Хотите кредит – снижайте расходы

Сегодня в промышленности сложилась интересная ситуация – чтобы получить кредит и вытянуть производство из кризиса, компании начинают самые смелые проекты по модернизации

23 августа 2010

Анета Майданюк, директор департамента корпоративного кредитования «Московского кредитного банка» 

Сергей Шлейко, начальник департамента малого и среднего бизнеса «Русского банка развития»

Журнал Управление производством № 5-6 2009

Ведь если раньше банки давали деньги под стабильный сбыт, под залог активов, не особо вдаваясь в подробности, то сейчас один из главных аргументов заемщика – как он будет менять свой бизнес, чтобы выжить на «падающем» рынке. Вот это сегодня и интересует банки – программа антикризисных мер под условным названием «модернизация». Подробнее свой взгляд на условия кредитования предприятий изложили представители «Московского кредитного банка» и «Русского банка развития». 

Как Вы оцениваете сейчас, во время экономического кризиса, готовность банков (в частности, вашего) кредитовать те компании реального сектора, которые проводят модернизацию – устанавливают новое оборудование, обновляют старое (ТОиР), перестраивают логистику? 

А.М. «Московский кредитный банк» продолжает кредитовать компании реального сектора, несмотря на кризис. В том числе и компании, проводящие модернизацию. Однако мы кредитуем не масштабные проекты, рассчитанные на несколько лет, а короткие, экономически обоснованные программы, способные принести ощутимый результат за небольшой срок, вести к реальному снижению затрат. Модернизация, проводимая компанией, должна иметь существенную экономическую эффективность и короткий срок окупаемости – до года. Такие предприятия мы готовы поддерживать.

С.Ш. Экономический кризис, безусловно, снизил активность банков в сегменте кредитования. Многие банки сконцентрировали усилия на работе с действующими, лояльными клиентами, которые уже имеют положительную историю сотрудничества и более прозрачны для банка, нежели внешние клиенты. Общая тенденция привлечения новых заемщиков в 2009 г. такова: планы стали более умеренными, а банковские продукты претерпели ряд изменений, особенно в части залогов и процентных ставок. «Русский банк развития» в марте 2009-го запустил обновленную продуктовую линейку по кредитованию малого и среднего бизнеса. Согласно утвержденной новым акционером банка, ФК «Открытие», стратегии развития бизнеса РБР на 2009 год новые кредитные программы будут рассчитаны не только на московские, но и на региональные предприятия среднего и малого бизнеса. В настоящий момент мы активно кредитуем компании, в том числе и на цели модернизации, а для удобства клиентов внедрен продукт «Практично», предназначенный как раз для приобретения нового оборудования, недвижимости и транспорта.

Всегда ли модернизация является предвестником роста компании, увеличения ее прибыльности? Есть ли определенные параметры, по которым банк может сделать вывод о тех или иных последствиях модернизации?

А.М. Для получения целевого кредита на проведение модернизации предприятие представляет в банк бизнес-проект. Анализируя план мероприятий, приведенный в этом проекте, банк делает вывод – модернизацию какого рода намерен осуществить потенциальный кредитополучатель. Модернизация может проводиться с целью увеличения роста продаж, расширения производства (например, если заемщик собирается купить новую производственную линию). В другом случае целью проводимой модернизации является уменьшение затрат и увеличение эффективности бизнеса. В настоящее время мы отдаем предпочтение клиентам, проводящим модернизацию второго рода, так как сейчас и в среднесрочной перспективе рынок не ориентирован на расширение спроса, а проекты, дающие возможность заемщику получить дополнительную экономию, позволяют предприятию легче соответствовать действующим сегодня жестким требованиям получения кредита.

С.Ш. Мероприятия по модернизации показывают заинтересованность компании в росте, увеличении прибыльности, рентабельности и пр. Но последствия от её проведения видны не сразу. На первом этапе, как правило, происходит увеличение затрат и долговой нагрузки (если обновление проводится на заемные средства) и если в бизнес-плане есть просчеты, то предприятие может оказаться в очень сложной ситуации. Задача банка-партнера правильно оценить степень риска, и установить адекватную стоимость финансирования. Иногда проще отказаться от сделки, так как в условиях кризиса вероятность наступления дефолта просчитать сложнее и если есть сомнения, лучше не рисковать – убытки в этом случае значительно превысят возможный доход. Этим объясняется разница тарифов по разным кредитным программам. К увеличению стоимости финансирования за последние полгода фактор повышенного риска также имеет прямое отношение. 

Каким объективным параметрам должно соответствовать финансовое положение производственной компании, которая рассчитывает на кредит? 

А.М. Доля собственного капитала в активах должна составлять у заемщика не менее 50%, а операционная прибыль – позволять обслуживать долг и обеспечивать возвратность заемных средств. Сумма долга по кредиту не может превышать размера трех годовых операционных прибылей. И, конечно же, у компании должен быть ликвидный залог и отсутствовать отрицательная динамика продаж.

С.Ш. В первую очередь нам важно видеть источники погашения кредита. Большой плюс, если финансовое состояние предприятия позволяет обслуживать кредит даже в условиях ухудшения внешних факторов. В разгар кризиса больше внимания необходимо уделять риск-менеджменту, и с этой точки зрения мы проводим SWOT-анализ предприятия, изучаем реализуемые антикризисные мероприятия, которые должны позволять компании не только оставаться на плаву, но и демонстрировать рост. Это позволяет получить качественную оценку устойчивости бизнеса. 

Назовите основные пункты заявки на получение кредита. 

А.М. В заявке, представляемой предприятием в банк для получения кредита, необходимо прописать цели и экономическое обоснование эффективности использования кредитных средств, планы продаж и прибыли, а также планы возврата займа в период кредитования. Кроме того, обязательно ликвидное обеспечение – в размере, достаточном для покрытия обязательств по кредиту.

С.Ш. Как я уже говорил ранее, финансовая составляющая играет первостепенную роль. Поэтому прогноз движения денежных средств должен быть подробным и обоснованным, а степень проработки маркетинговой части – не вызывать сомнения в её реализации. Уровень запланированных показателей не должен сильно отличаться от средних значений в отрасли.

Какие условия кредитования существуют для промышленных предприятий?

А.М. Условия получения кредита в «Московском кредитном банке» одинаковы для заемщиков всех секторов бизнеса. Непосредственная структура сделки – сумма, цена, залог, поручительство – решается индивидуально в момент заключения кредитного договора и зависит от особенностей конкретного заемщика.

С.Ш. Одно из обязательных условий – это предоставление ликвидного залогового обеспечения. В настоящий момент мы рассматриваем в качестве залога автотранспорт, недвижимость, оборудование. Срок кредитования – до 2-х лет. При сезонном характере бизнеса возможен ежемесячный индивидуальный график погашения. Отсрочка по платежам основного долга – до 3 месяцев. Существует возможность получения кредита в рублях, долларах США и евро. Размер процентных ставок – от 18%, в зависимости от параметров выбранного продукта.

В каких случаях банк будет настаивать на вхождении своего представителя в совет директоров (или в команду управляющих) компании-заемщика?

А.М. Если в момент предварительного анализа финансового положения заемщика подтверждаются основные предпосылки для принятия банком положительного кредитного решения, но есть некоторые временные трудности, испытываемые компанией, то банк считает возможным принять дополнительные обеспечительные меры в виде контроля оперативной деятельности клиента.

С.Ш. Эти меры, как правило, применяются банками в особо крупных сделках и проектном финансировании, что в условиях кризиса может позволить себе далеко не каждый банк первой сотни.

Как еще банк может влиять на распределение инвестиций в модернизацию, и в каких случаях?

А.М. В качестве ковенанты при заключении кредитного договора может быть оговорено условие по ограничению вывода собственного капитала. Речь идет о накопленной и текущей чистой прибыли, за счет которой могут быть проведены мероприятия по модернизации производства.

С.Ш. Один из удачных примеров, реализованный одним из наших коллег-банков, - это создание совместного венчурного фонда с долевым участием банка, Правительства РФ и Правительства региона, заинтересованных в модернизации промышленного сектора края. Я думаю, такого рода инициативы могут служить хорошим инструментом в решении данной задачи. 

Как в ближайшие год-два будет меняться ситуация с кредитованием промышленных компаний?

А.М. С одной стороны, есть острая потребность предприятий в обновлении основных средств (в среднем, их изношенность составляет более 50%). С другой стороны, сегодня нет объективной возможности долгосрочных вложений со стороны банков, вложений, рассчитанных на окупаемость в течение нескольких лет. Пока экономическая действительность такова. Дальнейшие перспективы зависят от того, насколько быстро экономика преодолеет кризис и оправится от его последствий.

С.Ш. Эпоха «дешевых» кредитов закончилась, дальнейшая конкуренция будет складываться в области эффективности. Успешные компании даже в кризис смогут найти кредит, а тем, кто оказался менее расчетливым, придется непросто. Не секрет, что ряд предприятий развивались только за счет постоянной кредитной подпитки, не используя внутренние механизмы развития. Кризис все расставит на свои места. Можно сказать, что для ряда предприятий он станет стимулом для роста, так как в условиях ограниченного финансирования смогут вырваться вперед самые эффективные компании с наиболее востребованной продукцией и компании, которые ранее не могли конкурировать из-за разницы в стоимости заимствований. Кредитование крупных промышленных предприятий будет осуществляться меньшими темпами, поскольку риски очень велики. Поэтому многие региональные банки и банки второго эшелона, в силу отсутствия достаточных средств, задают себе вопрос: что лучше – выдать крупный кредит нескольким градообразующим производствам и ждать возврата, или развивать смежный сегмент средних и малых предприятий, с диверсифицированными рисками и более высокой доходностью? Ответ очевиден. Поэтому тем корпорациям, которые испытывают потребность в финансировании, но не смогли найти поддержки государства, придется искать соинвесторов. Рынок M&A в ближайшие два года так же обещает быть интересным.

Начать обсуждение


UP-PRO в сетях