«Цифровизация — это клей, связывающий все направления технологического развития»

Директор по технологиям в области разведки и добычи, руководитель технологического центра Repsol Сантьяго Кесада рассказывает о модели технологического развития компании, основных направлениях работы своего центра и новых цифровых технологиях, которые внедряются в работу уже сегодня.

29 ноября 2017

Сантьяго Кесада, директор по технологиям в области разведки и добычи, руководитель технологического центра Repsol

Сантьяго Кесада, директор по технологиям в области разведки и добычи, руководитель технологического центра Repsol

Благодарим редакцию корпоративного журнала "Сибирская нефть" ПАО «Газпром нефть» за предоставление данного материала.

— Традиционно нефтяные компании — потребители, а не разработчики технологий. Научно-исследовательская работа — не основной для них вид деятельности. Как вы считаете, меняется ли сегодня значение НИОКР в работе нефтяных компаний?

— В настоящее время отрасль находится в поиске правильной стратегии организации НИОКР. Однако нужно отметить, что такой поиск шел всегда, и процесс этот носит циклический характер. В истории отрасли были периоды, когда нефтяные компании имели огромные исследовательские центры и лаборатории. Затем наступал их кризис, и все исследования выводились вовне. Далее вновь следовал период внутренних исследований и так далее. Эти изменения происходили на протяжении последних 40-50 лет.

Сегодня наиболее предпочтительная стратегия — сочетание обоих подходов в оптимальной пропорции. Существование внутренних исследований и технологического развития очень важно для того, чтобы аккумулировать знания и компетенции, необходимые для успешного ведения основного бизнеса. Однако все сегодня согласны с тем, что эту работу необходимо сочетать с моделью открытых инноваций, когда вы вступаете в сотрудничество с разными партнерами, технологическими компаниями, университетами, исследовательскими лабораториями и центрами, разнообразными подрядчиками и т.д. Важно сохранять внутренние исследования, но нельзя забывать и о том, что вовне делается гораздо больше, чем внутри.

Так что, я думаю, это должна быть смешанная модель, в которой вы не делаете все сами, но вступаете в разнообразные партнерства. Думаю, такой баланс станет парадигмой развития на ближайшие годы.

— Что представляет собой технологический центр Repsol? Каковы сегодня основные направления его работы и каких партнеров вы привлекаете?

— Первая исследовательская лаборатория в Repsol была создана в 1940-х гг. Таким образом, наш опыт включает уже более 70 лет исследовательской работы. Поначалу исследования касались в основном сектора downstream. Доля исследований, связанных с upstream — разведкой и добычей, стала расти в последние десятилетия. В начале 2000-х гг. мы построили рядом с Мадридом новый комплекс для нашего исследовательского центра, чтобы в одном месте объединить все его подразделения и лаборатории. Там создан прекрасный кампус, где около 300 специалистов — сотрудников центра — реализуют исследовательские программы. Кампус включает не только исследовательские лаборатории, но также помещения нашего корпоративного университета. Таким образом, мы создали своего рода центр знаний.

Что касается именно исследовательского центра — в нем мы формируем и реализуем стратегические планы нашего технологического развития. Они рассчитаны на 4–5 лет и направлены на решение основных долгосрочных целей компании, а также преодоление актуальных вызовов. В рамках каждой из программ мы реализуем ряд исследовательских проектов, объединяющих как наших сотрудников, так и внешних специалистов. Это могут быть представители наших индустриальных партнеров, университетов из разных стран мира, технологических компаний, других исследовательских центров — все, кто способен внести существенный вклад в реализацию наших проектов и располагает компетенциями в тех областях, которые нам интересны. Пару лет назад мы завершили реализацию очередного стратегического плана технологического развития и сейчас внедряем результаты этой работы.

— Расскажите об основных составляющих этого плана.

— Он включает пять направлений. Первое охватывает такие дисциплины, как геология, геомеханика, петрофизика. Второе — это геофизика, обработка и визуализация геофизических данных. Третье направление — технология разработки месторождений, статическое и динамическое бассейновое моделирование. Четвертое — это технологии добычи. И пятое — технологии бурения: новые способы бурения, новые материалы, нанотехнологии, сенсоры и т.д. Это пять основных областей, и все они так или иначе связаны с одной общей темой — это цифровая трансформация. Цифровизация — это своего рода клей, соединяющий все направления развития. И вообще, сегодня это одна из основ технологического развития нашей компании в целом.

— Можете привести примеры разработок, которые уже внедрены?

— Например, в петрофизике мы полностью перешли от традиционного аналогового подхода в исследовании образцов породы к цифровому. Это позволило нам повысить точность измерений и сократить время на анализ. Мы оперируем величинами до нанометров, что необходимо при работе с нетрадиционными запасами — сланцевыми нефтью и газом. Сегодня работу с керном мы начинаем с построения полной 3D-модели образца, на которой затем моделируем различные переменные и свойства. Это стало возможным благодаря современному лабораторному оборудованию — компьютерным томографам, позволяющим строить такие модели, а также благодаря разработанным нами алгоритмам работы с ними.

Что касается бассейнового моделирования, то мы начали применять новые когнитивные методы. В сотрудничестве с несколькими технологическими компаниями в последние годы мы создали новые подходы к принятию решений по выбору схем разработки месторождения с использованием искусственного интеллекта. Программа позволяет подобрать оптимальное количество и расположение скважин, последовательность их бурения и т.д. Первые наши разработки такого рода мы уже внедряем на практике, однако, разумеется, исследования в этой области продолжаются.

В добыче мы создали интегрированный инструмент для моделирования всей цепочки движения нефти — от коллектора до пункта сбора. В области бурения готовимся тестировать «умные» системы повышения надежности скважин.

Как видите, все эти примеры иллюстрируют то, как традиционные области нашей работы преобразуются с использованием современных подходов в рамках цифровой трансформации. Уже сегодня мы хорошо видим эффект от внедрения этих решений как в повышении уровня добычи, так и в экономии средств.

— Как бы вы охарактеризовали тот этап цифровой трансформации, на котором сегодня находится Repsol?

— Цифровизация в области разведки и добычи нефти, безусловно, не новое явление. Мы начали этот процесс много лет назад, когда стали внедрять датчики в скважинах. Появление 3D-сейсмики также создало потребность в передаче и обработке большого объема данных. Но сейчас отрасль в целом переходит в новую фазу. Главная особенность сегодняшнего этапа цифровизации — применение искусственного интеллекта. В последние годы технологические компании инвестировали миллиарды долларов в разработки искусственного интеллекта, и сейчас мы вступили в период освоения результатов этих разработок в самых разных отраслях. В промышленном секторе это происходит несколько медленнее, чем, например в ритейле. И нефтяные компании здесь еще только в самом начале пути. Мы понимаем, что это одна из основ нашего будущего развития, и сейчас распространяем этот подход на всю компанию. У нас создано специальное подразделение, которое занимается цифровой трансформацией, есть команды, занятые разными аспектами этой работы.

— Как вы оцениваете возможности для сотрудничества с «Газпром нефтью» в области научно-технического развития?

— Мы начали такой диалог во время встречи в нашем технологическом центре. Хочу отметить, что подходы «Газпром нефти» к развитию технологий во многом схожи с нашими. Результаты работы, с которыми мы имели возможность познакомиться в Научно-техническом центре в Петербурге, выглядят впечатляюще. Уверен, мы найдем точки соприкосновения и сферы для обмена опытом и сотрудничества, которые будут очень полезны обеим компаниям.

Начать обсуждение


UP-PRO в сетях