальный подтекст. Как мы помним в известном фильме «11 друзей» часто совершали поступки за гранью закона. Подобное недопустимо. Да, иногда это выглядит как самый быстрый путь и соблазн велик, но нельзя «подставить» клиента. В том священная мантра ремесла. К тому же ни одну устойчивую модель невозможно построить на вещах, находящихся вне границ правового поля. В пылу конкурентных войн тонкую черту между добром и злом пересекать нельзя. 

- С базовыми ценностями определились, теперь самое время спросить: каков тренд? Что самое востребованное на рынке? 

- На передовой – поиск и развитие новых конкурентных преимуществ, а также продвижение товаров и услуг в условиях агрессивной конкурентной среды. Обострившаяся конкуренция диктует свои правила, многие собственники и компании стараются «утяжелиться», обзавестись апгрейдом в виде траблшутеров. И вот тут кроется нечто вроде ментальной ловушки. Ее суть довольно точно отражает следующий параграф: «Не каждый может стать нашим клиентом – к этому нужно быть готовым». Параграф опубликован на нашем сайте и многие удивляются – зачем там этот «отпугиватель». 

- Большинство, наверняка, делает вывод, что речь о больших деньгах, что все это очень дорого?.. 

- Конечно, траблшутинг – занятие не из дешевых, но параграф вовсе не об этом. Он о том, что не каждый готов к тому, чтобы перейти в элитный дивизион. Мы начинаем работать только с теми, кто действительно хочет и может покорить «высшую лигу», а значит, готов принять определенные правила игры, определенную драматургию событий. 

- Каковы критерии готовности и неготовности? 

- Правда такова – существует огромное количество успешных предпринимателей, да и не только предпринимателей, но и представителей иных отраслей - от политиков до персон из шоу-бизнеса, которые желают выглядеть как «аристократы», а ведут себя как «мелкие лавочники». Это касается всего – от общения с секретаршей до методов ведения бизнеса. Поэтому у них ничего не получается. У элитарности есть свои законы, которые важно неукоснительно соблюдать. Наличие амбиций и денег вовсе не означает автоматический пропуск в «высшую лигу». Еще хуже туда войти, а потом сразу вылететь. 

- Как это все происходит? Как взлететь и не упасть? 

- Чаще всего применяем метод, который мы назвали «Путь из грязей в князи». Понятие «из грязей» вовсе не ругательство и не издевательство. Для тех, кто хорошо знаком с историей – выражение «из грязей» значит вход в элиту не по родовому, династийному принципу, а за заслуги. Вкратце стратегия такова. Наши клиенты обзаводятся помимо базовой ниши еще несколькими. Кто-то становится меценатом, кто-то борцом за экологию или чьи-то права, но почти каждый получает некую общественную или политическую нагрузку, становясь в определенной нише самым главным – тем, кто вручает «Оскар». Не получает «Оскар», а сам его вручает – это важно! Правила ведения бизнеса тоже немного меняются – из состояния постоянного тушения мелких пожаров переходим к тактике недопущения пожаров в принципе. Эта фишка есть у всех, кто переживает болезнь роста – главный отдел, это отдел по «тушению пожаров», а не отдел развития. А раз так, то пожары будут всегда. В нашей аптечке есть хороший антибиотик, с которым «пожарный тромб» быстро рассасывается. Грамотный лоббизм тоже присутствует. Все описанные выше действия сопровождаются подсветкой в той целевой аудитории, куда мы наметили попасть. Обкладываем «цель» красными флажками, вынуждая «ее» или «их» заметить нашего клиента и в итоге принять его в свои ряды. Высший пилотаж – не стучаться в закрытую дверь, а быть туда приглашенным. 

- Прямо как в кино или в театре. Разве такое в жизни бывает? 

- Бывает, да еще как. Аналогия с театром и кино как нельзя уместна. Не мной подмечено, что общество, экономика и политика живут по законам драмы. Когда я озвучивал параграф со словами «не каждый может быть нашим клиентом», то имел в виду и то, что клиент принимает нашу драматургию, наш сценарий, нашу режиссуру. Клиент примеряет новую роль, максимально в нее вживается. Конечно же, по ходу действия происходит переработка сценария, адаптация к реалиям. На выходе в 100% случалось так, что роль – это вовсе и не роль, а отражение самой сути клиента, его положительных и сильных сторон. Нетрудно догадаться, насколько подобные проекты захватывающи и интересны. Для нас в том числе. Поэтому последнее время в основном только этим и занимаемся. Получается неплохо. В разделе «итого» - семь выходов в «высшую лигу». И пока ни одного падения. 

- А каков средний срок перехода? 

- Примерно год. Иногда чуть больше, иногда чуть меньше. При этом, огромное влияние на скорость оказывает качество исполнителей. «Клиент» - это не всегда человек, часто это компания или бренд. А настоящий траблшутинг – это не консалтинг. Мало говорить «как делать» - многое, если не все нужно уметь делать самим. Поэтому, поначалу главными действующими лицами становятся наши же сотрудники. Уже затем, внутри компании, либо извне мы подыскиваем ключевых персоналий, способных в регулярном режиме осуществлять все то, что делалось при нашем участии. Обычно на старте нужных людей просто нет. Их приходится находить и обучать в деле, в режиме «делай как мы». 

- А где интересно берутся кадры для траблшутинга? 

- Как это ни странно, большинство команды аккумулировалось после избирательных кампаний. Я сам до недавнего времени работал в области политтехнологий. Выборы – это постоянное оттачивание управленческих навыков. Там сразу видно – кто есть кто. Маркетологи, пиар-специалисты, юристы, айтишники, психологи – кого только не встретишь во время выборов. Естественный отбор просеял через сито многих, оставив лучших, я бы даже сказал – уникальных. В команде есть люди таких компетенций, которых нет ни в одном реестре профессий. 

- Вам часто доводилось пропускать своих клиентов через выборные жернова? 

- Несколько раз. Выборы – отличный инструмент быстрого входа в истеблишмент, метод вовлечения в процесс ключевых персоналий, знакомства, связи и так далее. Правда, с годами кардинально изменилось целеполагание. Скажи мне лет десять назад, что выборы станут не целью, а средством, ни за что бы в это не поверил, но так случилось. Теперь это лишь один из инструментов. 

- Сейчас много семинаров по траблшутингу. Как к этому относитесь? Сами не думали открыть какие-нибудь курсы? 

- Я выступал публично на тему траблшутинга ровно 9 раз. Не уверен в том, что будет десятый. Постепенно пришло ощущение, что траблшутингу в том понимании, которое в него вкладываю я и моя команда, вряд ли можно научить. Мне кажется, что это ремесло, к которому есть некая врожденная предрасположенность. Вооружать всех подряд сертификатами траблшутера, на мой взгляд, не совсем правильно. Да и свободного времени нет. Жизнь расписана на полгода вперед, какие тут курсы. Возможно, когда-нибудь в будущем. Пока же есть масса интереснейшей «живой» работы. 

Записал Михаил Вальцов

Начать обсуждение


СеминарыВыставкиКонференции
UP-PRO в сетях