Оптимальный баланс: Программа реновации ФСК

Программа реновации ФСК – наиболее эффективный способ обеспечить надежность функционирования ЕНЭС в ближайшей перспективе, считает заместитель Председателя Правления компании Андрей Черезов.

23 июня 2011

«Единая сеть», корпоративная газета Федеральной сетевой компании, июнь 2011г. http://www.fsk-ees.ru

Александр Лакедомонский

 

Программа реновации ФСК – наиболее эффективный способ обеспечить надежность функционирования ЕНЭС в ближайшей перспективе, считает заместитель Председателя Правления компании Андрей Черезов. 

Более половины оборудования Единой национальной электрической сети (ЕНЭС), которая с 2002 года находится в управлении ФСК, выработало нормативный 25-летний срок эксплуатации. Его полная замена в короткие сроки невозможна как с точки зрения обеспечения гарантий надежности работы электросетевого хозяйства страны, так и по экономическим соображениям. В ФСК нашли выход. В начале 2011 года в компании была принята семилетняя программа реновации, в рамках которой частичная и полная реконструкция объектов российской электросетевой инфраструктуры будет производиться в сочетании с постепенным выводом из эксплуатации ее окончательно выработавших свой срок агрегатов, узлов и других элементов и заменой их на новые. Программа не имеет аналогов в отечественной энергетике. Она экономически выверена и сбалансирована таким образом, чтобы завершить процесс обновления сетевого хозяйства в максимально разумные сроки и без ущерба для потребителей. О плюсах и уникальных особенностях программы, об ожидаемых результатах ее реализации рассказал заместитель Председателя Правления ФСК Андрей Черезов. 

- Андрей Владимирович, реновация – термин, по сути объединяющий такие понятия, как реконструкция, обновление, техническое перевооружение. Означает ли принятие программы с таким названием и в таком формате, что в ФСК подошли к решению перечисленных вопросов как никогда системно, масштабно?

– Вы правы. А необходимость такого подхода диктуют масштаб и важность задач, решение которых более не терпит отлагательств. В первую очередь речь идет о высокой степени износа всего комплекса инфраструктуры ЕНЭС. Проведенный нами анализ выявил очень опасные цифры: к примеру, более 54% оборудования ПС выработало нормативный срок эксплуатации (25 лет), а почти четверть сверхнормативный (35 лет и выше) – более 22%. Это очень опасные цифры, которые угрожают стабильности работы системы в целом. Достаточно сказать, что с ростом показателей износа оборудования увеличивается и число технологических нарушений на объектах ФСК: сегодня они составляют почти четверть от общего числа инцидентов. 

Основная причина такого «провала» – недоинвестирование средств в модернизацию и техническое перевооружение сети ЕНЭС в 1990-е годы, до ее передачи в управление ФСК. Тогда была возможность провести весь комплекс работ с гораздо меньшими затратами и в более короткие сроки. Но, к сожалению, этого сделано не было. 

Еще один момент связан с ростом потребления электроэнергии в регионах в среднем на 3–4% ежегодно. Это дополнительная нагрузка на имеющиеся сети, и без того изношенные. Надо было определяться с приоритетами: или приводить в порядок имеющиеся объекты, или строить новые. В общем, было над чем задуматься. Дальнейшие расчеты показали, что если не принять чрезвычайных мер прямо сейчас, то к 2020 году ЕНЭС по своему техническому состоянию может попасть в яму, из которой уже не выбраться. Оборудование просто могло начать в массовом порядке выходить из строя, а заменить его одномоментно и без угрозы отключения потребителей было бы просто невозможно! Могла возникнуть угроза утраты главного критерия качества работы ЕНЭС – надежности. 

– Вариант с полной заменой оборудования, кажущийся очевидным, видимо, не всегда самый оптимальный?

– С учетом масштабов износа – да. Полная замена оборудования требовала очень значительных затрат, что не совсем правильно. Тем более в системе есть объекты с длительным сроком эксплуатации, которые в целом находятся в довольно приличном состоянии. С другой стороны, концентрировать усилия на поддержании изношенного оборудования в нормативном состоянии тоже крайне затратно и нерационально: для этого приходится отвлекать ресурсы с других, не менее значимых направлений. Поэтому для объектов, где доля изношенного оборудования составляет более 70%, мы выбрали вариант комплексной реконструкции, на других объектах мы выполняем частичную реконструкцию с целью продления жизненного цикла объектов. 

– Программа реновации рассчитана на семь лет. С чем связан именно такой временной период?

– Семилетий период оптимален с точки зрения сроков реализации, возможности включать в программу большее число объектов, максимально эффективного распределения ресурсов. 

– Поясните.

– При формировании программы мы применили подход «5 + 2». То есть на стандартный пятилетний горизонт инвестиционного планирования, сопоставимый со средним сроком комплексной реконструкции объекта ЕНЭС (три – пять лет. – Прим. ред.), дополнительно накладывается отдаленная перспектива – два года, в течение которых делается «проектный задел» по другим объектам. К примеру, в рамках первой пятилетки мы проводим реконструкцию объектов, нуждающихся в ней безотлагательно. А на последующие два года планируем работы по проектированию объектов, чей временной ресурс еще не до конца исчерпан. Основные работы по ним будут производиться уже во время следующей пятилетки. У такого подхода целый ряд преимуществ. 

Во-первых, появляется возможность обеспечения непрерывного процесса выполнения работ с равномерным распределением инвестиционных затрат по годам. Во-вторых, он дает возможность нашим партнерам видеть наши долгосрочные планы и на их основании ланировать свое развитие. Плюс начинаем процесс перехода на долгосрочные контракты с нашими партнерами. Здесь у нас с ними обоюдный интерес. Реализация столь масштабной программы требует привлечения значительного объема ресурсов, не только инвестиционных, но и интеллектуальных (проектные организации), технических (изготовление оборудования), трудовых (квалифицированные строительно-монтажные организации). Благодаря долгосрочным контрактам наши партнеры могут наращивать ресурсную базу и планировать вектор своего развития исходя из наших интересов. А мы получаем возможность системно и в полном объеме решать стоящие перед компанией стратегические задачи. 

Наконец, долгосрочные контракты способствуют решению стратегических задач государственного уровня. Закладывая столь масштабные проекты и подкрепляя их достаточным финансированием, мы даем стимул для экономического развития целого ряда смежных отраслей – строительной, машиностроительной. Те в свою очередь нагружают заказами своих смежников. Возникает цепная реакция, которая в конечном итоге конвертируется в рост показателей экономики страны в целом. 

– Взаимный интерес очевиден. Однако эффект в теории – это одно, а на практике – совсем другое…

– Практический эффект уже есть. У нас уже почти готовы к заключению долгосрочные соглашения о локализации производства с самыми передовыми производителями электроэнергетического оборудования: с консорциумом «Силовые машины – Toshiba» (производство силовых трансформаторов), с Hyundai (производство КРУЭ 110–330 кВ), ОАО «Холдинг «Электрозавод». Кстати, хочу указать еще на одно подтверждение оптимальности выбранного нами семилетнего периода планирования. Сегодня в правительстве рассматривается вопрос о переходе всех компаний с госучастием, имеющих отношение к сфере ТЭК, на семилетние программы RAB-регулирования. Такой системный переход на долгосрочное планирование в стратегически важных отраслях – признак стабильности государства. 

– По каким критериям включались в программу объекты, филиалы? Кому отдавалось предпочтение в первую очередь?

– Критерии очевидны: техническое состояние объекта, возрастная структура и степень морального износа основного оборудования, необходимость увеличения пропускной способности сети. Исходя из этого мы и определялись с приоритетами. С целью формирования комплексного подхода к программе в 2010 году в ФСК была разработана и применена совершенно новая для энергоотрасли методика приоритизации объектов реконструкции на основании паспортов объектов, которые представляют собой пакет документов для ТЭО необходимости реконструкции. Данные паспорта и методика позволяют, исходя из состояния активов и наличия ресурсов, оперативно планировать программу. 

Говоря о географии, могу сказать, что одними из самых проблемных для нас являются регионы, расположенные в зонах ответственности МЭС Центра и Северо-Запада. Здесь сосредоточено много энергообъектов, построенных еще до войны. Их эксплуатация велась практически без реконструкции, так что можно себе представить, в каком плачевном состоянии они находятся сегодня. Реконструировать старые объекты тяжело и затратно, а   строить здесь новые проблематично, в том числе из-за отсутствия достаточного количества свободных земель. Свои сложности в зоне ответственности МЭС Юга. Уровень износа сетей здесь тоже высокий, при этом в регионе форсированными темпами идет строительство крупных объектов в преддверии Олимпиады 2014 года. Режимная ситуация в этих регионах очень тяжелая и требует реконструкции в самые короткие сроки. 

Еще один критерий – темпы экономического роста. Чем быстрее регион развивается, тем больше его потребность в электроэнергии. К примеру, сегодня высокие темпы экономического роста показывает Калужская область, занимающая одно из первых мест в стране по уровню привлеченных иностранных инвестиций. В последние годы там были построены автозавод, завод по производству бытовой техники, строятся цементный, фармацевтический, парфюмерный заводы. Естественно, новые производства нуждаются в электроэнергии, поэтому мы сейчас активно реконструируем наши объекты, с тем чтобы они могли удовлетворять растущие потребности здешних предприятий. Динамично развиваются и регионы тюменского севера – энергопотребление здесь растет в основном за счет расширения нефтедобычи. Естественно, все вышеупомянутые факторы также были учтены нами в процессе формирования программы. 

– Можно ли сегодня говорить о каких-либо первых итогах реализации программы? Что конкретно сделано?

– С учетом того, что в программу включены мероприятия по реконструкции объектов, реализация которых началась в 2008–2009 годах, в 2011 году на них планируется проведение замены и постановки под напряжение значительных объемов автотрансформаторной и реактивной мощности. План первого квартала выполнен полностью. В частности, в рамках комплексной реконструкции поставлено под напряжение силовое оборудование ПС 220 кВ Северная-Липецкая, выполнен третий этап комплексной реконструкции ПС 500 кВ Бескудниково, проведена замена оборудования по ряду титулов некомплексной реконструкции. 

До конца второго квартала 2011 года будет завершено заключение договоров подряда для выполнения проектирования по титулам комплексных программ по замене оборудования и проведены закупочные процедуры по большинству титулов некомплексной реконструкции. 

– Как оценило программу реновации ФСК руководство страны?

– Думаю, об этом лучше всего свидетельствует тот факт, что мероприятия программы полностью учтены в составе Программы модернизации электроэнергетики России на период до 2020 года, разработанной Минэнерго РФ. 

– Можно ли по итогам первых месяцев реализации программы сделать вывод, насколько она реалистична с точки зрения поставленных задач, заявленных объемов? Нуждается ли она в корректировках?

– Программа была тщательно просчитана и выверена, поэтому базис ее останется неизменным. В то же время мы рассматриваем ее как своего рода живой организм, который может реагировать на внешние социально-экономические факторы. К этому есть объективные предпосылки. Россия успешно преодолела кризис. Экономика страны вновь набирает обороты. Активизируется реализация социальных программ, в том числе региональных, связанных со строительством жилья, социальных объектов. В связи с этим наверняка возникнет потребность корректировки программы, изменения приоритетов, приведения включенных в нее объектов в соответствие с растущими энергопотребностями регионов, дополнения ее новыми объектами. Специалисты ФСК готовы к этой повседневной, кропотливой и ответственной работе. Мы приложим максимум усилий для того, чтобы программа помогала максимально эффективно решать задачи, стоящие перед экономикой нашей страны, обеспечивала надежную и бесперебойную работу всей инфраструктуры отечественного элетросетевого хозяйства.

Начать обсуждение


UP-PRO в сетях