Дмитрий Чемакин

Дмитрий Чемакин: Развитие «вопреки», или Что тормозит «локомотивы» роста

Высокий индекс промышленного развития региона может являться показателем развития не «благодаря чему-то», а «вопреки всему». Веское тому подтверждение – наша беседа с Дмитрием Чемакиным, министром по промышленной политике, развитию предпринимательства и торговли Калининградской области. 

24 ноября 2011

 Высокий индекс промышленного развития региона может являться показателем развития не «благодаря чему-то», а «вопреки всему». Веское тому подтверждение – беседа портала  «Управление производством» с Дмитрием Чемакиным, министром по промышленной политике, развитию предпринимательства и торговли Калининградской области.  

– Дмитрий, по индексу промышленного производства в Северо-Западном регионе вы в числе лидеров. Что служит локомотивом роста в промышленном секторе? Направления развития промышленности в 2011 году по сравнению с годами предыдущими изменились? 

– Да, и в этом году и в 2010-ом Калининградская область держала высокую планку в рейтинге по индексу промышленного развития. Это обусловлено модернизацией промышленности и диверсификацией экономики.

Локомотивом роста в промышленности служат сегодня обрабатывающие производства, а также такие виды экономической деятельности, как производство транспортных средств и оборудования, электрических машин и оборудования, производство пищевых продуктов.

В 2011 году, в основном, направления развития промышленности не изменились. Однако за счет ввода в эксплуатацию ряда предприятий-резидентов ОЭЗ увеличился объем производства химической и машиностроительной продукции, строительных материалов, а также пищевой продукции. 

– Какое место в промышленном потенциале вы отводите модернизации производства? Какие значимые проекты уже осуществлены? Каков объем инвестиций? 

– Модернизация производства, внедрение современных технологий являются залогом конкурентоспособности предприятий. Это понимает основная часть собственников и менеджмент промышленных компаний. Поэтому на строящихся и модернизируемых предприятиях применяется самое совершенное оборудование и технологии. 

За последние два года реализован ряд инвестиционных проектов по вводу современных мощностей в ООО «Союз ТТМ», ЗАО «Алко-Нафта», ООО «Пятый элемент», ООО «Индустриальный парк Акулово», ООО «Группа компаний Атлантис» с общим объемом инвестиций порядка 7,6 миллиардов рублей. 

–  А с чем у вас связана приоритетность инвестиций в промышленность? 

– Правительством Калининградской области утверждена разработанная нашим Министерством в текущем году Концепция развития промышленности Калининградской области на период до 2015 года. В данном документе проведен анализ конкурентоспособности основных видов экономической деятельности и сделаны выводы о приоритетных направлениях развития промышленности.

При этом, учтены, прежде всего, такие факторы, как экспортный потенциал, устойчивость и конкурентоспособность к окончанию переходного периода в 2016 году. Именно с данными факторами связан процесс инвестирования в проекты по следующим видам экономической деятельности: производство пищевой продукции, производство транспортных средств и оборудования (автомобилей, судов, вагонов), производство изделий из янтаря, производство строительных материалов. 

– Какие трудности, возникающие в ходе модернизации, Вы бы отметили? Какова роль федеральных властей в преодолении проблем? 

– Процесс реализации инвестиционного проекта по строительству либо модернизации предприятия связан с вопросами согласования соответствующей разрешительной, проектной документации. Данный вопрос касается всех уровней власти: федеральной, региональной, муниципальной. Не секрет, что эти процедуры занимают очень много времени: от одного года до двух лет.

По вопросу сокращения сроков прохождения процедур согласования было несколько поручений Президента и Правительства РФ. Однако в этом вопросе мало что изменилось. Опросы предпринимателей показывают, что в 80 процентах тормозят процесс в федеральных ведомствах. 

–  Как Вы считаете, насколько законодательный уровень соответствует сегодня требованиям времени в вопросах промышленного развития, и в чем Вы видите пробелы в законодательстве, притормаживающие процесс? 

– Одним из основных вопросов, который необходимо законодательно урегулировать, является повышение внутреннего спроса – с учетом интересов отечественной промышленности.

В последние десятилетия мы во многом потеряли наш внутренний рынок. Это касается рынка судов, самолетов, автомобилей, бытовой техники, лекарств, технологического оборудования и некоторых других. Процесс возврата рынка начался, но идет очень медленными темпами, в том числе из-за пробелов в законодательстве.

Уже не раз было сказано о несовершенной системе государственных закупок, осуществляемых в соответствии с Федеральным Законом № 94, где определяющую роль играет не качество, а цена. По этой причине не редко выигрывают тендеры компании, не имеющие потенциала, опыта, квалифицированных кадров. После их «работы», как правило, приходится многое переделывать, и, в основном, за счет бюджетных средств. Кто считал эти потери?

На это нам часто указывают руководители наших предприятий, жители региона. Из-за нашей неразворотливости в разработке и принятии разумных законов практически потерян отечественный рынок судостроения, самолетостроения, так как условия размещения заказов на зарубежных предприятиях лучше. В том числе по этой причине Россия потеряла значительную долю грузоперевозок, рыбодобывающие компании ушли из традиционных районов промысла морепродуктов. 

– Дмитрий, а что усовершенствовано в вашем региональном законодательстве (по отношению к промышленной политике) с учетом особенностей Калининградской области? 

– В 2011 году Министерством разработан проект Закона Калининградской области «О промышленной политике Калининградской области». В настоящее время он рассматривается Калининградской областной Думой. Как я уже говорил выше, утверждена Концепция развития промышленности Калининградской области на период  до 2015 года, которая не только определила приоритетные направления развития промышленности, но и развитие ее пространственной инфраструктуры.

У нас, к сожалению, практически исчерпан запас земель для промышленного строительства, отвечающий требованиям инвесторов по инженерной, транспортной, деловой и социальной инфраструктуре.

Совместно с рядом руководителей муниципальных образований мы определились с развитием семи промышленных зон в Гурьевском, Черняховском, Правдинском, Гусевском районах, Калининградском и Советском городских округах. В сумме – это около двух тысяч гектаров земель в зоне многофункциональных  городов.

В целях обеспечения данных территорий необходимой инфраструктурой ряд ключевых объектов включены в ФЦП, инвестиционную областную программу, ведомственные программы. В 2012-2013 году, основная часть данных территорий будет обеспечена  необходимой инфраструктурой для реализации инвестиционных проектов в производственной сфере. 

– Вы удовлетворены теми темпами, которыми развивается государственно-частное партнерство в промышленности? Назовите, пожалуйста, успешные проекты в области модернизации, реализованные в тесном сотрудничестве между государством, отечественным и зарубежным частным сектором. 

– Если откровенно, то я не удовлетворен темпами развития государственно-частного партнерства (ГЧП) в промышленности. Считаю, что вопрос взаимодействия и ответственности сторон федеральным законодательством не урегулирован. Нет четких границ и условий взаимодействия, понимания инвесторами, на чем они заработают, в частности, при реализации инфраструктурных проектов: строительстве дорог, инженерных сетей и коммуникаций, объектов энергетики.

Каждый регион России  вырабатывает свои правила в этой части, хотя они должны быть общими для всей территории России. Поэтому можно привести только локальные примеры развития ГЧП в промышленности, в частности, это создание технополиса «Гусев», комплексов по выращиванию и переработки мяса компаниями «Продукты питания», «Мираторг», реализация проектов по производству автомобилей, переработке зерна в крахмал группой компаний «Автотор». 

– Какие новые, не свойственные региону ранее, производства и формы управления предприятиями пришли к вам в ходе развития промышленности? 

– В Калининградской области появился ряд предприятий, которые производят продукцию, ранее не производимую в регионе, а именно: полиэтилентерефталат,  миромистин, пластизоль, спутниковые антенны, цифровые приставки ТВ, а также растительные жиры и растительное масло, и некоторые другие.

В настоящее время в г. Гусеве строится предприятие по проектированию и производству интегральных  микросхем  с топологией изготовления  45 нм  в корпус PBGA и PQFN.

Одной из распространенных форм управления, которая в настоящее время нашла развитие на территории области, является холдинговая система, то есть объединение бизнеса (производство, торговля, логистика) в группу компаний. Данная форма оптимизирует управление бизнесом и минимизирует налогообложение. 

– В ближайшие 5 лет вы планируете сохранить темпы развития промышленности вашего региона? Что, по-вашему, будет влиять на данный процесс?

– Для сохранения и развития промышленного потенциала в ближайшие 5 лет необходимо решить ряд важных задач. Прежде всего, это связанно с завершением в 2016 году переходного периода, который определен для нескольких сотен предприятий Федеральным Законом 2006 года № 16-ФЗ, предусматривающий использование таможенных льгот.

По нашим оценкам, на этих предприятиях осуществляется производство более 70 процентов от общего объема промышленной продукции Калининградской области. Значительная часть предприятий по производству автомобилей, мебели, продуктов питания, электрооборудования напрямую зависит от данного режима. Нет единого рецепта для всех предприятий. Необходимо, в первую очередь,  увеличивать глубину переработки продукции, отказываясь от части импортных комплектующих, сырья.

Также необходимо увеличивать экспортную составляющую в объемах выпускаемой продукции. В Целевой программе поддержки малого и среднего предпринимательства Правительство Калининградской области предусматривает комплекс мер по финансовой поддержке экспортеров.

Готовятся также предложения по введению ряда компенсационных мер для хозяйствующих субъектов, учитывая анклавное положение области и накладные расходы на оформление, транспортировку сырья, готовой продукции на основную территорию России.

В 2015 году прогнозируем рост объемов выпускаемой продукции промышленными предприятиями по сравнению с 2010 годом в 1,7 раза и рост объемов инвестиций в основной капитал в 2,5 раза.

Задач, конечно, много и решать их нам предстоит каждый день всем регионом в грамотном партнерстве власти и бизнеса.

 

Подготовила Ольга Лазарева

Начать обсуждение


UP-PRO в сетях