Дмитрий Колодяжный

«Стопроцентная цифра» и другие проекты: Главное о технической политике ОСК

Эффективность работы предприятий корпорации во многом зависит от уровня их технической оснащенности. О том, как ОСК движется навстречу самым прогрессивным судостроительным технологиям, рассказал вице-президент корпорации по техническому развитию Дмитрий Колодяжный.

30 января 2017
Журнал АО "ОСК", декабрь 2016

 Благодарим Департамент информационной политики и корпоративных коммуникаций АО «ОСК» за предоставление данного материала. 

– Дмитрий Юрьевич, расскажите о возглавляемом вами функциональном блоке.

– В конце 2015 года в структуре ОСК был организован технический блок и сформирована команда профессионалов, решающая сложные технические вопросы, возникающие в текущей деятельности корпорации, а также формирующая основные направления ее развития в конструкторско-технологической сфере. Эта команда активно взаимодействует со всеми подразделениями управляющей компании, конструкторскими бюро и верфями ОСК, профильными институтами, а также со всеми внешними источниками инноваций.

В 2016 году была разработана «Техническая политика» – основной документ, определяющий технические направления развития корпорации в долгосрочной перспективе. Она полностью синхронизирована с двумя другими стратегическими документами ОСК – программами долгосрочного и инновационного развития. 

– Каковы цели и задачи технической политики ОСК, основные направления ее технического развития?

– Техническая политика корпорации строится исходя из целей, определенных государством, и вызовов рынка. По сути говоря, это их оцифровка. Так, например, нам необходимо исполнить государственный оборонный заказ и государственную программу вооружения, а также обеспечить до 60% внутренней потребности в судах и морских сооружениях. Это означает, что надо развить мощности до уровня переработки 2 млн тонн стали в год. Чтобы конкурировать с ведущими мировыми производителями кораблей и судов, потребуется сократить сроки строительства в два – четыре раза, сформировать основные сдаточные комплексы крупнотоннажного судостроения, работающие с эффективностью, например, по производительности персонала, в компенсированном гросс-тоннаже лучше, чем 15 часов на одну тонну CGT.

Целевое технологическое развитие мощностей корпорации можно выразить фразой «кооперационное строительство крупными интегрированными блоками точно в размер». Для решения этой глобальной задачи уже открыты или в стадии открытия несколько проектов, отраженных в технической политике.

Особое внимание уделяется вопросам перспективного продуктового ряда. В гражданской сфере мы ориентируемся прежде всего на суда ледового класса, платформы для разведки и добычи углеводородов, крупнотоннажные суда различного назначения для российских заказчиков. В разработке целый ряд судов для пассажирских перевозок. Естественно, ведутся проекты по целому ряду военных тематик. 

Организационная структура технического блока:

  • департамент технического развития
  • департамент координации программ и проектного управления
  • департамент управления энергоресурсами
  • служба качества и стандартизации

– Какие новые управленческие технологии будут внедряться на предприятиях ОСК в ближайшем будущем?

– Во-первых, это наведение управленческого порядка и подчинение работы всех конструкторских бюро и верфей единым правилам, стандартам, общим целям: исходя из программы долгосрочного развития корпорации должны быть откорректированы стратегии предприятий, исходя из этих стратегий должны строиться и исполняться программы инновационного развития, опираясь на основной документ производственного планирования – «Единое стапельное расписание», должна осуществляться текущая производственная деятельность. Ключевые же показатели и система мотивации технического менеджмента должны быть привязаны к исполнению проектно-изыскательских работ и реализации планов производства.

Во-вторых, нельзя не отметить все возрастающую техническую сложность самих продуктовых проектов. Сейчас судно или корабль становятся настолько наукоемким и дорогим объектом, что любая ошибка на любой стадии жизненного цикла изделия может сильно подорвать финансовое состояние отдельного конструкторского бюро или верфи и повлиять на корпорацию в целом. Чтобы не допускать таких ошибок и прогнозировать риски их возникновения на максимально ранних стадиях, мы планируем внедрять на всех продуктовых проектах технологию проектного управления по «методу контрольных точек». Сейчас разработаны основополагающие стандарты, регламентирующие этот метод, и запущена их апробация на ряде военных и гражданских проектов.

В-третьих, начал создаваться механизм «открытых инноваций» и создания научно-технического задела. Заработал совместный с Крыловским государственным научным центром научно-технический совет, выстраиваются связи по отработке внешних инновационных предложений с нашим профильным вузом – Санкт-Петербургским государственным морским техническим университетом «Корабелка». В корпорации открыт проект «Управление знаниями».

Ну и, в-четвертых, в рамках реализации новых управленческих технологий, которые будут внедряться в ОСК, первостепенным вопросом остается выпуск продукции надлежащего качества.

Один из инструментов обеспечения запланированного перехода всех конструкторских бюро и верфей к единым правилам, стандартам и регламентам – внедрение принципов функционирования корпоративной системы менеджмента качества. Ее основное преимущество – создание общей правовой платформы, обеспеченной сертифицированными системами менеджмента качества каждого общества, принадлежащего к Группе ОСК и самой корпорации, а также наличие общей цели, которая содержится в самой структуре системы. Другими словами, реализуется комплекс управленческих решений, направленных на выпуск качественной продукции, удовлетворяющей требованиям заказчика.

Для реализации поставленных задач в корпорации и обществах группы ОСК разработан и внедрен корпоративный стандарт, устанавливающий единые правила разработки документов, регламентирующих деятельность системы менеджмента качества.

Принятие этих корпоративных норм и правил позволит создать условия для осуществления непрерывного мониторинга производственных процессов.

Применение указанного стандарта позволило сделать еще два очень важных шага по выстраиванию единой политики в области качества: для утверждения советом директоров ОСК подготовлены документы единых форм отчетности по рекламационной работе, а также разработан единый комплекс мероприятий, обеспечивающих выполнение требований федеральных законов по принятию мер для снижения числа аварий и происшествий, связанных с нарушениями требований промышленной безопасности.

Принятие этих корпоративных норм и правил позволит создать условия для осуществления непрерывного мониторинга производственных процессов.

Кроме того, все перечисленное учитывает ключевые показатели системы мотивации технического менеджмента. 

– Расскажите о тех проектах, которые будут реализовываться в рамках технической политики ОСК.

– Первый, наиболее масштабный блок проектов называется «Стопроцентная цифра». Он подразумевает глобальный переход от использования чертежа как основного документа в производстве к математической модели на всех этапах жизненного цикла изделия. Эта парадигма, в свою очередь, подразумевает реализацию в ОСК целого ряда проектов. Во-первых, предстоит внедрить корпоративную информационную систему нормативно-справочной информации, или, проще говоря, различных справочников, интегрированных во все основные программные продукты, используемые в корпорации. Кроме того, планируется создать единое информационное пространство, позволяющее конструкторским бюро и верфям работать с едиными математическими моделями и массивами данных. Это целый комплекс работ, начиная с непосредственно построения инфраструктуры и заканчивая стандартами взаимодействия конструкторских бюро и верфей. Необходимо организовать единую диспетчерскую ОСК, позволяющую отслеживать ход строительства кораблей и судов, видеть отставания и их причины. Это даст возможность своевременно принимать управленческие решения.

В рамках проекта «Управление знаниями» будет создана база знаний ОСК и организованы коммуникации между сотрудниками корпорации по принципу специализации, принадлежности к тому или иному проекту или участию в различных экспертных сообществах. Планируется создание банка идей, расширенного контекстного поиска по базе, а также организация единого окна для внешних инновационных предложений. Проект подразумевает широкую интеграцию с другими системами ОСК, такими как система учета результатов интеллектуальной деятельности, корпоративными порталами обществ, системами электронного документооборота и т.д.

Это только основные блоки, входящие в программу «Стопроцентная цифра». На самом деле проектов значительно больше и все они нацелены на то, чтобы ОСК работала как единый современный механизм, в основе которого лежат цифровые технологии. Естественно, программа реализуется в тесной связке с IT-службой и продуктовыми дирекциями ОСК.

Особое место среди проектов технической политики занимает программа развития морского машиностроения. В рамках проводимого анализа вся продукция морского машиностроения будет структурирована по группам. По каждой из них будет назначен интегратор, способный поддерживать и развивать определенную группу изделий. Далее каждая группа будет развиваться по одному из трех сценариев: создание центров технологических компетенций, работающих в интересах всех предприятий корпорации и частично на внешний рынок, изготовление в рамках отдельно взятого предприятия (в случае нецелесообразности кооперации) или передача группы изделий на аутсорсинг. Для групп изделий, передаваемых в центры технологических компетенций, в дальнейшем будут открыты отдельные проекты. Уже сейчас запущены работы по группе валов, зубчатых колес, трубопроводов, нормализованных деталей и литейных заготовок.

– Расскажите о новых материалах, которые уже применяются и только планируются к использованию на предприятиях ОСК.

– Композиты не новый материал для корпорации. Средне-Невский судостроительный завод – один из мировых технологических лидеров по композитному судостроению. Предприятие активно расширяет это направление, развивая кооперационное взаимодействие с Амурским судостроительным заводом, судостроительным заводом «Северная верфь» и рядом предприятий Республики Крым.

Достаточно активно происходит внедрение новых покрытий различного типа, лакокрасочных материалов, керамик. В феврале 2016 года организована совместная рабочая группа со специалистами Роснано. 

Достаточно активно происходит внедрение новых покрытий различного типа, лакокрасочных материалов, керамик. В феврале 2016 года организована совместная рабочая группа со специалистами Роснано. Результатами ее работы явился целый ряд подписанных контрактов. Продолжаются испытания новых материалов (покрытия, ткани, связующие, клеи и т.д.) и технологий их применения.

Что касается новых сталей и сплавов, то тут мы смотрим в сторону разработок ЦНИИ конструкционных материалов «Прометей» – нам интересны азотистые, хладостойкие судостроительные маломагнитные стали, титановые сплавы, новые сварочные материалы. 

– Вы упомянули сварку. А как в «Технической политике» обстоят дела с технологическими проектами?

– Да, сварка для нас – одна из основных технологий, и от ее качества, производительности и себестоимости зависит многое. В 2016 году в ОСК заработал Совет главных сварщиков. Он обсуждает проблемы, связанные с применением того или иного оборудования, материалов, рассматривает новинки сварочной отрасли, вопросы подготовки кадров и много другое. Открыт проект «Лазерные и гибридные сварочные технологии». Его основные задачи – кардинальное повышение производительности сварочных операций и снижение их себестоимости за счет массового внедрения высокоавтоматизированных и роботизированных решений в цепочку заготовительных, сварочно-сборочных и корпусных технологических операций. По сравнению с применяемыми сегодня технологиями мы прогнозируем двукратное повышение производительности труда. Кстати, у лазерных и сварочных технологий есть и другое будущее. Хочу сказать пару слов о новой технологии гетерофазного лазерного порошкового выращивания. Мы плотно работаем в этом направлении с профессором Глебом Туричиным и считаем, что технологические решения гетерофазного выращивания позволят снизить себестоимость изготовления винтов и других геометрически сложных изделий судостроения до лучшего, чем на мировом рынке, уровня. 

Кроме того, в корпорации ведется аудит литейных технологий, что является основой для открытия проекта по крупногабаритному литью и принятия решений по литью мелкому. 

– Как происходит оптимизация кооперационных связей предприятий ОСК?

– Кооперационные отношения между предприятиями имеются. Но их масштаб на сегодня очень мал. Тому есть несколько причин, и их шаг за шагом необходимо устранить.

Во-первых, виновата слабая инфраструктура межзаводской логистики, не позволяющая осуществлять кооперацию крупными интегрированными блоками. Речь о нагрузочных характеристиках внутризаводских дорог, причальных стенок, технологическом транспорте, судоспускных и судоподъемных сооружениях и т.д.

За последние годы появилось много новинок в области кранового и транспортного оборудования: мобильные краны синхронизируются между собой и позволяют перемещать блоки массой в несколько тысяч тонн, а транспортные тележки на пневматическом ходу компонуются в группы и перемещают любые объекты. Много изменилось и в области строительных технологий: появились новые материалы, новые конструктивные решения. Сейчас все эти новинки мы учитываем при проработке программ модернизации предприятий.

Не способствует кооперации и отсутствие унификации деталей, отсутствие каталогов на уровне корпорации. Мы «уникальщики»: если проектируем, например, трубопровод, то каждый раз каждый фланец делаем заново. А такое производство не ведет к снижению себестоимости и сокращению сроков строительства. Мы планируем решить эту проблему.

И наконец, третье препятствие – отсутствие единой системы измерений. Для решения этой задачи в рамках реализации «Технической политики» открыт проект «Судометрика» – комплекс технических решений по измерениям геометрических и физических параметров, необходимых при строительстве и эксплуатации судна или корабля. Его задача – создать единую стандартизованную систему измерений на судостроительных мощностях корпорации и внедрить технологию «виртуальной сборки», на 40% повышающую производительность операций по формированию и насыщению крупных блоков. «Судометрика» станет базисом и создаст возможность выполнять строительство крупными интегрированными блоками «в чистый размер» с точностью до одного миллиметра, используя межзаводскую кооперацию деталями, узлами и микропанелями, секциями и интегрированными блоками. 

– Внедрение и развитие новых технологий отразится на кадровой политике?

– Как технический специалист я горжусь тем, что курирую программу «Пионер-М» – проект по созданию научно-исследовательского судна катамаранного типа с набором сменных лабораторных модулей контейнерного типа. Проект реализуется Минобрнауки России, ОСК и Агентством стратегических инициатив на базе Севастопольского госуниверситета. Среди студентов вузов провели всероссийский конкурс с говорящим названием «Я буду строить корабли!». В соревновании приняли участие команды восьми вузов: Калининградского государственного технического университета, Санкт-Петербургского морского государственного технического университета, Северного и Дальневосточного федеральных университетов, Нижегородского государственного технического университета им. Р.Е. Алексеева, Казанского национального исследовательского технического университета, Дальневосточного федерального университета и Севастопольского госуниверситета. Из сорока пяти лучших представителей команд всех вузов-участников было сформировано студенческое конструкторское бюро, которое приступило к проектированию судна. Со стороны ОСК проект курирует севастопольское КБ «Коралл».

В результате планируется спроектировать и построить исследовательское судно катамаранного типа, которое будет передано для эксплуатации в Центр морских исследований Севастопольского госуниверситета.

Одна из основных целей, которую мы ставим перед собой в этом проекте, – возможность подготовки технических специалистов для отрасли, на практике прошедших все этапы создания судна и получивших опыт его эксплуатации. Приняв участие в этом проекте, в ОСК придут молодые специалисты, осознанно сделавшие выбор профессии, понимающие все ее трудности и владеющие современными технологическими компетенциями по разным отраслевым направлениям. Мы уверены, что опыт «Пионера-М» будет успешным, и планируем реализовывать аналогичные проекты в дальнейшем. 

Начать обсуждение


UP-PRO в сетях