Совершенствование логистических процессов в период кризиса

Доставка товара из пункта А в пункт В в условиях кризиса становится задачей нетривиальной. Грамотно управляя затратами в цепочке поставок, можно не только сэкономить деньги компании, но и повысить ее эффективность. 

13 октября 2015
"Iron Magazine", №2 2015

Благодарим Отдел корпоративных СМИ ООО УК "МЕТАЛЛОИНВЕСТ" за предоставление данного материала. 

Совершенствование логистических процессов – достаточно популярная реакция на кризис. Это подтверждает исследование PwC, результаты которого были опубликованы в июньском отчете «Экономический спад в России: взгляд под углом 360°». Согласно ему, больше четверти компаний (28%) выбирает именно данный вид оптимизации. Это неудивительно, ведь транспорт – традиционно значимая статья расходов. Например, в России, по данным проведенного в прошлом году Boston Consulting Group исследования, 34% компаний оценивают долю издержек на транспорт и логистику в пределах 10% от стоимости продукции. Более четверти (26%) сказали о затратах в 30%. В том же исследовании говорится, что уровень логистических затрат в производственном комплексе составляет порядка 20% ВВП. Против, например, стран Европы, где этот показатель колеблется в пределах 7–8%.

Необходимость перемен очевидна, и процесс, как говорится, пошел. Эксперты отмечают, что в кризис схемы доставки начали меняться. К примеру, если раньше многие покупатели конечной продукции перекладывали на поставщика проблемы, связанные с транспортировкой, то теперь все иначе. «В качестве компромиссного решения большинство компаний хотят получать меньше дополнительных услуг и использовать свою собственную логистику для вывоза товаров с территории производителя», – говорят аналитики PwC. 

Транспортный пасьянс

Сегодня логистическим подразделениям поставлена задача более рационально оперировать различными видами транспорта, используя как собственные ресурсы, так и сторонних поставщиков услуг. «В нынешних условиях нужно вспомнить старую поговорку о том, что клиент – король, который, приходя за товаром, выбирает цену и сроки поставки, – рассуждает замгендиректора компании «Востокцемент» Валерий Тарабаров. – Поэтому разумно предложить ему своего рода пасьянс – отпускная стоимость продукции и способ ее получения. Он выбирает: это может быть самовывоз, заводская автодоставка или железная дорога». Так действуют предприятия самых разных отраслей.

Стремление крупных металлургических холдингов к работе на условиях самовывоза ярко демонстрирует пример Новолипецкого металлургического комбината (НЛМК). Крупнейший отечественный оператор железнодорожного подвижного состава – «Первая грузовая компания» (ПГК), являясь родственной структурой НЛМК, завозит железорудные окатыши на новолипецкую производственную площадку с предприятий, входящих в Металлоинвест. ПГК предоставляет так называемые вертушки, сформированные из окатышевозов или полувагонов, а Лебединский и Михайловский ГОКи передают в них свою продукцию покупателю.

Всего сейчас около 20% железной руды Металлоинвест продает на условиях самовывоза. При этом и сама компания старается оптимизировать логистические процессы. Например, максимально интегрировать логистику поставок каменного угля для нужд комбината «Уральская Сталь». Весь каменный уголь из Кузбасса (а это более 90% потребности предприятия) Металлоинвест завозит сам, забирая его у поставщиков на условиях самовывоза. Иным образом выстроен только процесс закупки у поставщиков Печорского угольного бассейна. Но доля таких поставок мала, а кроме того, они не носят регулярного характера. 

Системный интегратор

Мечта клиента всегда, а в 2015 году особенно, – получить низкую стоимость при соблюдении высокого качества операций, подчеркивает директор по контрактной логистике Itella в России Борис Тимофеев. А в этой связи, по словам экспертов, не стоит замыкаться лишь на рационализации использования собственных ресурсов. «Имеет смысл отдавать на аутсорсинг непрофильные операции», – советует директор компании «Лобанов-логист» Николай Лобанов.

Долгое время в России производственные предприятия занимались доставкой своих грузов исключительно сами. Для этого чаще всего создавалось отдельное транспортное подразделение, которое контролировало эту деятельность. За рубежом тоже когда-то была широко распространена такая схема, но со временем она была признана слишком затратной и недостаточно эффективной. В итоге компании начали передавать функции своих транспортных отделов специализированным логистическим операторам, обладающим большими компетенциями в данной сфере. Причем вовсе не обязательно это были сторонние структуры. Классическим примером здесь служит связь автоконцерна PSA Peugeot Citroёn и его бывшей стопроцентной «дочки» – компании GEFCO, сумевшей превратиться в одного из крупнейших игроков логистического рынка Европы.

Однако если за рубежом доля логистических услуг, переданных на аутсорсинг, достигает 60%, то в России 15–20%. Одной из причин этого выступает привычка отечественных компаний держать все операции под своим контролем, а сторонние структуры привлекать лишь в случае острой необходимости и под отдельные сегменты логистики. Особенно это характерно для крупных сырьевых и промышленных предприятий. Впрочем, и здесь картина меняется.

Например, Металлоинвест долгое время активно развивал своего системного интегратора, являвшегося так называемым кэптивным оператором подвижного состава – Металлоинвесттранс. Но даже стабильно входя в десятку крупнейших отечественных операторов, он обеспечивал перевозку в собственном подвижном составе лишь около трети продукции, производимой Металлоинвестом. Для организации вывоза всего необходимого объема кэптивному оператору приходилось прибегать к услугам других игроков рынка. Поэтому в 2012 году часть функций, связанных с транспортом и логистикой, была передана на аутсорсинг путем продажи Металлоинвесттранса холдингу Globaltrans с заключением сервисного контракта. В настоящее время центральным оператором-экспедитором для Металлоинвеста является Новая перевозочная компания, обеспечивающая по принципу «одного окна» обслуживание 80% грузопотоков. 

Пирамида логистики

Извините, этот материал доступен целиком только участникам Сообщества производственных менеджеров.
Вы можете пройти регистрацию и получить доступ к эксклюзивным аналитическим, методическим и переводным материалам, опубликованным на сайте.

Участие также дает много дополнительных возможностей.

Начать обсуждение


СеминарыВыставкиКонференции
UP-PRO в сетях