ПМЗ: Двигателю пятого поколения – завод пятого поколения!

Работы по проекту создания нового производства ОАО «Пермский моторный завод» постепенно переходят из области проработки теории непосредственно к практическому применению. Основные цели проекта – рост объемов производства двигателей с 80 до 270 единиц в год, модернизация имиджа завода, снижение производственных затрат, повышение производительности, улучшение качества продукции. 

08 сентября 2015

Благодарим Пресс-службу НПО «Сатурн» за предоставление данного материала. 

Состояние предприятия

Сегодня ПМЗ выпускает двигатели ПС-90А для самолетов Ил-96, Ил-76ТД, Ил-476, Ту-204, Ту-204СМ, Ту-214 и газотурбинные установки мощностью от 2,5 до 25 МВт на базе двигателей ПС-90А и Д-30, а также осваивает двигатель ПД-14 для нового самолета МС-21. Вопрос о строительстве нового завода на другой площадке возник не вдруг. Он витал в воздухе достаточно давно, но до поры до времени никто не брал на себя смелость принять это как реально возможный вариант развития событий. 

Но в 2013 году по ряду причин на ПМЗ вернулись к обсуждению этого вопроса. Во-первых, заводом были взяты достаточно серьезные обязательства по производству двигателей, для выполнения которых необходимо в кратчайшие сроки в несколько раз увеличить объемы выпуска продукции. Во-вторых, освоение технологий и производства нового двигателя ПД-14 требовало значительной модернизации станочного парка и в целом изменения под хода к выстраиванию процессов. 

Архитектурный концепт нового завода

Существующие мощности ПМЗ не обеспечивают возможности развития производства и увеличения объемов выпускаемой продукции:

  • предприятие расположено в самом центре города Перми;
  • периметр ограничен четырьмя городскими улицами, окружающими завод со всех сторон;
  • промышленная площадка поделена между четырьмя крупными собственниками, двое из которых («Редуктор-ПМ» и «Протон-ПМ») имеют планы по уходу с данной территории;
  • свободных площадей для развития ни внутри, ни вблизи завода нет. 

Предприятие проектировалось в 30-е годы XX века для выпуска поршневых двигателей, которые существенно отличаются по размерам и технологии производства от современных турбореактивных двигателей. При этом производственная база сохранилась практически в неизменном виде. Так, физический износ, аварийность зданий и сооружений – около 90%. Да и размещение нового высокотехнологичного оборудования в старых корпусах из-за неудобной сетки колонн и малой высоты требует значительных затрат. 

Реконструкция или новый завод? 

В 2013 году министр промышленности и торговли РФ Денис Мантуров по итогам совещания «О реализации проекта «Двигатель для МС-21» дал поручение разработать и представить в Минпромторг России два варианта проекта реформирования производственных мощностей ПМЗ с оценкой эффективности расходования бюджетных средств: при сохранении существующей основной площадки ОАО «ПМЗ» и при её переносе за пределы города. 

Заключение разработчика технологической части проекта Жана Мейнара, руководителя Secteur Productique Consulting (Франция), о выборе варианта создания новых производственных мощностей ОАО «ПМЗ»: «Наилучшим из двух вариантов, если учитывать основные критерии оценки (площади, процессы, организацию, расходы и внедрение), будет строительство новых производственных мощностей на новой площадке». 

До того как принять решение остановиться именно на строительстве нового завода, были тщательно проанализированы и просчитаны все «за» и «против» и другого варианта – реконструкции существующих производственных мощностей. Что такое реконструкция? Это длительная процедура сноса и постройки новых корпусов на месте снесенных, выстраивание новой технологической цепочки на месте устаревшей. Учитывая сложную внутризаводскую логистику и большой объем межцеховой кооперации, это дорого, долго и проблематично с точки зрения непрерывности производственного процесса. Кроме того, чтобы обеспечить необходимый рост объемов производства, предприятию нужна глубокая модернизация технологических линий и комплексов, то есть значительная реконструкция производственной базы, замена технологического оборудования – металлообрабатывающего, термического, гальванического, сварочного и другого – на более эффективное. Варианты технического переоснащения рассматривались руководством ПМЗ неоднократно. Но при этом приходилось сталкиваться с рядом трудностей и отвечать на постоянно возникающие вопросы. Как приобретаемое новое оборудование втолкнуть в тесные, морально и физически устаревшие корпуса? Как его разместить среди существующих участков в условиях непрерывного производственного процесса? Таким образом, невозможно расставить новое дорогостоящее оборудование оптимально с точки зрения энергоэффективности и снижения потерь. 

Наряду с этим реконструкция не решит проблему затрат на содержание старых корпусов и изношенной инфраструктуры. Средний возраст производственных корпусов ПМЗ составляет около 60 лет, а самые большие корпуса № 1 и № 2 построены более 75 лет назад. На заводе используется очень разветвленная сеть технологических трубопроводов, водопроводных, канализационных, энергообеспечивающих систем и сетей, множество электроподстанций. На поддержание этого, в основном, далеко не молодого хозяйства предприятие тратит огромные, растущие из года в год средства, которые ложатся тяжелым грузом на себестоимость продукции. Таким образом, в условиях существующей площадки невозможно создать новое современное энергоэффективное производство, и, значит, предприятию трудно будет создавать конкурентоспособную по стоимости продукцию. 

В то же время мотивы создания нового производства – это снижение затрат на содержание инфраструктуры завода за счет сокращения площадей и постройки новых корпусов в соответствии с использованием передовых технологий. Это уменьшение себестоимости производства за счет выстраивания правильных технологических цепочек в соответ- ствии с выполняемыми операциями, передачи непрофильных функций на аутсорсинг. Это, в конечном счете, необходимое увеличение объемов производства. По расчетам, производственные центры, организованные на новой площадке (Greenfield) по модульному принципу, обеспечат сокращение производственного цикла на 40%, а сокращение затрат на содержание составит 55%. И у предприятия будет потенциал для дальнейшего развития! 

Поэтому новый завод необходим – с новой структурой, новой логистикой, максимально автоматизированными процессами. 

Технологическое проектирование

Извините, этот материал доступен целиком только участникам Сообщества производственных менеджеров.
Вы можете пройти регистрацию и получить доступ к эксклюзивным аналитическим, методическим и переводным материалам, опубликованным на сайте.

Участие также дает много дополнительных возможностей.

Начать обсуждение


UP-PRO в сетях