Дмитрий Белов

Инжиниринг: технологическая подготовка производства – как ответить на вызовы?

Рассказывает Дмитрий Белов, руководитель программы «Инжиниринг» ОАО «НПО «Сатурн». 

16 октября 2014
«Сатурн», сентябрь 2014 

Автор - Дмитрий Белов, руководитель программы «Инжиниринг» ОАО «НПО «Сатурн»  

Благодарим Пресс-службу ОАО «НПО «Сатурн» за предоставление данного материала. 

В настоящее время в России проходит и набирает обороты техническое перевооружение и модернизация стратегических предприятий и предприятий в составе государственных корпораций и холдингов, функционирующих в стратегических для государства отраслях машиностроения, обеспечивающих интересы обороны и национальной безопасности страны, военно-технического сотрудничества и технологического лидерства в аэрокосмосе и других системообразующих межотраслевых дисциплин. Многие предприятия заняты постановкой на серийное производство продукции в целях модернизации Вооруженных сил РФ.

Техническое перевооружение требует адекватного повышения уровня технологической подготовки производства, реализации комплексных инжиниринговых проектов. На российском рынке представлен крайне узкий спектр компаний, обладающих необходимыми компетенциями для осуществления подобных проектов.

Если представить инжиниринг укрупненно, в виде пирамиды, то можно считать, что ее основание базируется на требованиях и конкретных потребностях заказчика, а слагаемые пирамиды – различные уровни инжиниринговой деятельности. На вершине пирамиды – «архитектор», чьи компетенции охватывают все предметные области, необходимые для удовлетворения заказчика, далее следуют «системные интеграторы», каждый из которых специализируется на своем направлении, ниже – «инженеры систем и подсистем» с более узкой специализацией. Успешный инжиниринг обеспечивается интенсивными вертикальными и горизонтальными связями всех участников и, безусловно, всеобъемлющей компетенцией. 

Предположим, заказчик желает производить тот или иной продукт собственной или заимствованной разработки с учетом выполнения определенных условий, позволяющих ему выстроить успешный бизнес. Ему необходимо построить завод «под ключ», позволяющий производить продукт с определенными техническими характеристиками, в определенных объемах и сроки, с заданной себестоимостью, с дальнейшим совершенствованием продукта и улучшением условий производства в целях наращивания доходов и прибыли. При этом заказчик готов инвестировать определенную сумму денежных средств в ограниченный период времени с определенными условиями окупаемости в дальнейшем. И заказчик желает получить суперсовременный завод, чтобы оставаться конкурентоспособным длительное время, при этом его текущие позиции, его персонал и компетенции не отвечают или не в полной мере отвечают современным мировым требованиям – state-of-art, не говоря уже об ультрасовременных и набирающих обороты технологиях – cutting edge.

Все перечисленные требования фиксируются как требования высокого уровня (TLRs – top level requirements). Инжиниринговые компании, приглашаемые к работе, под руководством «архитектора» должны принять вызов и, используя практический опыт, фундаментальные знания, будучи готовыми (а иногда и неготовыми) к совершенно неожиданным ситуациям, часто действуя в им самим незнакомых условиях с непрогнозируемым результатом, добиться удовлетворенности заказчика (состояния «happy», которое подразумевает не только достижения TLRs, но и состояние, когда заказчик действительно получает удовольствие от совместной работы).

Инжиниринг – это всегда создание нового, получение нового опыта, знаний и расширение собственных компетенций. И это риск.

В 2013 г. НПО «Сатурн» запустил в рамках службы главного инженера проект «Инжиниринг» по созданию системы подходов и инструментов для оказания комплексных инжиниринговых услуг в интересах сторонних заказчиков. В пакет услуг мы включили:

  • разработку технологических процессов под оборудование заказчика,
  • разработку и внедрение управляющих программ на станки с ЧПУ,
  • оптимизацию процесса обработки за счет подбора режущего инструмента, режимов резания,
  • проектирование оснастки и инструмента (средств технологического оснащения),
  • изготовление оснастки и инструмента,
  • внедрение технологии в производство,
  • подбор и приобретение полной номенклатуры режущего и мерительного инструмента отечественных и западных производителей с целью снижения себестоимости производственного процесса, повышения стабильности и производительности процесса изготовления продукции. 

Описываемые выше комплексные инжиниринговые услуги – это один из элементов нижнего уровня пирамиды, но он ближе всего к заказчику и к его продукту, поэтому носит критическое значение для качества удовлетворения TLRs.

Предпосылками для реализации профессиональных амбиций послужили большой опыт постановки собственных изделий на производство в последние 15 лет, высококвалифицированный персонал, высвободившиеся ресурсы в связи с прохождением большинства продуктовых программ НПО «Сатурн» стадий опытно-конструкторских работ и постановки на серийное производство.

Но помимо этого, а также банальных коммерческих целеустремлений, нами двигало желание поддерживать свои ресурсы «в тонусе», поддерживая их практическое применение, желание получить новые знания и навыки, пользуясь временной передышкой перед следующими стадиями жизненного цикла продуктовых программ и работая на межотраслевом уровне, позволяющем осуществить трансфер чужого опыта и подходов в газотурбинное двигателестроение.

Проект «Инжиниринг» осуществлялся в «горячих условиях»: служба главного инженера исполняла контракт с ОАО «Протон-ПМ» по разработке конструкторской документации на средства технологического оснащения (СТО) и одновременно строила систему. Параллельно служба координировала работу изготовителей СТО, основным из которых было дочернее предприятие НПО «Сатурн» – ЗАО «СатИЗ». Мы работали в разветвленной сети цепочек поставок, где помимо нас были и другие инжиниринговые компании. Системную интеграцию и координацию всех участников осуществляла служба главного инженера «Протона-ПМ». Инжиниринг – это командная работа, подразумевающая взаимосвязанность и взаимозависимость всех участников, срыв у одного из участников цепочки, слабость одного звена, приводит к срыву всех и определяет продуктивность всей цепочки. В 2014 г. мы продолжаем взаимодействовать со сторонними заказчиками, реализуя наработки прошлого года.

Еще в2013 г. мы задумались о необходимости расширить свои возможности в ресурсах. Риск их нехватки на определенном периоде времени и отсутствие действий по его управлению имеет негативные последствия для продуктовых программ заказчика: срок выхода на очередную стадию жизненного цикла сдвигается «вправо» и/или ухудшается качество проводимых работ, что неизменно сказывается на обслуживаемой продуктовой программе. В2014 г. проект «Инжиниринг» получил продолжение в версии 2.0, посвященной организации цепочек поставок и управлению внешними ресурсами.

Выбор в пользу внешних ресурсов продиктован практикой в жизни продуктовых программ: определенные стадии – ОКР, индустриализация, подразумевающая постановку на серийное производство и дальнейшее совершенствование продукта, призванное вылечить «детские болезни» и достичь целевой производственной себестоимости, требуют мобилизации больших ресурсов конструкторско-технологических служб, после чего наступает «затишье» – программа выходит в стадию «зрелости» и генерирует положительный денежный поток. С учетом сокращения циклов разработки и проектирования в отрасли газотурбинного двигателестроения и удлинения циклов генерации денежных потоков в пределах пока еще стабильных сроков жизни продукта – 30–40 лет – присутствуют «пики», преодолевать которые возможно за счет использования ресурсов извне.

Однако для получения ожидаемого результата внешние ресурсы должны быть в достаточном количестве, реактивны, гибки и лояльны по отношению к «системному интегратору». Для этого все организуемые цепочки поставок должны быть управляемы и находиться в состоянии «тонуса».

Концепцией проекта «Инжиниринг 2.0» предусматривается организация частных малых инжиниринговых компаний (МИК) на базе рабочего пространства, оснащаемого НПО «Сатурн». С учетом недостатка внешних ресурсов требуемого качества мы пришли к выводу, что МИК позволят нам при определенных «умных» решениях выращивать и воспитывать инженерные кадры по заданным требованиям, отвечающим потребности отрасли газотурбинного двигателестроения, для обеспечения естественной ротации и наполнения рынка квалифицированными специалистами.

Авиационный газотурбинный двигатель – продукт, разрабатываемый и изготавливаемый под контролем большого количества надзорных органов, и российских, и международных, если продукт предназначен для глобального рынка. В современном мире гражданский авиационный двигатель существует только как глобальный продукт, поскольку его разработка слишком дорогостояща, чтобы окупиться за счет потребностей только национального рынка и/или отдельных регионов мира. Поэтому в текущих российских условиях вырастить и воспитать кадры нужного качества может лишь сам разработчик и оригинальный производитель, что, конечно же, подразумевает тесное, интенсивное взаимодействие с вузами.

Сейчас государство уделяет особое внимание развитию рынка инжиниринговых услуг и промышленного дизайна в стране. При оказываемой государством финансовой поддержке к решению вопроса и преодолению дефицита предложения на рынке со стороны российских участников подключились вузы и региональные власти: во многих городах страны запущены проекты по созданию инжиниринговых центров при учебных заведениях, призванных обеспечить промышленные предприятия необходимыми услугами. Решение вопроса займет время и потребует напряжения сил и терпения, когда step-by-step в стране возникнет новая отрасль, соответствующая мировым стандартам.

Мы разделяем устремления нашего правительства и предлагаем новые интересные формы реализации идеи – «от промышленности», Industrial pattern.

Начать обсуждение


UP-PRO в сетях