Инжиниринг в России: настоящее и будущее

Проблемы инжиниринга в России поднимает Владимир Сметана — Председатель Комиссии по развитию инжиниринга в машиностроении Союза машиностроителей России, вице-президент ГК ФИНВАЛ по стратегическому развитию.

Благодарим Комиссию по развитию инжиниринга в машиностроении Союза машиностроителей России за предоставление этого материала.

Автор: Сметана Владимир Васильевич — Председатель Комиссии по развитию инжиниринга в машиностроении Союза машиностроителей России, вице-президент ГК ФИНВАЛ по стратегическому развитию 

В последние годы в России появилось совершенно новое направление для ведения бизнеса — инжиниринг. В Союзе машиностроителей России уже создана Комиссия по развитию инжиниринга в машиностроении, объединяющая ведущие инжиниринговые компании с целью развития направления в стране и совершенствования рынка предоставляемых услуг.

Сейчас реализуется подпрограмма «Развитие инжиниринговой деятельности и промышленного дизайна». Основой для ее создания стало Постановление Правительства от 23 июля 2013 г. № 1300-р, а именно «дорожная карта» в области инжиниринга и промышленного дизайна. Между тем, законодательные регуляторы инжиниринговой деятельности отсутствуют и часть мероприятий, закрепленных в подпрограмме, имеет инновационную направленность. В этой связи, меняется подход в контрактовании при проектировании объектов, вводятся новые понятия. Остается неясным механизм внедрения инноваций в проектировании и строительстве и то, каким должен быть современный подход к проектированию, ведению инжинирингового бизнеса и созданию полноценного рынка с реальными участниками.

До возникновения подпрограммы регулирование рынка инжиниринга фактически отсутствовало, возникали проблемы и разночтения. Экспертное и профессиональное сообщество активно обсуждало на протяжении 2012-2014 годов в Государственной Думе, Совете Федерации, Общественной палате РФ, Торгово-промышленной палате РФ и на других государственных и общественных площадках проблемы российского инжиниринга, инжиниринговой деятельности, инжиниринговых услуг, а также международные виды контрактов EPC(M).

В сентябре 2012-го года, в Общественной палате, состоялось заседание Комиссии, посвященное обсуждению текущего состояния условий и принципов модернизации российской промышленности и определения роли инжиниринга в этом процессе. На тот момент, Принятие Правительством РФ Постановления № 56, принципиально изменило отношения между инжиниринговыми компаниями, поставщиками оборудования и инструмента, а также представителями промышленного комплекса России.

Прежде, инжиниринговая компания самостоятельно определяла задачу заказчика, выбирала лучшее технологическое решение в мире и пыталась внедрить его на российском предприятии. Согласно постановлению, приоритет нужно было отдавать отечественным оборудованию и инструментам. При этом, как известно, его качество, постпродажный сервис зачастую, уступает лучшим мировым решениям. Эта проблема обсуждалась в январе 2013 года в ФАС России. По итогам обсуждения мнения разделились. Многие руководители инжиниринговых компаний, производители оборудования из России и Европы, представители заказчиков, включая флагманы предприятий отечественного ОПК, сошлись во мнении, что Постановление Правительства РФ № 56 не приносит пользы никому из участников рынка. Их оппонентами выступали чиновники, продолжавшие настаивать на эффективности защиты российского производителя путем заградительных мер.

В этой связи, появление «дорожной карты» послужило точкой отсчета для создания законодательной базы в этой сфере. В «дорожной карте» обозначены конкретные задачи, сроки и полномочия в отдельных вопросах, хотя мнения профессионалов разделились, например: почему инжиниринг и промышленный дизайн объединили в одной дорожной карте? И почему мы видим один из видов международных контрактов EPC(M) в «дорожной карте», при том, что законодательно этот договор не описан ни в одном нормативно-правовом акте страны. Эти и многие другие вопросы подтолкнули профессиональное сообщество к созданию законопроекта «Об инжиниринге и государственной поддержке инжиниринговой деятельности в РФ», впоследствии вынесенного к обсуждению на разных площадках. Самое подробное обсуждение состоялось в ноябре 2013 года в Российском союзе промышленников и предпринимателей, где профессиональное сообщество отметило своевременность и необходимость Федерального закона. Но, безусловно, законопроект  в существующем тогда виде требовал доработки.

Главная проблема сегодня – отсутствие соответствующих кодов ОКВЭД. Во-первых, невозможно проводить конкурсы на заключение EPC(M)-контрактов. Вместо одного конкурса проходит ряд торгов на разные виды деятельности: генподряд, изыскания, поставка, проектирование и прочие. Во-вторых,  в сводном сметном расчете для строительства нет строки «инжиниринговые услуги». Получается, в экономическую часть проекта нельзя включить расходы по управлению проектом. Подрядчик вынужден манипулировать в смете Федеральными единичными расценками по другим видам работ, чтобы защитить свою рентабельность. В-третьих, конкурсная документация содержит требование о том, что не менее 30-40 % работ подрядчику нужно выполнить собственными силами. При этом стоимость услуги управления проектом и производственные возможности дочерних организаций не учитываются.

Что получаем в результате? – Размытые сроки исполнения проекта и «воздушную» ответственность. К сожалению, в такой ситуации идет «освоение средств», приводящее к невозможности масштабирования компетенций и ограничению доступа к торгам для инжиниринговых компаний.

Вопросы о необходимости кодов ОКВЭД для инжиниринговой деятельности в России только нами ставятся на протяжении 2012-2014 годов, но на их внедрение понадобится, по меньшей мере, еще два-три года в рамках «дорожной карты».

Отдельные пункты подпрограммы нацелены на то, чтобы простимулировать развитие инжиниринга в России, но для нас, промышленников, есть ключевые проблемы, препятствующие развитию инжинирингового бизнеса в стране и его легализации. Эти «узкие места» анализировали в июле 2014-го года на Совете по инжинирингу и промышленному дизайну при Минпромторге РФ. Заседание Совета проходило в рамках международной промышленной выставки «ИННОПРОМ-2014» в Екатеринбурге.

Стоит отметить, что эти и другие инициативы профессионального сообщества нашли свое выражение в инициативе по созданию в Совете Федерации Временной комиссии по вопросам развития законодательства РФ в инженерной и инжиниринговой деятельности для дальнейшей законодательной работы. При Временной Комиссии сформирована Рабочая группа, которая объединила экспертов инжиниринговой индустрии. Основная задача группы – разработка законопроекта, который даст ответы на вопросы: Что такое инжиниринг? Какова роль инженерного дела в современной России? И кто такой профессиональный инженер? 

Комментарии к статье

Автор статьи и правда думает, что законотворческая деятельность может решить проблему? Нужны бизнес-процессы, которые бы позволяли инжиниринговым компаниям работать а принципе. Отсутствует рынок инжиниринговых услуг. Рынок отсутствует по той причине, что нет спроса, нет рынка и не потому, что инжиниринговые компании не нужны. Просто при нынешнем уровне разделения труда те функции, которые могли бы выполнять инжиниринговые компании, частично разделены между раздутыми штатами самих предприятий и Поставщиками (Подрядчиками, Проектировщиками). Судите сами, внутренние подразделения предприятий, такие как: службы главного инженера, главного энергетика, главного механика, ОКС, берутся за решение задач которые по объективным причинам не обеспечены квалифицированными кадрами. Просто нет смысла содержать узкопрофильных специалистов с высоким уровнем ЗП. Восполняют пробел в компетентности специалисты Поставщиков, что порождает неэффективность называемую внутрикорпоративной коррупцией. Устанавливаемые, таким образом, тесные контакты между службами предприятий и Поставщиками делают нежелательным участие экспертных и инжиниринговых компаний призванных выбрать наиболее эффективные пути реализации инвестиций, модернизаций, вложений средств. А мы с Вами концентрируемся исключительно на основных производственных процессах совершенно не затрагивая обслуживающие.
Решить проблему поможет не законодательная база. Она должна поддерживать уже имеющиеся производственные процессы. Нужны новые бизнес-процессы которые предполагают обязательное использование инжиниринговых компаний на всех этапах реализации инвестиций или при осуществлении текущих затрат на предприятиях. Такие производственные процессы есть. И законодательная база необходима для поддержания целесообразности использования инжиниринговых компаний. Например, разработанная мной Система контроля ресурсов (СКР) предполагает использование инжиниринговой компании как независимого Агента действующего в интересах Заказчика на трёх основных стадиях реализации инвестиционных процессов, сложных закупках: исследование свойств предмета поставок, подготовка и проведение процедур отбора Поставщика, контроль поставки на соответствие условиям договоров и контрактов. Здесь крайне необходимо создание законодательной базы для обеспечения работы таких независимых Агентов. Например, в ФЗ 44 упоминается о возможности привлечения экспертной организации. Но совершенно не прописан механизм её участия. В большинстве случаев нет оснований для привлечения такой экспертной организации. А их использование должно быть обязатедьным при осуществлении крупных инвестиционных процессов. Иначе будет как с трамплинов в Сочи, рост стоимости реализации строительства которого вызвало удивление В.Путина.
Использование экспертных организаций назрело в связи с кризисом. использование СКР с участием независимых Агентов позволит снизить потери предприятий на обслуживающих процессах и при реализации инвестиций до 50%. Как ни амбициозно или ...

Комментировать

Как ни амбициозно или невероятно это звучит, но именно такие показатели подтверждаются уже на протяжении нескольких лет. Если уважаемым профессионалам никак нельзя обойтись без подсказки из опыта развитых стран, можно придумать стратегию Бережливого потребления. Очень даже в духе современных популярных течений стратегий повышения эффективности Предприятий, но с более серьёзным содержанием.

С уважением.

Комментировать
15.02.2015 13:22
0

а вот АСИ и Strategypartnersgroup (SPG) озабочены состоянием дел в области инжиниринга: 
19 февраля 2015 года в 14.00 на площадке АСИ пройдет круглый стол, посвященный обсуждению исследованияStrategypartnersgroup (SPG) по проблемам подготовки кадров в области инжиниринга.

Комментировать
15.02.2015 19:37
0

Популярность этой статьи уже говорит о том, что вопросы инжиниринга интересны многим (а количество просмотров у нее действительно приличное - как главный редактор портала "Управление производством" я это вижу). Мы сейчас проводим очередной ежегодный рейтинг «Лидеры модернизации и инжиниринга России», посмотрим, насколько этот интерес практический - рейтинг проводится с 2008 года, и что-то пока позитивных изменений заметно не было, не смотря на громкие заявления представителей властей. У большинства компаний слово "инжиниринг" в названии или в списке оказываемых услуг стоит просто для красоты.

Комментировать

Они то озабочены. У нас вообще нет стабильного рынка инжиниринговых услуг по обеспечению текущих потребностей предприятий различных форм собственности. Этот вакуум заполняется дочерними инжиниринговыми компаниями типа Атомэнергопроекта крайне не эффективными и не мобильными с одной стороны и Поставщиками (Подрядчиками, Проектировщиками) изначально решающими собственные задачи отличные от задач Заказчика. Кто мешает начать широкое обсуждение проблем предоставления инжиниринговых услуг? Давайте попросим Сергея способствовать такому обсуждению. Например, я предлагал статью посвящённую Системе контроля ресурсов TCPO-system, предполагающую использование высокопрофессионального Агента являющегося по сути инжиниринговой компанией. Сергею эта статья показалась наверно рекламой. Но тогда стратегия Бережливое производство тоже реклама, по аналогии с предлагаемой мной стратегией Бережливое потребление.
Наверно статьи выявляющие проблемы очень важно. Но мне кажется статьи предлагающие готовые решения не менее ценны.

С уважением.

Комментировать
Сергей Иванов
17.02.2015 13:36
0

Законы нужны и бизнес-процессы нужны и поддержка государства.
Наша инжиниринговая компания образована в ноябре 2014 г. Занимаемся разработками пропиточных машин и конвейерных транспортных систем, пищевым и сельскохозяйственным оборудованием.
Интерес у заказчиков к нашей компании огромный, но - как мы можем участвовать в гос.тендерах, если мне в обеспечение нужно положить на пол-года 15 млн. руб и вложить в разработку и изготовление ещё 13 млн. руб. - где мне взять такие деньги? А страхование в СРО - стоит немалых денег и нам не подходит в принципе - мы же не строители, а разработчики промышленного оборудования! Нам необходим свой СРО!
А ещё каждый заказчик хочет увидеть наше производство - но какое может быть "производство" у инжиниринговой компании? Мы работаем за счёт кооперации с производственными предприятиями!

Комментировать


UP-PRO в сетях