"ЭНЕРГОЭФФЕКТ" 0 комментариев

Абел Аганбегян: Задача – преодолеть стагнацию и обеспечить социально-экономический подъем страны

Итоги доклада «Социально-экономическое развитие России. Итоги и перспективы» Абела Аганбегяна, заведующего кафедрой Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ.

Благодарим Отдел по связям с общественностью Концерн «РУСЭЛПРОМ» за предоставление данного материала. 

Аганбегян Абел Гезевич – Академик РАН. Заведующий кафедрой Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ. Научная тематика – исследование социально-экономического развития России. 

Абел Гезевич Аганбегян – частый гость на смоленской земле, и в конце июня 2014 года он приехал по приглашению секретаря регионального отделения партии «Единая Россия» Игоря Ляхова и президента регионального фонда поддержки партии «Единая Россия», Заместителя Генерального директора концерна «Русэлпром» Святослава Масютина с докладом «Социально-экономическое развитие России. Итоги и перспективы». В распоряжении редакции оказалась запись доклада и интервью Абела Гезевича, выжимку из которого мы публикуем для наших читателей. 

Современная рецессия

К 2013 году страна перешла от умеренного экономического роста к стагнации: развитие промышленности замерло на практически нулевом уровне, снизились инвестиции, внешнеэкономическая деятельность, строительство, капитализация российских компаний, их прибыльность. «В первом полугодии 2014 года в России упали реальные доходы населения, которые даже в кризис немного росли», – сказал А. Аганбегян.

В 1-м и 2-м кварталах этого года объем ВВП снизился по отношению к предшествующим кварталам, что означает техническую рецессию.

По прогнозам большинства экспертов, в 3-м и 4-м кварталах этого года ВВП снизится и в годовом выражении. Такая ситуация называется рецессией.

Промышленный парк российских производств стремительно устаревает – средний срок службы образующих его машин и оборудования в 2013 году составлял в среднем 13 лет (тогда как в Западной Европе этот срок редко превышает 8 лет).

Главная причина такого падения – сокращение прироста инвестиций, стабильно росших в докризисные годы со средними темпами до 13% ежегодно, и значительный отток капитала из страны. Вот некоторые цифры: отток капитала в первом полугодии 2014 года составил около 74,6 млрд долларов США (для сравнения: за весь кризисный 2009 год он был равен 52 млрд долларов США); внешний долг России к началу января 2014 года достиг 732 млрд долларов США (показатели января 2009 года – 480,5 млрд долларов США).

Стремительно устаревающая материально-техническая база тоже вносит лепту в замедление экономического роста. «В целом по России износ фондов приближается к 50%. Устарелость фондов ведет к высоким издержкам, низкому качеству продукции. На старых фондах нельзя осваивать новые изделия, старые фонды требуют больших средств на капитальный ремонт и обслуживание, они больше простаивают и т. д.». Промышленный парк российских производств стремительно устаревает – средний срок службы образующих его машин и оборудования в 2013 году составлял в среднем 13 лет (тогда как в Западной Европе этот срок редко превышает 8 лет).

Осложняет ситуацию и «уродливая структура нашего народного хозяйства, где преобладают топливно-энергетические отрасли и сырьевые – производство полуфабрикатов, материалов.

В структуре экспорта эти отрасли занимают 85%. Федеральный бюджет на 48% формируется из нефтегазовых доходов, что делает наше развитие неустойчивым, рискованным, ставит его в зависимость от цены барреля нефти и требует очень больших резервов, которые лежат без дела. Так называемая сланцевая нефтяная революция, позволившая США увеличить нефтедобычу с 350 млн тонн до 450 млн не дает «оснований думать, что цена на нефть будет расти, как это было до кризиса, и толкать нашу экономику вперед. Дай бог, чтобы она была стабильной и хотя бы не влияла негативно на наш экономический рост».

С марта 2014 г. экономику тянут вниз и введенные санкции США и Евросоюза против России в связи с присоединением Крыма и украинскими событиями. «Это не подорвет нашу экономику, но на 1–2% все же снизит наши темпы», – считает академик. 

Перспективы экономического роста

Владимир Путин в программной речи на Петербургском международном экономическом форуме «выдвинул принципиально новую экономическую политику для России. Смысл этой политики в стимулировании экономического роста, переходе к форсированным инвестициям, чтобы осуществить технологическую  революцию, которой в России не было последние полвека», – считает А. Аганбегян.

«Главный его тезис – нужно обеспечить широкий доступ к дешевым инвестиционным ресурсам... Сейчас в России в основном кредиты короткие, в крайнем случае, вам дадут на три года, но под очень высокий процент....

В целом дополнительную потребность в инвестициях в российскую экономику академик А. Аганбегян оценивает в 7,5–8 трлн руб. в год.

Для конечного потребителя инвестиций, то есть для предприятия, процентная ставка не должна быть выше уровня инфляции «плюс один процент». Президент В. В. Путин внес также предложение освободить капвложения на строительство новых предприятий от налогообложения. Поставлена так же задача ежегодно увеличивать неэнергетические товары в составе экспорта не менее чем по 6%, с тем чтобы заменить  нефтегазовые доходы выручкой от продажи, в основном, готовых товаров.

Особое внимание В. В. Путин уделил улучшению инвестклимата. Чтобы коренным образом улучшить условия ведения бизнеса в России, нужно изменить 160 законодательных актов, и поставлена задача в этом году все их принять, чтобы с 2015 года создать условия, содействующие ведению бизнеса и инвестиционной деятельности.

В целом дополнительную потребность в инвестициях в российскую экономику академик А. Аганбегян оценивает в 7,5–8 трлн руб. в год. Эти средства пойдут на технологическое обновление основных отраслей промышленности и всего народного хозяйства, формирование высокотехнологических отраслей и приоритетное производство готовой продукции с высокой добавленной стоимостью, на создание современной транспортной

инфраструктуры, на развитие жилищного строительства и «экономики знаний» (наука, образование,  информационная и биотехнологии и здравоохранение) – главного локомотива социально-экономического развития. 

Рывок в будущее

По мнению Абела Гезевича, только увеличение доли инвестиционных кредитов российских банков в общей сумме кредитов с 6 до 15–20% (в развитых странах эта доля составляет 30–50%) способно увеличить  инвестиционные потоки примерно на 2 трлн руб. ежегодно. При этом доля инвестиционного кредита в активах банковской системы в 55 трлн руб. возрастет с 2% до 6% (сегодня этот кредит равен примерно 1 трлн руб.).

Эта дополнительная потребность в инвестициях будет реализовываться постепенно путем их увеличения по 2–3 трлн руб. ежегодно в период до 2020 года, так что норма инвестиций (их доля в ВВП) возрастет до 19% в 2014 году, до 25% в 2020 г. и 30% к 2025 году. Заметим, что задание повышения этой нормы до 25% в 2015 г. и 27% в 2018 г. содержалось в майских указах (2012 г.) Президента РФ В. В. Путина. Это задание не было выполнено. Мало того, доля инвестиций не увеличилась, а снизилась с 20 до 19%. Если бы указ был выполнен, а для этого ежегодный рост инвестиций должен был составить 10–15%, то у нас в стране не было бы ни стагнации, ни рецессии.

Другой крупный источник – международные золотовалютные резервы страны, равные 470 млрд долл., из которых часть предлагается заимствовать на инвестиционные кредиты для технологического обновления промышленности на срок до 5 лет.

Приватизация коммерческих государственных предприятий и организаций (нестратегических) позволит сократить долю государства в ВВП с более чем 60% до 40–45%, что близко к показателям рыночных развитых стран мира.

Предлагается освободить от налогов часть прибыли предприятия, которая направляется на капвложения, что стимулирует использовать собственные инвестиции и за счет прибыли, и за счет амортизации.

До 2 трлн руб. средств на инвестирование могут быть получены за счет перехода к умеренно дефицитному бюджету в малорисковом размере до 3% ВВП, что сейчас запрещено существующими бюджетными правилами, но широко практикуется большинством стран мира без каких-либо негативных последствий.

Не оставляет академик Аганбегян без внимания и такой потенциальный источник инвестиций, как сбережения и собственные средства населения России (25 трлн руб. в России и около 700 млрд долларов США за рубежом). Мобилизация этих средств для приобретения жилья, дач с земельным участком и автомобиля способна существенно форсировать инвестиционный процесс.

Внешнеэкономический долг нашего государства сейчас составляет всего около 3% ВВП (в Западной Европе – около 90%, в США – более 100%, в Японии – более 200%), так что если средств из указанных источников будет недостаточно для осуществления технологической революции, можно будет пойти на определенное увеличение этого долга.

Формирование такого мощного потока финансовых средств призвано решить задачи модернизации  промышленности и всего народного хозяйства. Эта модернизация, во многом организационно-технологическая, должна быть подкреплена модернизацией социальноэкономической системы, проведением необходимых структурных институциональных реформ. Абел Гезевич Аганбегян полагает, что базовым направлением должна стать здесь модернизация отношений собственности – приватизация коммерческой госсобственности с сокращением доли госсобственности, акционированием и выходом на открытый рынок открытых акционерных обществ (ОАО), всемерное развитие среднего и, особенно, малого бизнеса с увеличением доли последнего в ВВП с 10% до 30%, а по численности занятых – с 20 до 40%.

Второе направление – модернизация финансовой системы с переходом к рыночной системе налогообложения, где налоги с населения, включая налогообложение населения по недвижимости, и налоги с бизнеса приносят примерно по половине поступающих налогов. А сами налоги будут выполнять не только фискальные функции, которые сейчас превалируют, но и играть стимулирующую роль в социально-экономическом развитии.

Формирование рынка капитала, развитие рынка фондов «длинных» денег, по общему объему превышающих ВВП страны (накопительных пенсионных фондов, страховых фондов, паевых фондов, инвестиционного кредитования коммерческих банков) позволит создать надежный источник для развития экономических субъектов.

Принципиально важна и модернизация самой экономической среды, базовых принципов функционирования российской экономики. Необходимо развитие конкурентной среды во всех сферах народного хозяйства в противовес монополизации со стороны госпредприятий и организаций и олигархического бизнеса, последовательный переход к рыночному антимонопольному законодательству (особенно в банковской сфере) и реформирование естественных монополий (таких как Газпром, РЖД и т. п.).

Модернизация агропромышленного комплекса с рыночным оборотом сельскохозяйственных земель и развитыми аграрно-промышленными образованиями, включая кооперацию, охватывающая всю цепочку от поля до прилавка, оживит этот традиционно проблемный для России сектор экономики.

Переход к новому административно-территориальному делению России в составе крупных губерний (самоокупаемых, самофинансируемых, с развитым местным самоуправлением) видится Абелу Аганбегяну смыслом реформы в региональном самоуправлении.

Принципиально важна социальная сфера, в которой основным объектом реформирования академик Аганбегян видит заработную плату. Она должна повышаться одновременно с переходом к накопительным пенсиям в результате пенсионной реформы. Рыночная перестройка ЖКХ, введение рыночного налога на недвижимость, реформирование здравоохранения и образования – все эти меры должны быть реализованы только вместе с сокращением вдвое разницы в уровне жизни между богатыми и бедными в России за счет преимущественного повышения благосостояния у менее состоятельных слоев населения. В противном случае социальное расслоение может усилиться, дестабилизируя основу реформы – поддержку граждан России.

Абел Гезевич Аганбегян уверен, что последовательная и взаимосвязанная реализация всех этих мер способна к 2025–2030 гг. сделать Россию развитой страной мира, а в 2035–2040 гг. получить заслуженное место в числе самых развитых стран планеты. 

0 комментариев
Отправить
обсуждения
Да за основу то можно взять, ещё бы демо посмотреть как работает, а то по ссылке только сотрудники м... СУМЗ: «Фабрика идей» и «Доска решения проблем» переходят на цифровую платформу
Здесь больше организационных вопросв, чем в самой платформе. Можно взять за основу Фабрику идей у Ев... СУМЗ: «Фабрика идей» и «Доска решения проблем» переходят на цифровую платформу
Узнайте больше Альманах “Управление производством” 300+ мощных кейсов, готовых к использованию чек-листов и других полезных материалов
Альманах “Управление производством”