Станислав Зинченко

Станислав Зинченко, ЦИИ: Открытость компании – признак ее стабильности

Успешно завершен очередной рейтинг Делового портала «Управление производством» «Модернизация и инжиниринг – 2013». К каким выводам он позволил прийти, рассказывает директор Центра индустриальных исследований портала.

Рейтинг «Модернизация и инжиниринг – 2013» проводится Деловым порталом «Управление производством» не первый раз – в 2008 и 2010 гг. он проходил под названием «Инжиниринг в России». Что Вы можете сказать о рейтинге этого года? Что изменилось в номинациях, составе участников? Появились ли «новые имена»?

– Рейтинг 2013 года отражает главные тенденции в промышленности и экономике страны. Впервые за 20 лет Россия может гордиться таким количеством построенных и модернизированных за последние три года производств. Причем доля как государственного, так и иностранного капиталов не превышает половины от объема этих инвестиций.

Ни одна страна не может обладать промышленностью, сильной в равной степени во всем; каждая имеет свои преимущества и свои слабые стороны. Сила российской промышленности – в энергетике, металлургии, машиностроении, химической промышленности, ВПК. Поэтому новые технологии и усилия инжиниринговых компаний в первую очередь направлены именно в эти отрасли.

Состав участников у нас получился достаточно разношерстный, но в этом плюс рейтинга, ведь если бы в нем участвовали только системные интеграторы или только поставщики металлообрабатывающего оборудования, промышленным предприятиям он был бы попросту не интересен. Радует также появление в рейтинге компаний, которые способны решать задачи под ключ, запуская объекты с нуля, ведь для этого необходим высокий профессионализм и отраслевой опыт, а он у российских компаний появился.

– В итогах рейтинга отмечалось, что «в каждом рейтинге из выборки в 500 предприятий … участие принимают в среднем всего 15-30». Для сравнения: за рубежом подобные рейтинги ежегодно собирают тысячи компаний, которых не отпугивают даже немалые суммы, которые необходимо заплатить за участие. Почему же в России даже бесплатное участие не слишком интересует компании? Что это – уверенность в собственных силах, нежелание учиться на чужом опыте или традиционная закрытость многих ключевых сфер экономики? Изменяется ли эта тенденция?

– Открытость на мировых рынках инжиниринговых компаний и промышленных предприятий – это следствие работы фондовых рынков и высокой конкуренции в привлечении капитала. В США, к примеру, – это, по сути, единственный метод привлечения крупных средств, кроме государственного кредитования. Для меня открытость компании – это в первую очередь уверенность в том, что предприятие самодостаточно и конкурентно, крепко стоит на ногах и смотрит в будущее дальше, чем на 3-5 лет. В России достаточно открытых предприятий, которые не привлекают средства на фондовом рынке. Вопрос открытости решится тогда, когда предприятия встанут на ноги и «повзрослеют».

– Как бы Вы в целом оценили итоги рейтинга «Модернизация и инжиниринг – 2013»? Они Вас не разочаровали? Были ли результаты, которые Вас удивили, гипотезы, которые не нашли подтверждения?

– Меня очень обрадовали результаты рейтинга, так как я не ожидал участия настолько сильных предприятий – с Урала, например. Мы ведь привыкли, что все крупные компании «должны» находиться в Москве. Также высокий статус рейтинга подтвердили своим участием такие крупнейшие отраслевые компании, как «Атомэнергомаш» и «Красноярская ГЭС-инжиниринг», а участие такой уникальной компании, как «Пумори», которая без государственной поддержки выросла в серьезного игрока рынка, не может не впечатлять. Удивил меня также достаточно высокий уровень консультационного инжиниринга, который по выручке обошел даже ИТ-инжиниринг. Произошло это, скорее всего, за счет того, что предприятия начали понимать, что лучше семь раз отмерить, и только потом вкладывать инвестиции.

– Как бы Вы оценили спектр услуг, оказываемый инжиниринговыми компаниями промышленным предприятиям России? Удовлетворяет ли он требованиям производства или какие-то направления, на Ваш взгляд, «проседают»?

– Мы надеемся на рост промышленного инжиниринга, так как в этой сфере сейчас лидируют иностранные компании, которые имеют мировой опыт запуска производств под ключ. Но для того, чтобы отечественные предприятия начали работать на этом рынке, им необходимо накопить опыт.

– Согласно полученным результатам, в 2012 году значительно возросла доля проектов по автоматизации и системной интеграции для производства (25%), хотя запуск производственных мощностей по-прежнему доминирует в числе задач, решаемых инжиниринговыми компаниями (27,5%). Означает ли это, что промышленные предприятия начинают постепенно приходить к истинной модернизации своих производств – оптимизации и перестройке производственных систем вместо закупки нового оборудования?

– Несомненно, практически все предприятия при решении о проведении модернизации выбирают концепцию технологического рывка, а не простой замены оборудования и мощностей на аналогичные. Промышленники таким образом стремятся получить не только возможность производить продукцию с более высоким уровнем добавленной стоимости, но и снизить затраты на энергию, воду, экологию и т.д.

– Рейтинг «Модернизация и инжиниринг – 2013» выявил позитивную тенденцию – появление в спектре услуг такой задачи как «снижение себестоимости единицы продукции». Для зарубежных компаний это само собой разумеющаяся задача, для российских – новый тренд (7,5%). Почему российские предприятия раньше не занимались этим направлением всерьез и начали сегодня? Вы ожидаете, что эта задача будет становиться более популярной или это лишь «заигрывание» самых передовых компаний с новой тенденцией?

– Мы уверены, что это только начало, ведь основа эффективности современных производств – это операционная прибыль. Для ее получения все лидеры рынка ставят перед своими производственными площадками в рамках планов задачу снижения операционных затрат на 5-7% в год. Добиться этого возможно различными организационными и инвестиционными методами. И если в рамках развития Производственных систем ряд затрат предприятие способно снизить само, то в рамках технологических процессов только опытные инжиниринговые компании могут помочь так модернизировать производство, чтобы оно давало постоянный эффект снижения затрат.

– В своем обзоре по результатам рейтинга Вы отмечаете спорную ситуацию с консультационным инжинирингом. Действительно, взглянув на цифры, мы заметим, что большая часть услуг направлена на решение сугубо практических задач, решаемых на базовом этапе: аудит, управление проектом, подготовка технико-экономического обоснования проекта и непосредственно разработка концептуальных решений, но не менее важные направления – исследование маркетинговой и технической целесообразности проекта, его продвижение и прокюрмент – отстают с немалым разрывом. То есть, проект разрабатывается, проект внедряется – и бросается без соответствующего сопровождения и продвижения, а значит, потенциал проекта реализуется не полностью. Почему предприятия не уделяют этому должного внимания? И почему так важно доводить проект до конца?

– Сложно понять, почему мы получили именно такие данные. Скорее всего, это связано с тем, что многие проекты довольно долгое время существуют на бумаге. Услуги оказываются, а проекты по различным причинам не реализовываются (нет средств, прибыль от проекта ниже, чем рассчитывали и пр.). Но мы уверены, что лучше заплатить за консультации миллион рублей, чем неэффективно потратить несколько миллиардов. Вопросы прокюрмента, продвижения проектов и оценки маркетинговой целесообразности действительно слабо развиты в России, вероятно, из-за отсутствия опыта у отечественных компаний. Ведь очень часто про запущенные заводы мы узнаем случайно из новостей на региональном канале или краткого сообщения на сайте компании, а во всем мире буквально «с первой лопаты» на площадке проект продвигается и рекламируется так, что интерес к нему постоянно растет, увеличивая стоимость бренда и его привлекательность на рынке.

– Согласно результатам исследования, рынок инжиниринговых услуг имеет 30%-ный потенциал роста. В каком направлении он будет расти? Какие ниши еще не заняты, какие новые услуги и направления будут предлагаться российским компаниям? В чем сохраняется наибольший потенциал?

– Мы видим самый большой потенциал в промышленном и ИТ-инжиниринге. Запуск новых производств при тенденции развития промышленности в России (400-500 новых заводов в год) как никогда актуален, а автоматизация десятков тысяч уже существующих предприятий и рабочих мест хотя бы до среднего европейского – или лучше японского – уровня дает громадный потенциал роста для ИТ-компаний.

– Если мы взглянем на данные по выручке, мы увидим, что хотя она растет, темпы прироста замедляются (показатели 2011-2012 гг. ниже, чем показатели 2010-2011). Аналогична и ситуация с количеством проектов. О чем это говорит? Означает ли это, что темпы модернизации российских предприятий замедляются и рынок приходит к насыщению?

– Выручка конкретных лет напрямую не связана с темпом модернизации, так как проекты могут реализовываться в течение 3-5 лет и платежи могут быть сильно растянуты во времени, не говоря уже о существовании различных форм финансовых отношений. Поэтому мы и запрашивали данные по выручке за три года, поскольку она показывает уровень предприятий. Темпы модернизации в России только растут, и к этой теме мы еще будем возвращаться в рамках ряда исследований нашего Центра индустриальных исследований, запланированных на конец лета.

– Ключ к успеху сегодня – комплексные услуги не только по поставке оборудования, но и его внедрению, подготовке документации, сервисном и клиентском обслуживании, а таковых сегодня всего 1-2% от общего числа поставщиков. Насколько понимают это российские компании, как Вы считаете? Нужно ли как-то развивать эти направления или рынок сам выровняет ситуацию?

– Рынок в этой ситуации сильно зависит от собственников бизнеса, ведь это очень легко и просто – перепродавать оборудование и зарабатывать на разнице купли-продажи. Но рано или поздно такие «торговцы оборудованием» становятся лишними, и производители оборудования выходят на рынок самостоятельно или покупатели начинают обращаться к ним напрямую. Поэтому всем поставщикам оборудования необходимо задуматься, какую добавленную стоимость они создают, и развивать все возможные виды услуг в отраслевой специфике. В результате рынок избавится от балласта, но на нем могут остаться только западные компании, которые не любят специализированных проектов (стараются все подогнать под стандарт) и не обладают высокой степенью гибкости.

– Чего Вы ждете от рейтинга 2014 года? Какие изменения произойдут в самом формате, ведь рейтинги портала постоянно совершенствуются?

– Мы хотим за счет роста количества участников сконцентрироваться на решении инжиниринговыми компаниями конкретных отраслевых проблем. Например, кто лучше всего повышает энергоэффективность в металлургии или машиностроении. Надеюсь, нам это удастся. А от рейтинга мы ждем увеличения количества участников в сфере поставки оборудования за счет небольших и средних компаний, для чего мы подготовим отдельные номинации, и участия всех крупнейших российских инжиниринговых компаний (таковых около 30), которым, надеюсь, будет чем гордиться в следующем году.

Начать обсуждение


UP-PRO в сетях