"Тракторные заводы" 0 комментариев

Проценты по кредитам не позволяют развиваться целым отраслям машиностроения

Каково сейчас самочувствие отечественного машиностроения, как нынешняя кредитная политика душит отрасль и почему будущее все-таки за профессией машиностроителя –  эти и другие вопросы в интервью осветил первый зампред Думского Комитета по промышленности, первый вице-президент Союзмаш России Владимир ГУТЕНЕВ.

Владимир ГУТЕНЕВ, первый зампред Думского Комитета по промышленности, первый вице-президент Союзмаш России

Владимир ГУТЕНЕВ, первый зампред Думского Комитета по промышленности, первый вице-президент Союзмаш России

Благодарим Пресс-службу Концерна "Тракторные заводы" за предоставление данного материала.  

В СОЗНАНИИ ДИРЕКТОРОВ ПРОИЗОШЕЛ ПЕРЕЛОМ 

– Владимир Владимирович, как себя чувствует российское машиностроение сегодня, каковы перспективы его развития?

– Если говорить об общем состоянии отрасли, я бы оценил его как удовлетворительное. Несмотря на известные сложности, связанные как с внешними, так и с внутренними причинами, российское машиностроение выстояло. Очень важно, что при этом четко определились три положительных фактора, позволяющие с уверенностью говорить о будущем этого сектора промышленности.

Первый из них связан с четким осознанием государственными структурами и общественными институтами того места, которое занимает машиностроение в экономике страны. Что отрасль действительно является фундаментом всей промышленности. Подтверждением этому стал Съезд машиностроителей России, состоявшийся в Колонном зале Дома Союзов 19 апреля этого года. Обратите внимание: в это же время на соседней улице в здании Государственной Думы Правительство РФ отчитывалось перед депутатами. Но, понимая важность и практическую направленность нашего машиностроительного форума, в его работе приняли участие и заместитель Председателя Правительства Дмитрий Рогозин, и министр промышленности и торговли Денис Мантуров. В зале находились главы субъектов РФ, директора крупнейших корпораций и ведущих предприятий страны, представители деловых и финансовых кругов, российской науки и гражданского общества.

Принципиальным для машиностроителей стало выступление на съезде Президента России Владимира Путина, выразившего полное понимание серьезности проблем отрасли и подтвердившего тезис о том, что она должна стать символом национального успеха.

Второй вселяющий уверенность фактор – это перелом в сознании директорского корпуса, особенно тех директоров, которые стали руководителями промышленных объединений и предприятий, не имея инженерного образования. Осознание того, что не сиюминутная коммерческая выгода, а только опережающее технологическое развитие производств способно обеспечить прочное место на рынках и уверенное движение вперед как минимум параллельно с развитием технологий.

И, наконец, третий фактор. Мы еще сами недостаточно осознали цену подарка, преподнесенного нам в виде санкций и других подобных ограничений. Нам показали наши слабые места, дали возможность понять собственные возможности и исправить системные ошибки. Мало того, в сложившейся ситуации мы нашли новых дружественных нам партнеров. Понимающих, что взаимовыгодное сотрудничество всегда лучше для обеих сторон, чем противопоставление и изоляция.  

Обобщая вышеизложенное. Имея высочайший интеллектуальный потенциал и достаточные материальные  ресурсы, Россия имеет все возможности войти в число государств с высокотехнологичной промышленностью. Точек роста у нас вполне достаточно. А машиностроение, как ему и положено, будет основным драйвером для российской экономики. 

– Какие проблемные секторы машиностроения Вы можете назвать, и в каких наметился уверенный прорыв?

– Про уверенный прорыв в каких-либо отраслях промышленности говорить рано. Везде проблемы, и некоторые из них достаточно серьезные. Увереннее чувствуют себя отрасли, связанные с ОПК. По понятным причинам Россия вынуждена тратить на «оборонку» значительную часть своего бюджета. Там эти деньги используются прежде всего для создания собственных инновационных продуктов и технологий, необходимых для поддержания обороноспособности страны. И показатели работы предприятий ОПК соответствующие, для большинства отраслей пока недостижимые. Объем производства продукции в 2015 г. увеличился почти на 13%, производительность труда за год выросла на 7,2%, а за период 2007-2015 гг. – втрое. Несмотря на понятные ограничения в поставках, ОПК стал наиболее экспортоориентированным сектором производства, обеспечив России твердое второе место в мире по экспорту вооружений.  В прошлом году его объем составил порядка 14,5 млрд долл. Это показатель прежде всего конкурентоспособности и технологичности продукции.

В этой связи хочу отметить, что практически вся современная военная техника использует электронику и материалы самого высокого уровня разработки и производства. Поэтому распространение  наработок ОПК на  «гражданке» становится первоочередной задачей, тем более, что пик загрузки ОПК в рамках гособоронзаказа произойдет в следующем году, а затем будет постепенно снижаться. Отмечу, что вопросы конверсии и диверсификации касаются не только техники, но и производственных систем лучших предприятий. А такие есть в каждой отрасли, не только в ОПК. 

СУБСИДИИ ПОМОГУТ СМАНЕВРИРОВАТЬ 

– Какие меры поддержки оказываются российскому машиностроению?

– Это целый комплекс мер. Он включает в себя как финансовые рычаги типа субсидирования отдельных направлений и адресного субсидирования предприятий, так и такие специальные инструменты, как Фонд развития промышленности, Агентство стратегических инициатив, Агентство по технологическому развитию, Российский экспортный центр, специальные инвестиционные контракты.

Ваших читателей прежде всего интересуют, конечно, вопросы поддержки производства техники, выпускаемой Концерном «Тракторные заводы». Да, его продукция, как и других предприятий, выпускающих сельскохозяйственную технику, сегодня крайне востребована. Ежегодно в сельхозработах задействовано около 460 тыс. ед. тракторов, из которых порядка 60% имеют износ более 10 лет. А коэффициенты обновления парка в 2-3 раза ниже, чем коэффициенты выбытия, то есть парк заметно уменьшается. Ежегодный объем закупаемой аграриями техники в среднем составляет около 12 тысяч единиц, а ее общий дефицит только по двум позициям оценивается в 180 тысяч тракторов и 80 тысяч комбайнов. Кроме того, достичь высоких показателей в сельском хозяйстве без существенной модернизации средств производства невозможно.

Эти проблемы могут решать предприятия-производители сельхозтехники, которые работают в рамках постановления Правительства РФ от 27.12.12 № 1432. Например, входящее в Концерн «Тракторные заводы» ООО «Волжский комбайновый завод». В рамках документа завод  реализует зерноуборочные комбайны АГРОМАШ 3000 и АГРОМАШ 4000 со скидкой не менее 25% от расчетной цены.

– Что именно предусматривает и на какие предприятия распространяется действие постановления?

– В нем установлено, что основным мероприятием в качестве меры государственной поддержки технической и технологической модернизации сельского хозяйства предусмотрены субсидии за счет средств федерального бюджета. Они предоставляются производителям сельхозтехники на возмещение затрат на ее производство, если продукция реализуется  сельхозтоваропроизводителям со скидкой. В 2015 году Минсельхоз России заключил соглашения о предоставлении субсидий с 41 предприятием сельхозмашиностроения. Субсидии и скидки предоставляются на 59 наименований техники. Сумма выплаченных субсидий составила 5,2 млрд рублей. В результате продажи сельхозтехники российского производства выросли почти в 4 раза.

Новый антикризисный план Правительства РФ предусматривает увеличение размера субсидий производителям до 10 млрд рублей, они будут выделены из антикризисного фонда. Кроме того, 16 мая 2016 г. принят ряд постановлений (№ 416-421), утверждающих правила предоставления субсидий российским производителям самоходной и прицепной техники на компенсацию части затрат, связанных с использованием энергоресурсов энергоемкими предприятиями, с выпуском и поддержкой гарантийных обязательств, а также с содержанием рабочих мест. 

– Способны ли субсидии российским производителям  стать реальной преградой экспансии иностранных производителей продукции машиностроения на российский рынок?

– Конечно, нет. Эти и другие подобные меры позволяют только маневрировать в рамках принятой стратегии поддержки отечественных производителей приоритетных отраслей. Или оказать адресную помощь отдельным нуждающимся предприятиям, уход которых с рынка по каким-либо причинам нецелесообразен. Это только часть программы поддержки, или, если хотите, защиты российских производств, причем далеко не самая главная часть. А основная – это федеральные целевые программы развития отраслей народного хозяйства, реализация которых обеспечит создание высокотехнологичных производств, позволяющих выпускать по-настоящему конкурентоспособную продукцию. Это и будет главной преградой для экспансии иностранных производителей. 

ЦЕНТРОБАНК РОССИИ НЕ НЕСЕТ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ОБЩИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ 

– Насколько успешно сегодня в России реализуются программы импортозамещения?

– Процесс импортозамещения становится более системным, более формализованным, подкрепленным набором новых регуляторных инициатив. В долгосрочной перспективе эффект импортозамещения должен выражаться в увеличении числа отраслей, в которых мы будем конкурентоспособны на мировой арене. И в наращивании доли товаров несырьевого сектора в общем объеме российского экспорта. И, конечно, в уровне заработной платы наших граждан, обеспечивающих работу промышленного блока. Для этого следует задействовать все каналы наращивания технологических компетенций.

Непосредственно микроэлектроника остается в центре внимания как государственных структур, так и предприятий-разработчиков и изготовителей оборудования.  Все понимают, что она, как и станкостроение, остается базовой отраслью всего машиностроительного комплекса, понимают ее возрастающую роль в его развитии. Выступая на съезде машиностроителей, Президент России дал четкое указание безотлагательно реализовать принятые решения о формировании заказа на гражданскую продукцию микроэлектроники.

Относительно станкостроения. В этом году Фонд развития промышленности запускает специальную программу поддержки отечественного станкостроения. На ее реализацию из федерального бюджета предусмотрено 1,2 млрд рублей. Для участия в программе развития серийного производства станков и оборудования объем собственных средств должен составлять не менее 30%, тогда заем может быть предоставлен на 7 лет под 5% годовых.

– Какие еще меры необходимо в краткосрочной перспективе предпринять для укрепления российского машиностроения? В частности, как СМР работает в направлении совершенствования механизмов предоставления дешевых кредитов?

– Да, несоразмерные проценты по кредитам не позволяют развиваться целым отраслям машиностроения, в том числе станкопрому и радиоэлектронной промышленности. Я не раз говорил и повторю еще: для качественного развития экономики России необходимы недорогие «длинные» кредиты под 5-7%  годовых, а также увеличение объемов адресного финансирования. Я уже не говорю о политике количественного смягчения по примеру западных стран, предусматривающих возможность введения отрицательных ставок по депозитам, обеспечивающих доступность кредитных ресурсов для полноценного развития реального сектора экономики.

Мы боремся, но в условиях, когда Центробанк не несет ответственности за общие экономические показатели, а Минэкономразвития в основном занимается развитием прогнозов, к сожалению, перевести наши предложения в практическую плоскость не удается. Нужно политическое решение. 

НАСТУПАЕТ ВРЕМЯ «ИНДУСТРИИ 4.0» 

– Владимир Владимирович, наше интервью проходит в преддверии VI Международного молодежного промышленного форума «Инженеры будущего 2016», который пройдет в Ижевске. В чем важность этого мероприятия для молодых специалистов машиностроительной отрасли?

– Промышленность России сегодня особенно остро нуждается в специалистах, обладающих высоким интеллектуальным потенциалом, инновационным уровнем мышления, способностью создавать, внедрять и использовать новое на современных  предприятиях самых разных отраслей. Именно они, молодые инженеры, в ближайшее десятилетие будут движущей силой перехода России на новый уровень передовой державы с развитой высокотехнологичной и социально ориентированной экономикой.

Предстоящий в Ижевске форум – это уникальная возможность обменяться передовым опытом, презентовать собственные  инновационные проекты, поучиться у других, завязать полезные знакомства.

– Почему сегодня важно, чтобы молодые люди выбирали профессию именно машиностроителя? Что бы Вы хотели пожелать делегатам форума?

– Дело в том, что значимость управленцев, организаторов, юристов, бухгалтеров уходит с приходом концепции «Индустрия 4.0». Это нужно четко понимать. Будущее принадлежит людям творческих профессий, приходит время творцов. А кто, кроме инженера, соответствует этому высокому профессиональному и человеческому званию? Именно инженер объединяет знания в систему, творит и реализует продукт творчества в конкретное решение.

Поэтому участникам и гостям ижевского форума я желаю быть дерзкими в исканиях, упорными в достижении цели, и, в конечном счете, стать творцами новой России!

Пользуясь случаем, поздравляю могучий коллектив Концерна «Тракторные заводы» с прошедшей памятной датой – десятилетием со дня рождения. Желаю ему стать ярким примером высокотехнологичного промышленного объединения 21 века! 

Ирина КОСЯКОВА

0 комментариев
Отправить
обсуждения
Да за основу то можно взять, ещё бы демо посмотреть как работает, а то по ссылке только сотрудники м... СУМЗ: «Фабрика идей» и «Доска решения проблем» переходят на цифровую платформу
Здесь больше организационных вопросв, чем в самой платформе. Можно взять за основу Фабрику идей у Ев... СУМЗ: «Фабрика идей» и «Доска решения проблем» переходят на цифровую платформу
Узнайте больше Альманах “Управление производством” 300+ мощных кейсов, готовых к использованию чек-листов и других полезных материалов
Альманах “Управление производством”