"События и люди" 0 комментариев

Земля и небо: как БПЛА помогают угольщикам?

Управление аэросъемочных работ появилось в составе технической дирекции АО «СУЭК-Кузбасс» в 2018 году. Сегодня оно оснащено беспилотными самолетами и квадрокоптерами по последнему слову техники. Зачем же нужны эти летательные аппараты на угольном предприятии?

Вверх!

Небольшой черный чемоданчик стоит прямо посреди поля на траве — кто бы мог представить, что туда с легкостью помещается целый самолет! Правда, он мал: для перевозок пассажиров и грузов совсем не предназначен — размах крыла всего 2,25 метра.

Он расположился на раскладной подставке, где в лучах солнца греет свой ярко-оранжевый фюзеляж. Белые, немного потрепанные ветром крылья сделаны из легкого полипропилена. Это «Геоскан 201», и его задача на сегодня — выполнить аэрофотосъемку границ горного отвода для шахты имени А. Д. Рубана.

Все самое интересное и уникальное мы публикуем в альманахе «Управление производством»300+ мощных кейсов, готовых к использованию чек-листов и других полезных материалов ждут вас в полном комплекте номеров. Оформляйте подписку и получайте самое лучшее!

За работоспособность самолета отвечает Евгений Афанасьев, в своем отделе он мастер на все руки: и инженер-механик, и пилот, управляющий полетом — но удаленно, и фотограф, ведь именно от его умелых настроек зависит качество получаемых аэрофотоснимков. Процесс автоматизирован настолько, что самолет сам летает по заданному маршруту. Внутри корпуса самолета расположен цифровой фотоаппарат, гарантирующий изображение высокого качества. Специалист закрывает крышку фюзеляжа и проверяет оборудование перед взлетом. Ему умело ассистирует Андрей Родичкин. Напарник проверяет данные, которые отображаются на экране станции управления, и подтверждает, что все работает исправно. Значит, ко взлету все готово! Только взлетной полосы нет, но ее успешно заменяет пусковая установка-катапульта.

Срабатывает спусковой механизм катапульты — и самолет устремляется в небо, быстро превращаясь в оранжевую точку. Но и она скоро пропадает, оставив только характерное жужжание.

«Управление аэросъемочных работ очень помогает в работе нашей службы, — отмечает Антон Ахмадеев, главный маркшейдер шахты имени А. Д. Рубана. — Особенно когда нужно сделать масштабные съемки горных отводов, замерить склады. С воздуха видно все гораздо лучше, да и площади огромные — ногами не пройдешь за раз».

Впереди у «Геоскана 201» работы часа на два с половиной. За это время он успеет сделать тысячи снимков. Чтобы отснять все необходимое, таких взлетов только на территории Ленинска-Кузнецкого придется сделать около 15.

Работа на земле

Но съемки беспилотными летательными аппаратами (БПЛА) — это только часть работы. Именно поэтому управление аэросъемочных работ включает в себя сразу два отдела. Первый занимается непосредственно съемкой и первичной обработкой информации. Отснятый материал сохраняется в БПЛА на две карты памяти: для координат центров снимков (данные получают со спутников ГНСС) и для самих фотографий. Далее снимки отсматриваются, лишние удаляются, а каждый из оставшихся кадров получает уточненные координаты, соотнесенные с координатами местности, на которой он был сделан. Все выполняется в специальной программе.

Прошедшая первичную обработку информация передается во второй отдел — контроллинга и анализа. Там уже другие специалисты на высокопроизводительных компьютерах с использованием специализированного ПО занимаются «переводом» исходных данных в необходимый для дальнейшей работы формат: создают цифровую модель местности, фотоплан и карты. Большой объем данных усложняет процесс создания карт, делает его трудоемким, кропотливым — ведь важна точность. Например, на создание одной карты уходит до 2–3 недель. Созданными картами и полученными данными пользуются маркшейдеры, технологи, землепользователи, экологи и даже юристы.

«Использование беспилотных летательных аппаратов позволяет повысить прежде всего оперативность и безопасность маркшейдерских замеров, точность необходимых расчетов, — говорит Генеральный директор АО «СУЭК-Кузбасс» Анатолий Мешков. — Мы можем теперь дистанционно контролировать ведение горных работ практически в любой нужной точке, создавать цифровые модели предприятий. По большому счету это является еще одним шагом на пути создания «цифровой шахты», «цифрового разреза», позволяющим получать максимальное количество информационных данных для высокоэффективного, оптимального управления производственными процессами угледобычи».


Воздушный флот

Сегодня на техническом вооружении управления два беспилотных самолета: «Геоскан 201» и Supercam S350F, позволяющие осуществлять аэрофотосъемку с высоты до 1 км. Также имеется четыре квадрокоптера марки DJI моделей Mavic 2  Enterprise Dual и Phantom 4 (pro). Воздушный флот из этих шести современных БПЛА возглавил Валерий Гетман. Несмотря на свое юношеское увлечение моделированием самолетов, профессию он выбрал связанную с недрами — маркшейдер. Но жизнь все расставила по своим местам, связав воедино небо и землю.

«Мини-квадрокоптеры хоть и были задуманы в первую очередь для развлекательных целей, на самом деле давно перестали быть игрушкой. Их функционал гораздо больше, а качество съемки и маневренность позволяют использовать данные БПЛА даже на производстве, — рассказывает начальник управления аэрофотосъемочных работ Валерий Гетман. — Выбор техники зависит от стоящих перед нами задач. Если нужно отснять большую площадь, в ход идут самолеты. Для съемки небольших площадей типа промплощадки или угольного склада, а также для панорамной съемки лучше подходят коптеры».

При использовании БПЛА создается огромный массив информации, которая часто не используется в полном объеме и всеми заинтересованными службами Компании из-за отсутствия удобных инструментов поиска и доступа к нужной информации. Поэтому следующим этапом в развитии БПЛА-технологии в Компании должны стать организация удобного электронного архива для материалов съемки БПЛА и производных продуктов, каталогизация данных материалов и алгоритмы их предоставления различному типу пользователей.

Алина ВАЛЕРЬЕВА

0 комментариев
Отправить
обсуждения
Здесь больше организационных вопросв, чем в самой платформе. Можно взять за основу Фабрику идей у Ев... СУМЗ: «Фабрика идей» и «Доска решения проблем» переходят на цифровую платформу
Белоярская АЭС принимает группы студентов, они могут быть и старше 18 лет. Но в целом да, в настояще... Туризм на АЭС: не развлечение, но просвещение
Отличный пример цифровизации или "умной фабрики", коллеги! А можете поделиться платформой ... СУМЗ: «Фабрика идей» и «Доска решения проблем» переходят на цифровую платформу
Узнайте больше Альманах “Управление производством” 300+ мощных кейсов, готовых к использованию чек-листов и других полезных материалов
Альманах “Управление производством”