Разговор о стоимости Компании, начатый в интервью с заместителем генерального директора по стратегическому развитию Нурисламом Сюбаевым (см. Как «Татнефть» внедряет систему стоимостного мышления), сегодня продолжает руководитель экономического управления «Татнефти» Резеда Гайфуллина. Она рассказала о том, что такое дерево стоимости, как мы применяем стоимостное мышление в нашей жизни и о роли работников в процессе увеличения стоимости Компании.
Все самое интересное и уникальное мы публикуем в альманахе «Управление производством». 300+ мощных кейсов, готовых к использованию чек-листов и других полезных материалов ждут вас в полном комплекте номеров. Оформляйте подписку и получайте самое лучшее!
— Какие инструменты применяются в Компании для управления стоимостью?
— Это долгосрочная стратегия, соглашение о целях, бизнес-планирование, система КПЭ, деревья стоимости/деревья целей. В «Татнефти» разрабатываются функциональные стратегии, включающие IT-программы и проекты цифровизации, инновационное развитие, закупочные процедуры. Применяются корпоративные инструменты улучшений, к числу которых относятся процессное управление, проектная практика, программы эффективного использования ресурсов и др.
Сегодня наша система управления по целям определяет ориентиры для всех сфер деятельности Компании. Эти целевые уровни выражены в конкретных маркерах, которые встроены в контур корпоративного управления, сохраняют преемственность с целями стратегии и синхронизированы с бизнес-планами.
Таким образом, управление стоимостью означает, что все устремления Компании, методы и приемы направлены к одной общей цели: максимизации денежного потока в долгосрочной оценке. Наша задача привить менеджерам не просто экономическое, а стоимостное мышление. Стоимостный подход к управлению должен стать не просто лозунгом, но и повседневной нормой, мировоззрением менеджмента, работников и стилем жизни Компании.
Еще по этой теме: Культура управления стоимостью: масштабный проект Ижорских заводов
— А можно применять стоимостное мышление в нашей обычной жизни?
— Да, безусловно, при принятии решений мы стараемся выбирать максимально эффективный план для личных вложений на долгий горизонт. Скажем, при покупке автомобиля каждый учитывает ряд факторов: частоту и стоимость поездок на такси; скорость обесценения марки и цену возможной продажи в будущем; налог за мощность двигателя; расходы на обслуживание и др.
Мы также анализируем, что предпочтительнее: купить билеты семье на самолет или путешествие в отпуск на автомобиле. Кто-то рассматривает возможности получения дополнительного заработка с использованием личного автотранспорта. То есть мы взвешиваем стоимость владения автомобилем, а значит, делаем выбор исходя из максимизации стоимости (суммарных выгод).
У нас в Компании аналогичный подход — деньги акционеров должны использоваться эффективно. Кроме этого, уже сегодня нужны идеи и проекты развития, которые с учетом оценки рисков увеличивали бы денежный поток не только в ближайшие год-два, но и через 5–10 лет.
— Расскажите, пожалуйста, подробнее, что такое дерево стоимости?
— По сути это методология. Дерево стоимости имеет чёткую структуру: «ствол» дерева — это наша цель — прирост денежного потока, которую важно достигнуть. «Ветви» — это основные процессы, помогающие в конечном итоге обеспечить достижение главной цели. В Компании деревья стоимости разработаны для каждого бизнеса. Они наглядно демонстрируют факторы, которые важны для создания стоимости, а значит, позволяют выявить драйверы роста.
— А если говорить о составляющих дерева стоимости?
— По логике дерево стоимости Компании либо конкретного бизнес-сегмента раскладывается на три составляющие «ветки».
Хочу отметить, что все элементы дерева стоимости имеют конкретное цифровое значение — целевой уровень. Суммарно проекты по трем «веткам» на весь прогнозный период дают оценку потенциальной стоимости Компании, при этом каждое управленческое решение и инвестиционный проект должны быть увязаны с эффективностью.
— Влияют ли организационные проекты совершенствования «земля» на стоимость Компании?
— Безусловно, эти проекты предполагают непосредственное влияние на стоимость — через улучшение. Основу совершенствования системы управления бизнесом составляют IT-решения, инновационный подход, оптимизация бизнес-процессов, организационные изменения. Значимое место сегодня отводится системе управления рисками, а это означает безопасность в финансовой, информационной, промышленной областях, в охране труда и экологии. Примерами процессов в корпоративном управлении являются отношения с инвесторами, коммуникации с государством и др.
Пожалуй, самое главное — это человеческий капитал, наши компетенции и знания, система мотивации.
Управление этими процессами и общая нацеленность на эффективность позволяют нарастить стоимость Компании или повлиять на нее через качество.
Еще по этой теме: Подробно о проекте: культура управления стоимостью в службе главного инженера
— Что еще важно для перехода к стоимостному подходу и достижению стратегических целей?
— Помимо конкретных действий важно, чтобы стоимостное мышление транслировалось на все уровни, и это постоянный процесс.
Каждый работник нашей Компании причастен к созданию стоимости, а его деятельность — вклад в достижение целей Компании.
Ко всем вопросам необходимо подходить с позиции собственника, оценивать свою работу с точки зрения поиска новых возможностей, постоянно анализировать и находить что можно улучшить, чтобы повлиять на результат.
Определяющую роль мы видим в информировании и обучении, личном примере руководителей. Хочу отметить важность программы повышения экономической и финансовой грамотности работников Компании. Полученные знания помогут не только в работе, но и в личной жизни. И тогда сработает эффект, через опыт придут осознание своего вклада и желание проявить себя.
Меняясь сами — меняем мир вокруг себя! Мы развиваем и направление интеллектуального волонтерства. Совместно с коллегами из стратегического блока планируем проведение обучающих мероприятий в виде вебинаров и онлайн-лекций для всех желающих в Компании. Наши работники готовы проводить семинары по основам стоимостного мышления для студентов АГНИ, при этом не только для направления «экономика», но и для производственных специальностей. Уверена, что многие студенты в будущем станут частью нашей команды и внесут свой вклад в развитие экономики не только Компании, но и региона в целом.
Беседовал АЛМАЗ БАКИРОВ. Фото Ивана Ткаченко