Портал "Управление производством" 0 комментариев

Снижение затрат на закупку природного газа крупных потребителей энергоресурсов посредством участия в торгах на товарно-сырьевой бирже

О методах снижения производственной себестоимости крупных потребителей энергоресурсов посредством снижения затрат на закупку природного газа при помощи инструмента торгов природным газом на АО «Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже».

Автор: Анатолий Дзюба, Генеральный директор ООО "Научно-исследовательский центр "Энергетический менеджмент"

Одной из ключевых задач стоящих перед менеджментом современных промышленных предприятий России является снижение себестоимости выпускаемой продукции. Главной составляющей в структуре себестоимости продукции любой из отраслей производственного бизнеса является затраты на закупку энергетических ресурсов. Снижение затрат на закупку энергетических ресурсов позволяет снизить себестоимость конечной продукции, повысить эффективность и устойчивость детальности любого бизнеса.

Одним из массовых энергетических ресурсов потребляемых экономикой России является природный газ. Природный газ используется в различных отраслях производственного бизнеса, от металлургии и тяжелого машиностроения, до сельскохозяйственного и пищевого производства. Значительная масса природного газа используется на отопительные нужды, т.е. напрямую не участвует в процессе производства продукции, при этом несет значительную нагрузку на производственную себестоимость.

В зависимости от масштабов бизнеса, затраты производственных предприятий на закупку природного газа могут составлять от 1,5 млн. до 100 млн. рублей ежегодно. С 01 июля 2017 года в России произошло очередное увеличение тарифов на поставку природного газа. Средний показатель роста составил 4%, что в масштабах затрат на закупку газа отдельных предприятий имеет существенное значение.

Одним из новых и инновационных инструментов снижения затрат на закупку природного газа для производственного бизнеса России является закупка природного газа на организованных торгах на товарно-сырьевой биржи. В России купля-продажа газа на организованных биржевых торгах реализуется на АО «Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже» (АО «СПбМТСБ»).

Торги природным газом на АО «СПбМТСБ» были запущены сравнительно недавно, с октября 2014 года. Начало реализации биржевых торгов природным газом в России реализовано в рамках выполнения поручения Президента Российской Федерации об организации торгов природным газом. В настоящий момент реализация природного газа закупаемого на торгах АО «СПбМТСБ» получает распространение среди промышленных потребителей регионов России.

Ценовые параметры природного газа, реализуемого на АО «СПбМТСБ» ниже тарифов, устанавливаемых ФСТ России для промышленных потребителей действующих в каждом регионе. Экономически более выгодные ценовые индикаторы АО «СПбМТСБ» формируются за счет реализации на бирже газа, добываемого независимыми поставщиками, не имеющими доступ к региональным рынкам поставок газа. Среди независимых поставщиков газа реализующих газ на  АО «СПбМТСБ» можно выделить ПАО «НК «Роснефть», ПАО «НОВАТЭК», ОАО «Сургутнефтегаз», ПАО «Татнефть», ООО «Севернефть-Уренгой».

За счет реализации на АО «СПбМТСБ»  природного газа добываемого независимыми поставщиками, достигается значительное снижение ценовых показателей относительно регулируемых тарифов, утвержденных для поставщиков газа действующих в регионах России. Сравнительные разница в ценовых параметрах между тарифами на газ поставляемых по регулируемым тарифам установленных для каждого региона и биржевых тарифов АО «СПбМТСБ» представлены в таблице.

Таблица 1. Сравнительные разница в ценовых параметрах между тарифами на газ поставляемых по регулируемым тарифам, установленных для каждого региона и биржевых тарифов АО «СПбМТСБ»

 

07.16

08.16

09.16

10.16

11.16

12.16

01.17

02.17

03.17

04.17

05.17

06.17

Московская область

9,5%

9,6%

6,0%

4,3%

2,2%

1,0%

-1,8%

1,0%

1,9%

2,6%

4,5%

5,7%

Нижегородская область

9,5%

9,8%

6,4%

4,6%

1,9%

1,3%

-1,0%

1,3%

2,0%

3,8%

4,8%

6,0%

Ленинградская область

10,0%

9,5%

6,1%

4,4%

2,1%

1,2%

-0,9%

1,9%

2,5%

3,9%

5,1%

6,4%

Р. Удмуртия

13,0%

12,7%

8,6%

6,9%

4,4%

3,1%

2,0%

3,9%

4,9%

6,6%

7,6%

8,6%

Пермский край

14,5%

14,6%

10,4%

8,7%

5,7%

4,2%

3,0%

6,0%

8,0%

8,6%

9,9%

11,2%

Свердловская область

18,5%

18,2%

14,2%

12,1%

10,2%

8,6%

4,7%

7,1%

9,1%

11,5%

12,9%

14,2%

Тульская область

10,5%

9,9%

7,0%

5,1%

3,0%

1,7%

-2,1%

2,4%

3,2%

4,7%

5,7%

6,6%

Р. Татарстан

9,0%

8,4%

4,8%

2,8%

-0,2%

-5,3%

-6,2%

-2,1%

0,8%

2,7%

4,3%

5,2%

Р. Башкортостан

10,6%

10,8%

7,1%

5,4%

2,5%

-1,5%

-3,4%

-4,2%

-0,5%

4,7%

5,1%

6,7%

Челябинская область

13,6%

15,1%

12,5%

12,0%

9,3%

8,8%

8,3%

8,5%

9,2%

8,5%

11,0%

12,5%

Калужская область

10,3%

10,1%

6,4%

4,9%

2,9%

1,5%

1,4%

2,5%

3,4%

4,3%

5,3%

6,1%

Смоленская область

9,2%

9,0%

5,7%

3,9%

1,6%

0,9%

-1,7%

-4,5%

-3,9%

-1,5%

4,1%

5,1%

Волгоградская область

-3,2%

-5,5%

-5,9%

-5,6%

-7,2%

-9,2%

-9,0%

-7,5%

-6,4%

-5,8%

-4,1%

-3,2%

Ростовская область

-7,2%

-7,6%

-7,4%

-8,9%

-10,9%

-11,0%

-9,2%

-8,2%

-7,5%

-5,9%

-5,0%

-5,0%

 

Как видно из таблицы, показатели экономического эффекта от покупки природного газа на АО «СПбМТСБ» относительно региональных тарифов на поставку газа утвержденных ФСТ имеют различные параметры. Для примера, за октябрь 2016 года для Челябинской области экономический эффект составляет 12,0%, для Московской области 4,3%. Различия связаны с разницей физического расстояния между балансовыми пунктами реализации газа, и регионами, на которые поставляется газ. Балансовые пункты с которых производится поставка газа расположены в Сибири, следовательно, транспортировка биржевого газа, например, в Пермский край значительно дешевле чем в Краснодарский край.

Экономический эффект представленный в таблице 1 рассчитан для потребителей с предельно минимальным тарифом на закупку газа. Для потребителей газа, подключаемым к газовым сетям, либо увеличивающим договорные величины потребления газа после 01 июля 2007 года действуют предельные максимальные тарифы на поставку газа. Предельные минимальные тарифы на поставку газа выше базовых региональных тарифов на поставку газа на 10%. Следовательно, для потребителей с предельным минимальным тарифом на поставку газа экономический эффект от покупки газа на АО «СПбМТСБ» будет выше.

Также, как видно из таблицы 1, экономический эффект от закупки газа с АО «СПбМТСБ» имеет различные параметры в течение календарного года (Рисунок 1). Это связано с различными рыночными параметрами купли-продажи газа на АО «СПбМТСБ». Различие цен связано с изменением параметров спроса на газ как внутри России, так и в государствах, закупающих газ в России. В период отопительного сезона спрос на газ на внутреннем рынке России значительно увеличивается, что связано с обеспечением отопительной нагрузки которую в основном обеспечивает природный газ. Также в период отопительного сезона Россия обеспечивает поставку газа в 21 страну.

Динамика изменения экономического эффекта от закупки газа с АО «СПбМТСБ» для Свердловской и Московской областей и Пермского края

Рисунок 1. Динамика изменения экономического эффекта от закупки газа с АО «СПбМТСБ» для Свердловской и Московской областей и Пермского края

Закупки газа на АО «СПбМТСБ» может производиться для любого промышленного потребителя газа объемом потребления не менее 100 тыс.м3 в месяц либо 10 тыс.м3 в сутки. Закупку газа на АО «СПбМТСБ» промышленное предприятие может производить самостоятельно, однако для этого требуется получить статус участника секции «газ природный» АО «СПбМТСБ» величина которого составляет 700 000 рублей ежегодно. Также для закупок газа с АО «СПбМТСБ» промышленный потребитель должен иметь штат квалифицированных сотрудников способных производить администрирование торговых сессий по закупкам газа, а также урегулирование отношений со всеми субъектами процессов технологической и коммерческой инфраструктуры процессов потребления газа. Также в случае закупок газа с АО «СПбМТСБ» потребителю газа требуется квалифицированное юридическое сопровождение.

Для исключения рыночных, юридических и экономических рисков, а также исключения излишних затрат на содержание квалифицированного персонала, потребителю газа наиболее целесообразно обратиться к услугам организаций-брокеров, профессионально занимающихся поставкой природного газа с АО «СПбМТСБ». Услуги брокеров-поставщиков газа с АО «СПбМТСБ» включают весь комплекс работ по сопровождению сделок по закупкам газа и урегулированию отношений с биржевой инфраструктурой осуществляющей поставку газа. Затраты на услуги брокеров-поставщиков газа с АО «СПбМТСБ» значительно ниже стоимости содержания штата сотрудников на администрирование торговых сессий, а также учитывает рыночные, юридические и экономические риски потребителей газа.

0 комментариев
Отправить
обсуждения
Да за основу то можно взять, ещё бы демо посмотреть как работает, а то по ссылке только сотрудники м... СУМЗ: «Фабрика идей» и «Доска решения проблем» переходят на цифровую платформу
Здесь больше организационных вопросв, чем в самой платформе. Можно взять за основу Фабрику идей у Ев... СУМЗ: «Фабрика идей» и «Доска решения проблем» переходят на цифровую платформу
Белоярская АЭС принимает группы студентов, они могут быть и старше 18 лет. Но в целом да, в настояще... Туризм на АЭС: не развлечение, но просвещение
Узнайте больше Альманах “Управление производством” 300+ мощных кейсов, готовых к использованию чек-листов и других полезных материалов
Альманах “Управление производством”