Александр Ходырев

Александр Ходырев, Цветлит: Взят курс на клиентоориентированность

Рынок сегодня все больше напоминает поле боя. Закаленные в суровой конкурентной борьбе предприятия неохотно принимают новичков. Как отвоевать свое место на рынке и войти в число лучших, рассказывает генеральный директор ЗАО «Цветлит».

Александр Валерьевич, что стало основным стимулом для создания предприятия? Чьи технологии производства рассматривались на то время как передовые для использования на предприятии? Чей опыт представлял интерес?

– Главной целью открытия нового кабельного производства в Республике Мордовия являлось удовлетворение возрастающих потребностей рынка. Отмечу, что создание ЗАО «Цветлит» было инициировано ОАО «Завод «Сарансккабель» совместно с Правительством РМ и шло в несколько этапов.

Сначала был реализован проект создания производства алюминиевой катанки, для чего был заключен контракт с итальянской фирмой Continuus-Properzi, согласно которому было получено современное оборудование. Использование опыта итальянских специалистов позволило решить многие производственные вопросы. Следующим шагом в развитии нашего предприятия стало освоение производства медной катанки по технологии непрерывного литья с помощью опыта финской компании UPCAST. В то время такое производство было единственным в России. Ну и наконец, заключительным этапом было создание нового производства самых современных кабельно-проводниковых изделий – радиочастотных кабелей, кабелей силовых NYM, проводов марки СИП.

Изготовление столь инновационной для того времени продукции требовало использования опыта ведущих зарубежных производителей, ведь аналогичных производств в нашей стране просто не было. Также отмечу, что большую роль в разработке новых технологий производства кабельно-проводниковой продукции на нашем предприятии сыграло ОАО «Всероссийский научно-исследовательский, проектно-конструкторский и технологический институт кабельной промышленности» (ОАО «ВНИИКП»), который всегда использует идеи лучших специалистов, а так же европейские и американские стандарты.

Административный корпус ЗАО «Цветлит»

Фото 1. Административный корпус ЗАО «Цветлит»

Как много средств было инвестировано в новые проекты и как быстро предполагалось выйти на самоокупаемость?

– В новые проекты было инвестировано более полутора миллиардов рублей, срок самоокупаемости составлял восемь лет.

Какой была стратегия по проникновению на рынок, завоеванию доли рынка, работы с поставщиками, потребителями вашей продукции?

– Сразу после создания нового кабельного производства нам пришлось решать еще одну стратегическую цель – проникнуть на рынок и впоследствии завоевать определенную рыночную долю. Выбранная для этого стратегия предполагала изготовление продукции высокого качества по ценам ниже рыночных, а также создание благоприятного имиджа предприятия.

Важно отметить, что тогда мы прекрасно понимали, что попадаем в среду, где царит высокая конкуренция и нешуточная борьба за рынок. Поэтому было крайне необходимо грамотно воспользоваться нашими конкурентными преимуществами, что в итоге и произошло: оптимальное соотношение цены и качества привлекло достаточно большое количество потребителей, работа на современном импортном оборудовании позволила в кратчайшие сроки качественно выполнять их заказы, выгодное экономико-географическое положение позволило в кратчайшие сроки и с минимальными транспортными издержками доставлять продукцию до клиентских складов, а сырье до производственных площадок.

Как видите, мы с самого начала взяли курс на так называемую клиентоориентированность, главным условием которой является постоянное повышение удовлетворенности потребителей своевременными поставками качественной продукции по рыночным ценам. В ответ мы получили достаточное количество заказов, которыми успешно загрузили производственные мощности предприятия. Нашими партнерами стали такие компании, как ООО «ПромКабель», ООО «Электротехмонтаж», ООО «ФПГ Нефтехимпром», ООО «ТД «Содействие» и другие.

Важным моментом был также жесткий отбор поставщиков сырья – ведь от этого напрямую зависит качество изготавливаемой продукции. ЗАО «Цветлит» предлагало ежемесячные оптовые закупки материалов, требуя взамен высокий уровень качества и адекватные рыночные цены закупки. С тех пор мы имеем положительный взаимовыгодный опыт работы с такими поставщиками как ОАО «СУАЛ», ОАО «СИБУР-Нефтехим», ОАО «Саранский «Завод «Резинотехника», ОАО «Искож» и многими другими.

Отмечу, что на сегодняшний день мы стараемся только приобретать новые конкурентные преимущества: у нас накоплен большой опыт работы в вопросах разработки и освоения новых видов продукции, собственной технологической документации, удалось собрать высококвалифицированную команду специалистов, преданных своему делу.

Одна из Ваших стратегических целей – импортозамещение. Какова сегодня доля импортозамещающей продукции в общем объеме производства? Вы удовлетворены тем, как реализовывается эта цель?

– Доля освоенной импортозамещающей продукции достаточно велика и составляет приблизительно 70%. Это кабели силовые на напряжение до 1 кВ, кабели силовые с ПВХ изоляцией и оболочкой на напряжение до 660 В марки NYM, кабели силовые с изоляцией и оболочкой из ПВХ пониженной пожарной опасности до 660 В марки NYMнг(А)-LS по ТУ 3521-057-05755714-201, кабели силовые с ПВХ изоляцией, не распространяющие горение на напряжение 0,66 и 1,0 кВ марок ВВГнг(А), АВВГнг(А), ВВГнг(А)-П, АВВГнг(А)-П по ТУ 16-705.499-2010 и ТУ 3500-058-05755714-2010, радиочастотные кабели с оболочкой не содержащей галогенов, провода с изоляцией из поливинилхлоридного пластиката для электрических установок на напряжение до 450/750В включительно марок ПуВ, ПуВВ, ПуГВ, ПуГВВ по ТУ 16-705.501-2010 и другие.

Все эти изделия по конструкции и предъявляемым требованиям соответствуют импортным аналогам. В общем же объеме производимой и востребованной продукции доля импортозамещающей составляет приблизительно 30%. И надо отметить, что это беда не только наша – российских производителей кабеля, – но и всех российских потребителей кабельной продукции, которые в погоне за выгодой, стремятся покупать более дешевый продукт, например, китайского производства или изготовленный где-то в частных фирмах, не имеющих достаточной испытательной базы, нормативных документов, сертификатов соответствия. А о системе менеджмента качества при этом лучше вообще не говорить.

Имея предприятие полного производственного цикла, насколько трудно добиваться надлежащего качества продукции, не уступающего мировым производителям? Или высокая автоматизация производства решает проблемы с качеством?

– Наличие полного производственного цикла от переработки алюминия и меди в катанку до изготовления кабельно-проводниковых изделий мы рассматриваем как несомненное преимущество перед нашими конкурентами. Но, естественно, мы также прекрасно понимаем, что живем во время, когда качество выпускаемой продукции является приоритетным направлением и у нас есть все возможности для его выполнения.

Никакая автоматизация производства не заменит человеческий фактор, ведь процессами управляют люди, а не роботы. Мы стараемся придерживаться основных принципов всеобщего менеджмента качества (TQM), который широко применяется во всем мире и стремительно набирает темпы в России. Также большое внимание уделяем подготовке квалифицированного персонала – это важная составляющая СМК. Отмечу, что у нас доля несоответствующей продукции в общем объеме производства очень мала и колеблется в пределах от 0,01 до 0,03%. Доля технологических отходов металлов на уровне 1%. Но мы не собираемся останавливаться на достигнутом и на 2013 год запланировали комплекс мер, направленный на минимизацию появления несоответствующей продукции, ресурсосбережение в части снижения материалоемкости, энергоемкости, повышения производительности труда и т.д.

Кроме того, с 2012 года наше предприятие большое внимание уделяет самооценке и саморазвитию. Этому способствует участие в конкурсах на соискание премий за качество. Так, по итогам 2012 года ЗАО «Цветлит» было признано дипломантом премии Правительства Республики Татарстан за качество.

Какие требования к поставщикам оборудования были направлены на достижение целей по качеству производимой продукции?

– Главными нашими критериями при выборе того или иного поставщика оборудования являются их готовность предоставить высокопроизводительную и высокоточную технику, рыночная цена закупки, гарантийный срок обслуживания и скорость реагирования при возникновении проблем с оборудованием. На нашем предприятии установлено оборудования таких фирм как «Rosendahl» (Австрия), «Technocable» (Испания), «Caballe» (Испания), «Niehoff» и «Sikora» (Германия). Главное для нас – надежность поставщика.

Цех по производству кабельно-проводниковой продукции

Фото 2. Цех по производству кабельно-проводниковой продукции

По-вашему, в какой степени влияют на снижение себестоимости производства выбор оборудования, техническая сторона изготовления продукции и управленческие подходы к обеспечению качества?

– Каждая из перечисленных Вами составляющих является важной. Высокопроизводительное и высокоточное оборудование позволяет производить значительные объемы продукции высокого качества. Правильно отлаженные и стандартизированные технологические процессы, техническая подготовка персонала, управленческие подходы к обеспечению качества нацелены на достижение тех же самых задач. Так что говорить об основной составляющей и второстепенных было бы не корректно.

В 2009 году Вы провели несколько модернизаций, касающихся линий наложения вспененной изоляции, переработали технологическую документацию с учетом всех замечаний и пожеланий потребителей. Самый что ни на есть клиентоориентированный подход. Как это отразилось на трудозатратах, себестоимости и удовлетворенности потребителей Вашей продукцией?

– Себестоимость кабеля снизилась, но самое главное, значительно улучшились технические характеристики, позволяющие конкурировать с импортными аналогами. Появились большие заказы для государственных организаций и организаций сотовой связи. С потребителями поддерживалось самое тесное сотрудничество, согласовывались дополнительные технические характеристики кабеля, материалы, условия поставки и т. д. Одним словом мы старались выполнить все запросы и ожидания потребителей.

Насколько сегодня актуальна для реализации стратегии предприятия политика «открытых дверей»? Приглашаете ли Вы потребителей участвовать в операциях по контролю продукции на стадиях производства и в приемо-сдаточных испытаниях готового кабеля? Как такой подход влияет на доверие потребителей?

– Политика «открытых дверей» для нас очень актуальна. Мы всегда открыты и для поставщиков, и для потребителей, и особенно в момент постановки продукции на производство, когда тщательно проверяются все входные и выходные данные. Предприятие имеет достаточную испытательную базу, оснащенную всеми необходимыми средствами измерений, испытательными приборами и оборудованием. Естественно, такой подход положительно влияет на доверие потребителей. В свою очередь доверие к надежным поставщикам по результатам совместной работы позволяет нам использовать в производстве материалы без предварительной оценки качества. По итогам работы определяются лучшие поставщики года, которым вручается диплом «Лучший поставщик года».

Открытие завода 10.08.2006г. Главные почетные гости – Президент Российской Федерации В.В. Путин и Глава Республики Мордовия Н.И. Меркушкин

Фото 3. Открытие завода 10.08.2006г. Главные почетные гости – Президент Российской Федерации В.В. Путин и Глава Республики Мордовия Н.И. Меркушкин

А как у Вас выстроен процесс в области обучения персонала работе с новыми технологиями? Где и чему именно обучаются Ваши работники?

– Работа на новом оборудовании и с прогрессивными технологиями требует от персонала специальных навыков и знаний. Естественно, что процесс постоянного обучения при этом приобретает особо важное значение. Большое внимание при этом уделяется привлечению внешних специалистов. Также мы стараемся изучать и использовать положительный опыт отечественных кабельных производств, делимся своими соображениями и знаниями. С этой целью ежегодно посещаются наиболее прогрессивные и успешные предприятия. Так, совсем недавно специалисты нашего завода посетили ООО «Таткабель» и ОАО «Завод «Чувашкабель».

Вы в постоянном движении – курс на модернизацию взят в долгосрочной перспективе. Что запланировано на 2013 год и ближайшие 3-5 лет с учетом вступления России в ВТО? Не боитесь, что конкуренты одолеют?

– Вступление России в ВТО подчеркнуло одну из главных целей предприятия – создание максимально эффективной производственной системы, которая позволит использовать весь потенциал предприятия. Для этого намечено выполнение двух сверхважных задач: первая – повышение технического и технологического уровня, вторая – внедрение бережливого производства. Отмечу, что на ближайшие годы нами намечено освоение и выпуск пожаробезопасных кабелей, что позволит освоить новые рынки сбыта. С 2013 года мы начали освоение принципов бережливого производства, внедрение на производственные площадки которых уже стартовало. Решение вышеуказанных задач обеспечит экономическую стабильность, улучшение качества выпускаемой продукции, повышение производительности труда. Таким образом, наше предприятие станет еще более уверенным и классным игроком на отечественном рынке кабельных изделий.

Готовая продукция ЗАО «Цветлит»

Готовая продукция ЗАО «Цветлит»

Фото 4, 5. Готовая продукция ЗАО «Цветлит»

 

Подготовила Ольга Лазарева

Начать обсуждение


UP-PRO в сетях