РОСЭНЕРГОАТОМ 0 комментариев

Управление затратами АЭС ОАО «Концерн Росэнергоатом» в условиях ограничения роста тарифов

Заместитель генерального директора – директор по экономике концерна Алла Архангельская рассказала об экономической политике компании.

Помимо приоритетных тем, посвященных всем аспектам безопасности и важнейшим инженерно-техническим решениям, говоря об атомной электроэнергетике и о концерне «Росэнергоатом», нельзя не остановиться на важнейших экономических аспектах его деятельности.

Генерирующая компания ОАО «Концерн Росэнергоатом» и в 2013 году показала очень хорошие экономические результаты, работая на рынке электроэнергии и мощности в Российской Федерации.

Несколько ключевых показателей, характеризующих итоги работы концерна в 2013 году и его планы на 2014 год, приведены в таблице № 1.

Таблица № 1. Основные показатели деятельности концерна (в ценах соответствующих лет)

Среднегодовой курс доллара: 2013 г. – план 31,4 руб., факт 31,82 руб. 2014 г. – план 33,4 руб.

Достигнутые в 2013 году показатели были бы невозможны без организации работы внутри компании по повышению ее внутренней экономической эффективности. И в первую очередь это касается организации жесткого управления и контроля затрат компании, а порой и организации «давления» на данные затраты.

Конечно, такая работа начата не в 2013 году, а является уже постоянным процессом в концерне.

Одной из отправных точек такого процесса был внешний «вызов» со стороны государства, а именно Федеральная целевая программа «Развитие атомного энергопромышленного комплекса России на 2007–2015 годы и на перспективу до 2017 года», утвержденная постановлением правительства Российской Федерации от 6 октября 2006 г. № 605. Преемником указанной Федеральной целевой программы является Программа деятельности Государственной корпорации по атом ной энергии «Росатом» на долгосрочный период (2009–2015 годы), утвержденная постановлением правительства Российской Федерации от 20.09.2008 № 705.

В качестве условия повышения операционной эффективности данной программой для концерна было установлено задание на снижение удельных эксплуатационных расходов на 2,5 % ежегодно от уровня 2006 года по трем полностью контролируемым концерном статьям: «Работы (услуги) производственного назначения», «Сырье и материалы» и «Ремонт основных фондов».

В соответствии с программой государство с 2006 года выступает полномасштабным соинвестором концерна при строительстве им новых энергоблоков на территории РФ.
Таким образом, правительство РФ осуществляет жесткую увязку процессов выделения бюджетного финансирования в строительство энергоблоков АЭС с достижением совершенно определенных параметров ремонтно-эксплуатационных затрат и выход на директивную стоимость строительства новых энергоблоков.

Кроме того, со стороны правительства Российской Федерации в 2009 году было дано поручение о повышении внутренней эффективности субъектов естественных монополий и снижении издержек в энергетике (протокол заседания правительства Российской Федерации от 05.11.2009 № 37).

В рамках исполнения данного поручения при государственном тарифном регулировании на 2010 год ФСТ России, получив жесткие установки Минэкономразвития России, применило плановый индекс изменения условно-постоянных расходов в размере 0,934, что повлекло плановое снижение необходимой валовой выручки, обеспечивающей безопасную эксплуатацию концерна (далее – НВВБ), на 3,6 млрд руб.

Аналогичное решение в 2013 году было принято путем утверждения председателем правительства Российской Федерации Д. Медведевым «Плана мероприятий по ограничению конечной стоимости товаров и услуг инфраструктурных компаний при сохранении их финансовой устойчивости и инвестиционной привлекательности» от 11.11.2013 № 6732п-П9.

Основной целью реализации данного плана является сохранение/увеличение инвестиционного ресурса в условиях сдерживания роста тарифов, что возможно достичь только путем повышения коэффициента установленной мощности при одновременном давлении на условно-постоянные затраты концерна, в том числе и оптимизации эксплуатационных расходов.

Динамика индикаторов расходов на ремонтно-эксплуатационные нужды (далее – РЭН) и абсолютные значения затрат на РЭН приведены в таблице № 2.

Таблица № 2. Динамика индикаторов расходов на ремонтно-эксплуатационные нужды

Однако помимо внешних вызовов еще более жесткие параметры повышения экономической эффективности концерна доводятся самой госкорпорацией «Росатом» путем трансляции концерну соответствующих сценарных условий.

Исходя из этого, в концерне выстроен стратегический, среднесрочный и тактический (годовой) контур планирования, и каждый раз сценарные условия стратегического, среднесрочного и годового планирования содержат более амбициозные требования по повышению экономической эффективности концерна, чем даже требования правительства РФ, что обусловлено требованиями рынка.

На 2014 год госкорпорация «Росатом» устанавливает для концерна:

• целевой уровень объема выработки электроэнергии не ниже 172,6 млрд кВт•ч, что на 2,7 млрд кВт•ч выше, чем объем выработки 168,3 млрд кВт•ч, принятый на 2014 год при тарифном регулировании ФСТ России, амбициозный уровень – 174,2 млрд кВт•ч, и сверхамбициозный уровень для целей формирования консолидированного инвестиционного ресурса госкорпорации «Росатом» (далее – КИР) – 177,9 млрд кВт•ч; 

  • задание по снижению удельной себестоимости основной продукции и условно-постоянных затрат в 2014 году на 3 % относительно фактически достигнутого уровня в 2013 году; 
  • задание на повышение производительности труда на 5 % относительно достигнутого уровня в 2013 году; 
  • задание на поддержание EBITDA на уровне не ниже планового уровня 2013 года.

Для фактического получения заданных результатов система планов подкрепляется системой мотивации менеджеров концерна путем установления ключевых показателей эффективности (далее – КПЭ). То есть все самые важные показатели руководителя концерна попадают в карты КПЭ соответствующих топ-менеджеров, которые обеспечивают поддержку и выполнение установленных целевых ориентиров.

Однако работа концерна происходит в постоянно изменяющейся экономической среде, что формирует дополнительные требования к нему, как к компании, которая позиционирует себя успешно функционирующей и развивающейся.

Тарифное регулирование на 2014 год как концерна, так и всех энергокомпаний России осуществлялось в условиях сдерживания роста тарифов и затрат энергокомпаний при максимальном сохранении инвестиционного ресурса, необходимого для одобрения инвестиционных программ.

Динамика НВВБ, цен на рынке на сутки вперед (далее – РСВ), тарифов по регулируемым договорам (далее – РД), собственного инвестиционного ресурса приведена на рисунках 1–3.

Очевидно замедление темпов роста НВВБ, стабилизация абсолютной величины инвестиционного ресурса и снижение доли инвестиционного ресурса в НВВБ.

На этом фоне все большую роль начинают играть заемные источники финансирования инвестиционной программы.

Рис. 1. Выработка электроэнергии по годам

Рис. 2. Среднегодовые тарифы и цены по годам

Рис. 3. НВВБ и собственный инвестресурс по годам

Для концерна это означает использование важного рычага увеличения инвестиционного ресурса, привлечения кредитных средств в пределах установленного ковенанта. Динамика ковенанта и кредитного портфеля за несколько последних лет приведена в таблице № 3.

Учитывая, что привлечение кредитных средств ограничивается соотношением (долг + обязательства) / EBITDA ≤ 2,7, зоной оптимизации с целью увеличения инвестиционного ресурса является не только снижение операционных расходов, но и снижение оценочных обязательств, формирование которых находится в компетенции госкорпорации «Росатом», так как осуществляется в соответствии с Типовыми отраслевыми методическими рекомендациями госкорпорации «Росатом».

Итак, резюмируя, перед концерном в области внутренней экономической эффективности стоят очень ясные и непростые задачи:

  1. При реализации тенденций сдерживания роста тарифов и, следовательно. сдерживания выручки концерна добиваться профессионального и разумного давления на затраты, максимально увеличивая собственный инвестиционный ресурс, а также, увеличивая емкость ковенанта, привлекать достаточный объем заемных средств;
  2. Максимально профессионально и эффективно тратить этот инвестиционный ресурс, создавая новые, более экономически эффективные энергоблоки. И несколько слов о последних тенденциях, влияющих на затраты концерна.

За период 2008–2014 годов затраты концерна претерпели существенные изменения. Большое количество ранее не оцениваемых затрат теперь включено в расходы концерна, а также ряд затрат прошел ревизию и изменение в методологических подходах их формирования. Изменение структуры затрат концерна на примере 2008 и 2014 годов приведено на  в таблице № 4.

Тенденции показывают, что новые затраты «впускаются» концерном за счет сжимания традиционно сложившихся операционных расходов на фоне недопущения драматического снижения инвестиционного ресурса.

Именно на фоне этих тенденций особенно остро стоит вопрос управления и сдерживания затрат. В компании открыт проект «Снижение операционных затрат», который реализуется силами своих специалистов и привлекаемых консультантов. Основными направлениями этого проекта являются:

1. Оптимизация затрат на ремонт энергетического оборудования: 

  • пересмотр ОЭСН; 
  • изменение межремонтных периодов в связи с переходом на 18-месячный топливный цикл; 
  • продолжение работы по переходу на ремонт по состоянию; 
  • поиск оптимального распределения ремонтных работ между хозяйственным и подрядным способами.

2. Оптимизация затрат на обращение с РАО.

3. Оптимизация затрат на обращение с ОЯТ.

4. Оптимизация затрат на обеспечивающие и поддерживающие функции.

5. Оптимизация затрат на СЯТ, включая управление запасами СЯТ на складах компании.

6. Оптимизация затрат на ТМЦ, включая управление созданными запасами на складах.

Данная работа приобретает принципиально важный характер.

В качестве директивы на 2014 год всеми крупными компаниями России получено задание на снижение себестоимости по сравнению с 2013 годом.

В целом все вышеуказанные меры работают на повышение внутренней эффективности концерна и увеличение объема инвестиционного ресурса, но параллельно необходимо реализовать программу повышения эффективности инвестиционной деятельности, позволяющую обеспечить строительство оптимальных по стоимости и будущей операционной эффективности энергоблоков при безусловном соблюдении требований безопасности.

Таблица №3. Динамика ковенанта и кредитного портфеля

Таблица №4. Изменение процента начислений по отраслевым резервам

0 комментариев
Отправить
обсуждения
Здесь больше организационных вопросв, чем в самой платформе. Можно взять за основу Фабрику идей у Ев... СУМЗ: «Фабрика идей» и «Доска решения проблем» переходят на цифровую платформу
Белоярская АЭС принимает группы студентов, они могут быть и старше 18 лет. Но в целом да, в настояще... Туризм на АЭС: не развлечение, но просвещение
Отличный пример цифровизации или "умной фабрики", коллеги! А можете поделиться платформой ... СУМЗ: «Фабрика идей» и «Доска решения проблем» переходят на цифровую платформу
Узнайте больше Альманах “Управление производством” 300+ мощных кейсов, готовых к использованию чек-листов и других полезных материалов
Альманах “Управление производством”