"Iron Magazine" 0 комментариев

Промышленность 4.0: Ситуация на рынке труда изменится кардинально

Многим из нынешних школьников никогда не доведется профессионально реализоваться в тех же сферах, что и их родителям. Миллионы существующих сегодня рабочих мест, прежде всего это касается «белых воротничков», вскоре исчезнут навсегда. Зато появится спрос на навыки, считающиеся экзотикой. Эксперты прогнозируют, что четвертая промышленная революция кардинальным образом изменит ситуацию на рынке труда.

Благодарим Отдел корпоративных СМИ ООО УК "МЕТАЛЛОИНВЕСТ" за предоставление данного материала. 

После аварии в 2011 году на японской атомной электростанции «Фукусима» исследовательское агентство DARPA, работающее на Пентагон, объявило конкурс с призом в 2 млн долл. на создание робота-спасателя, способного выполнять разноплановые задачи в опасных условиях. Победителем стал двуногий андроид HUBO от Корейского института передовых технологий KAIST. У него, если можно так выразиться, атлетическое телосложение – рост 180 см и вес 80 кг. Он может самостоятельно двигаться, распознавать лица и речь людей. При этом его сенсоры и программное обеспечение позволяют выходить за границы возможного для человека – например, глаза робота действуют независимо друг от друга, детально исследуя местность и формируя ее трехмерную карту.

Летом прошлого года HUBO поразил экспертов DARPA, выполнив за 44 минуты цепочку заданий, среди которых были передвижение по сложному рельефу, расчистка мусора, применение различных рабочих инструментов и даже вождение внедорожника. А в начале нынешнего года робот прибыл в швейцарский Давос, чтобы стать участником 46-го заседания Всемирного экономического форума (ВЭФ), титульной темой которого была названа четвертая промышленная революция. 

Восстание машин?

Как заявил в своем выступлении основатель и бессменный президент ВЭФ Клаус Шваб, человечество стоит на пороге перемен, аналогов которым еще не было. Во время первой промышленной революции, начавшейся в XVIII веке, сила воды и пара позволила механизировать производство. Во второй, стартовавшей в конце XIX столетия, электроэнергия помогла перейти к массовому выпуску. В третьей, продолжающейся с 1950-х годов по сегодняшний день, электроника и IT автоматизировали производство. Сейчас в параллель с ней начался этап новой промышленной революции, переход к так называемой Индустрии 4.0. HUBO прибыл в Давос, чтобы наглядно продемонстрировать это.

Но идет ли речь о «восстании машин», чем так любят пугать публику создатели фантастических кинофильмов? Отчасти да – роботов будет больше. Но в чистом виде – нет. Индустрия 4.0 характеризуется сочетанием технологий, «которые размывают границы между физической, цифровой и биологической сферами», заявил Клаус Шваб. Таким образом, скорее речь о симбиозе нескольких явлений, среди которых лишь одно – непосредственно роботизация. А еще есть, к примеру, Интернет вещей, то есть концепция сети объектов, способных взаимодействовать друг с другом и внешней средой, а также «слышать» команды.

Инновации в ближайшие годы исключат из многих производственных сфер человека

Переход к Индустрии 4.0, очевидно, связан с углублением высокотехнологичных решений. Это может существенным образом перекроить рынок труда, поскольку инновации исключат из многих производственных сфер человека, предостерегает Клаус Шваб. ВЭФ был даже подготовлен специальный доклад The Future of Jobs, посвященный данной теме.

Исследование проводилось в странах, где занято более половины совокупной мировой рабочей силы – это в том числе США, Германия, Япония, Китай, Индия, Бразилия, ЮАР. Эксперты опросили HR-директоров почти из 2,5 тыс. компаний. Выводы такие: революция неизбежна, она приведет к росту спроса на управленцев и специалистов, занятых в высокотехнологичных областях. Причем развитие Интернета и облачных технологий размоет привычные границы офиса – гибкий график и труд «на удаленке» будут повсеместными. А миллионы нынешних рабочих мест, прежде всего в административной сфере, исчезнут. Здесь людей вытеснят компьютеры и машины.

И главный сюрприз: по мнению исследователей, около 65% детей, которые сейчас отправляются в начальную школу, будут работать по специальностям, пока вовсе не существующим. При этом помимо 100%-ной IT-грамотности базовыми навыками для профессионалов будущего станут умение учиться, критическое мышление и самоконтроль. Фактически речь идет о том, что подрастающему поколению не доведется довольствоваться полученной после школы специальностью, их трудовой путь будет в обязательном порядке связан с адаптацией к возникающим вызовам и непрерывным развитием. 

Карта будущего

Авторы The Future of Jobs не включили в исследование Россию, однако подобного рода вопросы активно обсуждаются и в нашей стране. Вот уже несколько лет Агентство стратегических инициатив (АСИ) и Московская школа управления «Сколково» реализуют проект, получивший название «Атлас новых профессий». Эпиграфом к нему служит высказывание знаменитого американского ученого и писателя-фантаста Айзека Азимова: «Сейчас как раз то самое время, когда настоящее прямо на наших глазах превращается в будущее».

Атлас описывает ключевые тренды, влияющие на развитие ситуации на рынке труда, анализирует положение дел во всех базовых отраслях экономики, а кроме того, содержит перечень 180 наиболее востребованных в перспективе профессий. Глава АСИ Андрей Никитин призывает: «Покажите «Атлас» детям. Может быть, ваш ребенок найдет в нем то будущее, о котором мечтает».

С большой долей уверенности, говорят составители «Атласа», можно предсказать следующие тренды – глобализацию (здесь в том числе речь о команде специалистов из разных стран, работающих дистанционно), внедрение сложных управленческих систем, автоматизацию и использование программируемых устройств, рост требований к экологичности. Не правда ли, много пересечений с The Future of Jobs?

Совпадения показывают, что процессы становятся все более явными. «К «Атласу новых профессий» можно относиться по-разному. Кто-то увидит в нем фантазию на тему, каким будет мир будущего с точки зрения профессий. Но давайте вспомним Карела Чапека, который в 1920 году придумал роботов как термин. А сегодня роботы – часть нашего мира», – отмечает Андрей Никитин. 

С блеском металла

Все вышесказанное относится к экономике в целом, хотя в разных отраслях, понятно, своя специфика. Горно-металлургическая отрасль – одна из тех, что подробно рассматриваются в «Атласе». «Здесь уже были сделаны существенные инвестиции в оборудование. Однако отрасль и в будущем неизбежно будет находиться под воздействием таких глобальных процессов, как роботизация и автоматизация», – полагает Дмитрий Судаков, руководитель проекта, а также ведущий образовательных программ в АСИ и бизнес-школе «Сколково».

По мнению составителей «Атласа», рост глобальной конкуренции приведет к существенным изменениям, связанным с разворотом в сторону более «чистого» производства, повышением качества технологических процессов. Постепенно нормой станет «белая» металлургия – философия, постулатами которой являются внедрение наилучших технологий, высокий уровень образования персонала, экологичность, комфортные условия труда. Рабочие при этом будут выполнять меньше физических операций, чем сейчас. «На человеке, скорее всего, со временем будут лежать только обязанности контроля и координации», – говорит Дмитрий Судаков.

На человеке будут лежать только обязанности контроля и координации

Особенно крепко это укоренится скорее даже в добыче, чем переработке. Причем речь не только о самих производственных площадках, но и о вспомогательных блоках. «Чаще будут внедряться безлюдные технологии, а сотрудники начнут работать дистанционно в виртуальных командах и телеметрических системах. В ряде случаев будет развиваться производство с минимальным количеством людей и большим количеством технологий, восполняющих их отсутствие (например, удаленная медицина)», – говорится в документе.

Отдельные металлургические профессии (а их сейчас более 500) начнут сокращаться, переходя в разряд «пенсионеров», их место займут новые. К примеру, появятся супервайзеры оборудования (для сопровождения сложной техники), экорециклеры (для решения задач по утилизации отходов и восстановления окружающей среды), конструкторы новых металлов (для создания сплавов с предзаданными или изменяющимися свойствами), проектировщики оборудования порошковой металлургии (для получения металлов на стыках разных наук).

В добывающем секторе прогнозируется спрос на системных горных инженеров (для работы с объектами природопользования на полном жизненном цикле), экоаналитиков (для анализа угроз для окружающей среды), инженеров-интерпретаторов телеметрии (с оговоркой, что в дальнейшем эти функции также сможет выполнять машина), инженеров роботизированных систем, операторов беспилотных аппаратов (для разведки месторождений), координаторов распределенных проходческих команд. 

Время учиться

Составители оговариваются, что не стоит рассматривать «Атлас» как догму. «История полна примеров неудачных прогнозов и пророчеств: скажем, в начале ХХ века энтузиасты воздухоплавания обещали, что собственный самолет будет у каждой семьи; в середине века ожидалось, что повсюду будут разъезжать автомобили с атомными реакторами. Но есть и множество примеров очень удачных предсказаний: родоначальники знаменитой Кремниевой долины в США не только предугадали эпоху персональных компьютеров и Интернета, но и сумели заработать на их появлении», – говорится в документе.

Профессионал будущего должен будет легко и быстро адаптироваться под задачи практически любой компании

«Атлас» содержит не просто прогноз по появлению новых профессий, но также мнение о том, на каких специалистов спрос будет неуклонно падать. В этом «скорбном» списке, кстати, такие популярные у сегодняшних выпускников профессии, как бухгалтер, аналитик, юрисконсульт, нотариус, логист, переводчик. Когда «Атлас» впервые вышел в 2014 году, его часто критиковали за оторванность от реальности и «раздутый» список профессий-«пенсионеров». Время, как говорится, покажет. Хотя по некоторым пунктам прогнозы уже сбылись. Так, составители «Атласа» предсказали, что уйдет в прошлое профессия турагента, и растущая популярность сервисов онлайн-бронирования уже подтверждает это.

Однако встает вопрос: где будут готовить кадры для новой экономики? В документе есть список отраслевых вузов, куда по логике стоит за этим обращаться. Однако в их учебных программах пока профессии будущего представлены далеко не всегда. В этом году АСИ рассчитывает совместно с Минтруда и другими заинтересованными органами власти выпустить уже официальный перечень новых и перспективных профессий, под которые будут разрабатываться стандарты. Тогда можно будет наконец говорить о начале подготовки кадров.

Впрочем, базой здесь должен стать не только сам «Атлас». По словам руководителя направления «Молодые профессионалы» в АСИ Дмитрия Пескова, будут учитываться также запросы работодателей и анализ стандартов международных чемпионатов WorldSkills. При этом планируется выявить целый ряд кросс-отраслевых компетенций. А это значит, что профессионал будущего в случае надобности должен будет легко и быстро адаптироваться под задачи практически любой компании. 

Текст: Мария Богородская

0 комментариев
Отправить
обсуждения
Здесь больше организационных вопросв, чем в самой платформе. Можно взять за основу Фабрику идей у Ев... СУМЗ: «Фабрика идей» и «Доска решения проблем» переходят на цифровую платформу
Белоярская АЭС принимает группы студентов, они могут быть и старше 18 лет. Но в целом да, в настояще... Туризм на АЭС: не развлечение, но просвещение
Отличный пример цифровизации или "умной фабрики", коллеги! А можете поделиться платформой ... СУМЗ: «Фабрика идей» и «Доска решения проблем» переходят на цифровую платформу
Узнайте больше Альманах “Управление производством” 300+ мощных кейсов, готовых к использованию чек-листов и других полезных материалов
Альманах “Управление производством”