Александр Титов

Александр Титов, Концерн «Тракторные заводы»: Мы переходим на качественно новый уровень

Кто опасается вступления в ВТО? Кто угодно, но не «Тракторные заводы». Потому что здесь из года в год служат целям конкурентоспособного участника рынка. О том, чего уже удалось достичь и что еще предстоит сделать, мы беседуем с Александром Титовым, заместителем генерального директора Концерна «Тракторные заводы» по производству.

– Александр Иванович, Вы неоднократно говорили о чрезвычайно высокой конкуренции на рынке тракторной техники и серьезных технических требованиях к характеристикам выпускаемой продукции, особенно за рубежом. При вхождении России в ВТО отечественным производителям, помимо технических моментов, придется учитывать и фактор цены. О высокой себестоимости можно даже не мечтать. А с оглядкой на то, что отечественные предприятия в большинстве своем сейчас ориентированы на внутренний спрос, наши руководители всерьез опасаются бесперспективности вступления в ВТО для российских производителей. Какова позиция Концерна «Тракторные заводы» и Ваша точка зрения в отношении будущих рыночных изменений?  

– До окончания переходного периода по вхождению России в ВТО предприятиям «Концерна «Тракторные заводы» необходимо завершить модернизацию производства. Только так машиностроительно-индустриальная группа может сохранить свои конкурентные преимущества.

В настоящее время одним из основных преимуществ техники, выпускаемой «Тракторными заводами», является высокий уровень технологий, как на производстве, так и закладываемых в машины. Сегодня в мире такую технику выпускают буквально несколько производителей, и одним из них является «Концерн «Тракторные заводы».

Если внимательно изучить структуру потребления на отечественном рынке тяжелой техники, становится понятно, что конкуренция с мировыми производителями идет уже давно. И ВТО здесь вряд ли что-либо сильно изменит. 

– Какой износ основных фондов имеется в среднем по Концерну, и как Вы оцениваете в связи с этим готовность «Тракторных заводов» конкурировать на равных с зарубежными аналогами? 

– «Тракторные заводы» – это не однородный организм и состояние основных фондов тоже разное, однако можно сказать, что основные предприятия Концерна обладают достаточным техническим потенциалом. А с учетом солидного размера средств, запланированных на модернизацию заводов, этот показатель еще возрастет. Сегодня основные узлы машин производятся на современных обрабатывающих комплексах, которые сконцентрированы на разных предприятиях по направлениям. Это позволяет нам использовать сильные стороны специализации каждой производственной площадки. 

– Насколько известно, специалистами Концерна уже разработаны продукты, не уступающие по своим характеристикам импортным аналогам. О каких продуктах идет речь? Есть ли в них инновационная составляющая? 

– Конкуренция на рынке тракторной техники сегодня чрезвычайно высока. Поэтому стратегическая цель Концерна – производство техники, не уступающей по своим характеристикам импортным аналогам. Такие продукты разработаны, но для их выпуска необходимо довести до конца модернизацию производства, начатую Концерном в предыдущие годы.

В качестве примера можно сказать, что в Красноярске, при участии датской компании Сильватек (Silvatec, также входит в «Тракторные заводы»), разработана линейка машин для сортаментной заготовки леса, как на колесном, так и на гусеничном ходу.

Трубоукладчик ЧЕТРА ТГ511 является одной из самых мощных машин подобного класса в мире. При его создании были осуществлены технические решения, аналогов которым в мире просто нет.

Этот список можно продолжать, так как подобных разработок достаточно в каждом классе техники, выпускаемой предприятиями «Тракторных заводов». 

– Что сделано и что планируется осуществить для запуска в производство новой техники и расшивки «узких» мест в действующих производствах? Особый интерес вызывают «гибкие» решения, направленные на замену автоматических линий и увеличение моделей и модификаций продукции. Как будут распределены предусмотренные на период с 2012 по 2017 годы инвестиции в техническое перевооружение и модернизацию (по годам, производствам, в денежном выражении)? На какие показатели в итоге хотели бы выйти?  

– Хотя 2011 год стал не самым благоприятным в плане инвестиционной деятельности, на ряде заводов были реализованы мероприятия по техническому перевооружению. Так, например, в ОАО «Промтрактор» введена в строй линия порошковой окраски. Новая технология позволила снизить затраты на покраску узлов и компонентов тракторов, а также улучшить внешний вид деталей облицовки тракторов. В ЗАО «Промтрактор-Вагон» проводилась интенсивная работа по пуско-наладке новейшего оборудования в УССК, выводу его на опытно-промышленную эксплуатацию и выводу производства в целом на проектные мощности. На Волгоградском тракторном заводе запущена польская линия химико-термической обработки деталей машин, а на ОАО «ЧАЗ» продолжались работы по монтажу 4000-тонного пресса в кузнечном производстве, с запуском которого расширится номенклатура выпускаемых поковок, в том числе и для РЖД.

На период с 2012 по 2017 годы запланированы весьма серьезные инвестиции в техническое перевооружение и модернизацию мощностей предприятий Концерна. Они, в первую очередь, направлены на расшивку «узких» мест в существующем производстве, а также на создание мощностей для новой продукции. При этом упор сделан на внедрение «гибких технологий», позволяющих проводить быструю переналадку оборудования с ЧПУ при переходе на обработку новой детали. Это позволит преодолеть наследственную зависимость заводов от технологий, рассчитанных на выпуск монопродукта.

В частности, намечено расширение парка лазерного оборудования для раскроя листового металлопроката. Это самый быстрый и точный метод производства деталей, позволяющий минимизировать затраты времени и денег на проектирование, изготовление и ремонт большого количества металлоемкой и сложной оснастки для холодной штамповки деталей.

Заводы Концерна намерены постепенно уходить от автоматических линий. Системы станков, выстроенных в определенной последовательности для производства одной детали, больше подходят, например, для автомобильной промышленности, где с конвейера сходят сотни однотипных машин в день. При производстве тракторов, экскаваторов, комбайнов и спецтехники, надо понимать, другие объемы. И старая схема «один завод – одна модель трактора» сегодня не эффективна. Взять хотя бы конвейер ОАО «Промтрактор» – изначально он был рассчитан на сборку только модели Т-330. Сегодня на машиностроительном гиганте собирают одновременно до 10 модификаций тракторов, а всего моделей различных классов и их модификаций уже несколько десятков. Поэтому давно назрела необходимость в новых, гибких решениях.

Уже в нынешнем году в ОАО «Промтрактор» будут смонтированы и запущены в работу восемь новых обрабатывающих комплексов для сложных корпусных деталей (еще два таких станка прибудут на ОАО «ЧАЗ»). Это самые современные вертикальные и горизонтальные обрабатывающие центры фирмы Doosan. У  станков высокая производительность и точность.

Прошедший год для литейного цеха №1 ООО «Промтрактор-Промлит» стал прорывным по внедрению новых технологий. На стержневом участке установили новый смеситель периодического действия, где дозировкой компонентов занимается автоматика. Были смонтированы установки подогрева компонентов смеси, что позволило покончить с простоем оборудования. Для ремонтной службы литейного цеха №1 2012-й год будет таким же насыщенным на трудовые свершения, как и предыдущий. В частности, в ООО «Промтрактор-Промлит» намечено внедрение обширного списка технических новшеств. В том числе модернизация автоматической формовочной линии №2, монтаж и запуск в работу четырех новых смесителей S100В.

Если же говорить о принципах распределения инвестиций по годам и предприятиям, логика здесь простая: это расшивка «узких» мест при росте объемов производства и создание мощностей для вывода на рынок новой техники Концерна. 

– Для комплексного решения современных задач в Концерне создана группа роботизации. Кто в нее входит и какие задачи она призвана решить? 

– Немного о предстоящей роботизации технологических операций, особенно тех операций, где от человека требуется большое физическое напряжение и повышенное внимание. В первую очередь, робототехнические комплексы начнут работать в ОАО «Промтрактор» и ЗАО «Промтрактор-Вагон», где они востребованы на сварочных операциях. Но мы пока делаем первые шаги в данном направлении. Для комплексного решения новых задач в Концерне создана специальная группа роботизации. В данный момент команда молодых инженеров набирается опыта на предприятиях, где уже интенсивно используется подобное высокотехнологичное оборудование, и тщательно изучает специфику и тонкости различных процессов роботизации. 

– В развитие темы внутренней кооперации между заводами Концерна, насколько полно удается использовать специализацию предприятий и оптимизировать производственную загрузку? Как будет выглядеть направление кооперации после техперевооружения и модернизации? Чей опыт в этом вопросе Вы считаете достойным внимания и изучения? 

– В 2011 году Концерн продолжил развитие темы внутренней кооперации по передаче производства деталей и узлов с учетом специализации предприятий и оптимизации загрузки производства. И на этом поле удалось добиться достойных результатов.

Так, например, ОАО «ЧАЗ» изготавливает для заводов элементы гусеничных ходовых систем машин, включая опытные образцы.

Литыми и кованными заготовками все заводы Концерна обеспечиваются тремя предприятиями: это ООО «Промтрактор-Промлит», ООО «ЗКЛЗ» и ОАО «ЧАЗ». А ведь еще несколько лет назад практически на каждом заводе были свои литейные и кузнечные цеха. И о полной загрузке этих мощностей говорить не приходилось. Поэтому часть литейных производств (в первую очередь с устаревшим оборудованием) была закрыта, а их номенклатура была перераспределена. Таким образом, закрыв убыточные литейные и кузнечные производства, наша машиностроительно-индустриальная группа существенно сократила финансовые издержки.

Плодотворно развивается кооперация и по другим направлениям. Например, в ОАО «Курганмашзавод» созданы мощности по производству ведущих мостов для тракторов и комбайнов, имеется современный комплекс зубообработки «Gleason» для производства зубчатых колес высокого качества, но работал он не с полной загрузкой. Чтобы загрузить комплекс полностью, на нем началась обработка шестерен для продукции других заводов Концерна.

ОАО «Промтрактор» в ближайшее время станет центром по производству трансмиссий для техники Концерна. 

– И самый животрепещущий вопрос – кадровый. Ведь без квалифицированного персонала модернизация не имеет смысла. Как «Тракторные заводы» развивают кадровый потенциал, инженерную базу? Что делается для притока молодых специалистов? 

– Введение в строй новейшего оборудования требует большого притока высококвалифицированных рабочих кадров. И, в первую очередь, молодежи с высшим техническим образованием, которая легче осваивает технологии XXI века.

Концерном уже сейчас, с упором на далекую перспективу, запущены в действие программы по привлечению новых кадров. К примеру, в Чебоксарах развиваются крепкие партнерские отношения с рядом школ. Налажено тесное сотрудничество с Чувашским госуниверситетом и Чебоксарским электромеханическим колледжем. Кроме того, Концерн реализует программу по выплате именных стипендий наиболее талантливым ученикам школ, склонным к изучению технических наук.

В Кургане проводятся конкурсы профессионального мастерства, форумы рабочей молодежи. Задействованы и меры материального стимулирования: в ОАО «Курганмашзавод» осуществляется единовременная доплата тем, кто, отслужив в Российской армии, вернулся на завод.  

Весь озвученный мною комплекс мер, принятых в направлении технического перевооружения, призван перевести мощный производственно-технический потенциал предприятий «Концерна «Тракторные заводы» на качественно новый уровень и повысить его конкурентоспособность.

Фотофакт модернизации Концерна «Тракторные заводы»

Фото 1. Сборочный конвейер ОАО «Промтрактор».

Фото 2,3,4. Современные станки с ЧПУ ОАО «Промтрактор».

Фото 5. Полуавтоматическая сварка ЗАО «Промтрактор-Вагон». 

Фото 6, 7. Универсальный сварочно-сборочный комплекс (УССК) ЗАО  «Промтрактор-Вагон».

 

Подготовила Ольга Лазарева

Начать обсуждение


UP-PRO в сетях