Игорь Дубровин

Игорь Дубровин, АВТОВАЗ: Мы действительно сделали это – завод приносит прибыль!

Когда государство и бизнес точно знают, чего хотят, результат модернизации становится выгоден всей стране. В этом портал «Управление производством» убедил Игорь Дубровин, вице-президент по производству АВТОВАЗа.

10 ноября 2011

Когда государство и бизнес точно знают, чего хотят, результат модернизации становится выгоден всей стране. В этом портал «Управление производством» убедил Игорь Дубровин, вице-президент по производству АВТОВАЗа.

– Игорь Михайлович, в чем Вы видите основную идею модернизации российского автопрома? 

– Под модернизацией можно понимать два процесса – обновление парка технологического оборудования и совершенствование самой производственной системы. Доказано, что без правильной системы, без грамотного менеджмента даже самое современное оборудование никогда не сможет обеспечить выпуск качественного массового продукта. Следовательно, основная идея модернизации – это улучшение рабочих процессов. Именно этим вместе с коллегами из Альянса Renault-Nissan мы и занимаемся. 

– Итак, ставка на программу утилизации снижена, и АВТОВАЗ погрузился в процесс техперевооружения и модернизации. Можно ли кратко сформулировать понятие «модернизация для АВТОВАЗА – это…»?

– Правильнее сказать «госпрограмма утилизации завершена». А нашу Программу развития (бизнес-план) до 2020 года мы представили акционерам и Правительству РФ задолго до ее старта. Если кратко, то модернизация для АВТОВАЗа – жизненно необходимый комплекс работ по обновлению модельного ряда, повышению производительности труда и эффективности производства, по улучшению качества продукции. 

– Что собой представляет в настоящее время такая работа?

– Как я уже сказал, это комплекс работ. Сегодня мы занимаемся модернизацией по многим направлениям. Во-первых – обновление модельного ряда. В декабре 2011 года мы начнем продавать LADA Granta, новый «народный автомобиль». Эта машина разработана на платформе Kalina. У нее – беспрецедентная цена, и при этом соблюдены все нормы безопасности, включая подушку для водителя, вместительный салон, большой багажник – словом, это именно тот автомобиль, который нужен тысячам. Кроме того, для обновления модельного ряда мы занимаемся строительством новой линии – для производства автомобилей на платформе В0 Альянса Renault-Nissan. И уже начали в тестовом режиме собирать еще одну новую модель – LADA Largus. Летом 2012 года должны начаться продажи этих машин – они займут пустующую нишу бюджетных универсалов повышенной вместимости. LADA Largus будут производиться в трех вариантах: 5-ти и 7-ми местные универсалы и 2-х местные фургоны. На этой же производственной линии впоследствии АВТОВАЗ начнет производить и автомобили под брендами Nissan и Renault. Есть еще ряд проектов – фейс-лифтинг LADA Kalina, создание новой платформы LADA В… В общем, к 2015 году собираемся полностью обновить существующий модельный ряд.

И, конечно, для всех этих проектов необходимо обновление самих производственных мощностей – к 2015 году надо закончить их реконструкцию. В итоге на АВТОВАЗе не будет старых линий – будут новые линии сварки, окраски, сборки. Будет модернизированное прессовое производство с объемом крупной штамповки для полутора миллионов автомобилей и современное пластиковое производство.

При этом без продуманной и четкой системы управления процессами проектирования, закупок и производства мы не сможем выдавать конкурентоспособные автомобили. Поэтому вместе с нашими стратегическими партнерами мы меняем панель поставщиков, внедряем новые методики инжиниринга. И вводим на производстве систему APW – Alliance Production Way.

– И какова цель системы?

– Цель APW – постоянное повышение конкурентоспособности за счет совершенствования производственной системы, идеально ориентированной на потребителя; идеально синхронизированной с ожиданиями наших потребителей. И когда мы говорим о конкурентоспособности, речь идет о достижении результатов по качеству, затратам и срокам.

Если коротко, то это «встроенное качество», полное устранение непроизводительных расходов, за которые наши покупатели не должны платить, предоставление услуг в ожидаемое клиентами время и сокращение сроков производства и разработки. И этот процесс касается каждого рабочего места. 

– Именно модернизация сыграет ключевую роль в развитии предприятия?

– На таком высококонкурентном рынке, как автомобильный, без постоянной модернизации просто невозможно. Здесь как в «Алисе в стране чудес»: «чтобы просто оставаться на месте, надо быстро-быстро бежать». А нам надо двигаться вперед, наши сегодняшние 25% рынка новых легковых автомобилей в России – очень лакомый кусок для конкурентов. 

– Насколько затратным является данный процесс?

– Очень затратным – новое оборудование и оснастка стоят больших денег. Здесь надо понимать: некоторые проблемы копились годами. По разным причинам. Сначала на закрытом рынке СССР ВАЗ был безусловном монополистом, в 90-е годы прошлого века было не до вложений в производство, потом – кризис 2008-2009 годов… И в результате сейчас нам надо обновить практически все основные мощности завода. Инвестиции, предусмотренные нашей Программой развития, оцениваются примерно в 4 миллиарда евро. Конечно, процесс идет постепенно, но главное – он реально идет. 

– Какие этапы пройдены? Что уже сделано? Можно ли говорить об эффективности первых результатов, полученных в ходе реализации программы по модернизации, о повышении производительности труда и качества выпускаемой продукции?

– Первый этап прошли – вышли на операционную безубыточность. Для примера – «Шкода», войдя в концерн «Фольксваген», шла к прибыльной работе 10 лет. «Дачия» после слияния с «Рено» вышла на прибыль через 6 лет. Мы вышли на прибыль за год. Да, во многом благодаря помощи Правительства страны, благодаря личной поддержке Премьер-министра Владимира Путина. Но мы действительно сделали это – завод приносит прибыль!

Сегодня завершается подготовка производства LADA Granta,  первые автомобили ушли к дилерам для демонстрации в салонах. Товарное производство планируем начать совсем скоро. Мы чувствуем огромный интерес людей к новой «классике» АВТОВАЗа. И чтобы максимально удовлетворить спрос, организовали запись на LADA Granta через сайт – впервые в истории завода начали работать действительно по индивидуальным заказам. Приблизить продукт к потребителю (во всех смыслах) – это и есть один из реальных результатов программы модернизации. Качество имеет для нас принципиальное значение, и мы существенно снизили количество затрат на гарантийный ремонт автомобилей, втрое уменьшилось число гарантийных обращений наших клиентов. 

– Если рассмотреть участие государства, акционеров, менеджмента и партнеров в столь непростом и дорогом процессе, то в чем конкретно заключается нацеленность на работу по модернизации вашего предприятия? Заинтересованные стороны всегда довольны решениями и действиями друг друга?

– Мы достигаем взаимопонимания и компромиссов по всем основным вопросам. Государству нужно стабильно работающее предприятие, обеспечивающее работой миллионы – то есть и сам АВТОВАЗ, и наших поставщиков по всей стране, и дилеров. Кроме того, наш завод – крупный налогоплательщик и экспортер, и особенно этот статус важен, потому что производство автомобилей относится к реальному сектору экономики, мы не торгуем сырьем. Все средства, которые государство затратило на поддержку АВТОВАЗа, будут возвращены и уже возвращаются. Что касается акционеров, то, судя по всему, они довольны нашей работой.

– Стратегический альянс с концерном Renault-Nissan состоялся. А какой Вы видите работу АВТОВАЗа в Альянсе в будущем? 

– У Альянса есть серьезная цель: три компании – АВТОВАЗ, Renault и Nissan – хотят иметь 40% от всего рынка продаж новых легковых автомобилей в России. Вот, собственно, к этому мы все вместе и идем. Сотрудничаем по всем направлениям – проектирование, производство автомобилей, Академия качества. Так и будем продолжать, вместе развиваться и производить качественные и доступные автомобили. 

– Расскажите, пожалуйста, о кадровых проблемах и их решениях в ходе модернизации. Кто и как помогает их решать?

– В начале кризиса у нас была избыточная численность персонала – более 100 тысяч человек. Мы смогли оптимизировать число работающих на нашем заводе до 70 тысяч. Здесь основным нашим партнером стало государство, которое помогло в переобучении и трудоустройстве людей. В общем, удается работать так, что сегодня в Тольятти уровень безработицы – один из самых низких в стране.

Сегодня нам не хватает квалифицированных инженеров – вместе с учебными заведениями Тольятти и Самары, с нашими партнерами решаем эти вопросы. Много людей ездит на стажировки – благодаря работе в Альянсе у АВТОВАЗа есть возможность давать своим сотрудникам возможность поработать на заводах во Франции, Турции, Румынии, Японии… У нас в Тольятти постоянно работает много японских и французских специалистов – разный опыт, разное воспитание, разная культура, а в результате – синергия, новые идеи, качественный продукт, эффективное производство. 

– Игорь Михайлович, Ваши пожелания читателям портала «Управление производством».

– Коллеги, доказано: передовые методы работы, например, управление качеством, должны внедряться не снизу, а сверху. Поэтому мой совет менеджерам – не пренебрегайте обучением, досконально вникайте в суть каждого современного стандарта. Сделаете это – будет и стабильность, и эффективность, и качество, будут довольны люди – им тоже понравится работать с меньшими трудозатратами и большим «выходом» продукта. Это именно то, к чему мы стремимся. И, конечно, желаю вам успехов в бизнесе, в семейной жизни, хороших детей, здоровых родителей и реализации!

 

Подготовила Ольга Лазарева

Начать обсуждение


UP-PRO в сетях