Подробнее 0 комментариев

«Сибирский цемент»: опыт создания собственного транспортно-логистического подразделения

Об основных задачах предприятия и деятельности единого логистического центра, созданного на его базе, рассказывает управляющий директор ООО «КузбассТрансЦемент» Александр Чагаев. 

Холдинговая компания «Сибирский цемент» – один из ведущих в Сибирском Федеральном округе производителей цемента и строительных материалов  на его основе.

Продукция, выпускаемая предприятиями компании, реализуется не только в Сибири, но и за ее пределами, причем около 75% произведенного цемента отгружается потребителям по железной дороге. Обеспечивает данное направление деятельности особое подразделение «Сибцема» – транспортно-логистическая компания  «КузбассТрансЦемент». Об основных задачах предприятия и деятельности единого логистического центра, созданного на его базе, рассказывает управляющий директор ООО «КузбассТрансЦемент» Александр Чагаев. 

– Александр Николаевич,  скажите, насколько оправдано и необходимо для производителя строительных материалов иметь в своей структуре собственное транспортно-логистическое подразделение? Какие задачи решает Ваша компания? 

–  Для крупных компаний с широкой географией сбыта продукции, иметь свое логистическое подразделение целесообразно. Это не только возможность сократить транспортные издержки – от слаженного и эффективного взаимодействия производства и транспортировки зависит стратегическая безопасность бизнеса в целом , особенно, в период активных продаж.

Наше подразделение отвечает за централизованную доставку потребителям продукции цементных заводов СФО, прежде всего – предприятий «Сибцема», железнодорожным транспортом. Также мы поставляем на заводы сырье и материалы, необходимые для производства. В настоящее время парк подвижного состава «КузбассТрансЦемента» насчитывает 3017 единиц техники – 1770 хоппер-цементовозов и 1247 полувагонов, это позволяет нам осуществлять около 65 – 70% всех перевозок холдинга. 

– Что это дает «Сибирскому цементу»?

– Это позволяет обеспечить стратегическую независимость сбытовой деятельности «Сибцема», избежать негативного влияния многих внешних факторов (таких, как цена транспортных услуг, наличие или отсутствие подвижного состава), дает возможность осуществлять планирование и бюджетирование в долгосрочном периоде, максимально эффективно использовать инфраструктуру подъездных путей и станций.

Кроме того, специалисты нашего подразделения имеют возможность отслеживать рыночную стоимость доставки цемента железнодорожным транспортом и регулировать величину транспортной составляющей для обеспечения конкурентоспособности продукции «Сибирского цемента» на рынке. 

– Какова география поставок «КузбассТрансЦемента»? 

– Основная доля отгрузки приходится на Сибирский федеральный округ, небольшие объемы – на другие регионы РФ и страны СНГ. Хризотилцементные изделия комбината «Волна», также входящего в холдинг «Сибирский цемент», востребованы не только в России, но и в государствах Средней Азии и Казахстане. Нужно отметить и то, что зимой – при сезонном снижении спроса на строительные материалы – «КузбассТрансЦемент» оказывает услуги сторонним клиентам. Так что наши вагоны перевозят грузы по всей сети железных дорог России, стран ближнего зарубежья, Монголии. 

– Какую долю в стоимости продукции холдинга занимают транспортные расходы? 

– По информации специализированного издания «Железнодорожные перевозки строительных грузов» (№ 10 от 23.07.2014), расходы на железнодорожную транспортировку цемента на станции выгрузки могут составлять до 32% стоимости стройматериала. Данный показатель зависит от рода подвижного состава и расстояния. Мы, безусловно, заинтересованы в том, чтобы доля транспортной составляющей в цене продукции была минимальной. 

– Что-то уже сделано для решения этого вопроса?

– Да, конечно. Во-первых, в 2011-2013 годы мы планомерно наращивали   собственный  парк. Обеспечение своевременного завоза сырья и равномерной погрузки продукции достигается и за счет «обезличивания» вагонов. Вследствие этого минимизирование простоя вагонов и затаривания на станциях погрузки привело к сокращению маневровых операций на внутризаводских участках путей и, соответственно, снизило внутренние издержки предприятий. 

Во-вторых?

– Наверное, важнейшим шагом  в этом направлении стало создание в 2012 году на базе нашей компании Единого логистического центра холдинга «Сибирский цемент».

Деятельность центра направлена на обеспечение комплексного качественного обслуживания активов компании железнодорожными транспортными услугами, обеспечение предприятий всеми видами подвижного состава. Создание центра позволило повысить прозрачность процессов и оптимизировать логистические схемы. Все производственные активы холдинга ежемесячно предоставляют нам планы по отгрузке продукции. Анализируя их, наши специалисты составляют максимально эффективные схемы подачи вагонов, обеспечивающие среднесуточную отгрузку готовой продукции и доставку необходимого для производства сырья.

Активное внедрение новых логистических маршрутов, снижение доли порожнего пробега вагонов, обеспечение обратной загрузки, проведение сдвоенных операций – все это дает возможность уменьшать стоимость железнодорожной доставки сырья и продукции, а значит, снижать внутренние издержки предприятий холдинга.

Логистический центр контролирует не только подачу заявок на предоставление собственного подвижного состава, но и формирование планов по привлечению вагонов сторонних транспортных компаний. 

– То есть «КузбассТрансЦемент» использует привлеченный транспорт?

– При наличии действующей логистической схемы, то есть при возможности загрузки вагона в регионе назначения рейса, целесообразно использовать собственный парк. Но если гарантии обратной загрузки нет, мы привлекаем вагоны других операторов, предлагающих оптимальные по стоимости условия перевозки.  Также в сезон высокого спроса на цемент привлеченный парк используется для отправки продукции в дополнительные регионы сбыта. Таким образом мы высвобождаем собственный подвижной состав, избегаем роста оборота вагонов, обеспечиваем наличие необходимого количества вагонов в регионах отгрузки холдинга.

Создание Единого логистического центра позволило нам привлекать парк других транспортных компаний по более выгодным ценам за счет сдвоенных операций и консолидации объемов по всем предприятиям холдинга. 

– С кем сотрудничаете в этом направлении?

– В период низкого спроса на цемент – с октября по апрель –  доставка сырья и отгрузка продукции осуществляется практически полностью собственным подвижным составом. В сезон активных продаж – с мая по сентябрь – для отгрузки цемента и завоза сырья дополнительно привлекаются вагоны других транспортных компаний. По вопросу предоставления хоппер-цементовозов активно сотрудничаем с ОАО «ПГК». Основную долю привлекаемых крытых вагонов составляют вагоны ОАО «ФГК». Полувагоны для отгрузки продукции и завоза входящих грузов, сырья предоставляют различные транспортные компании. Определяются организации-партнеры по результатам тендеров. При этом предпочтение отдаем крупным операторам со стабильной ценовой политикой. Нередко применяем практику заключения долгосрочных договоров на более выгодных условиях.

– Возникают ли при работе с другими операторами проблемные ситуации и удается ли их решать?

Иногда возникают. Наиболее острые – невозможность реально регулировать процесс подачи подвижного состава под погрузку и усложнение процедуры объемного регулирования отгрузки. Как следствие – дополнительные внутренние издержки предприятий-грузоотправителей, связанные с временными и финансовыми затратами на проведение маневровых операций. Но, как я уже отмечал, Единый логистический центр контролирует такие процессы, как подача заявок на предоставление подвижного состава и формирование планов по привлечению вагонов прочих транспортных компаний. Благодаря этому мы можем быстро реагировать на изменение ситуации и вовремя решать все возникающие вопросы.

Кроме того, помогает конструктивное сотрудничество, которое связывает нас с Западно-Сибирским, Восточно-Сибирским, Красноярским и другими филиалами ОАО «РЖД», ТЦФТО, крупными операторами и собственниками вагонов. Постоянно поддерживаем связь со сбытовой и снабженческой структурами холдинга, производственными активами. 

Можно ли оценить эффективность логистической деятельности «КузбассТрансЦемента?   Если да, то как?

– Основными показателями, отражающими эффективность логистической деятельности любой железнодорожной транспортной компании, оперирующей собственным или арендованным подвижным составом, можно считать  суточную доходность вагона (руб./сут.), коэффициент порожнего пробега  и оборот вагона. Логистика выстроена оптимально, если суточная доходность увеличивается за счет максимального снижения пробега вагона в порожнем состоянии и уменьшения временных затрат с момента подачи вагона под погрузку до момента подачи его под последующую перевозку, что в конечном итоге определяет стоимость доставки.        

– За счет чего компания повышает эффективность своей работы? 

– Первое, что стоит отметить, - сокращение доли порожнего пробега вагонов за счет внедрения новых логистических маршрутов. Сегодня наши специалисты продолжают формировать базу грузоотправителей, которые могут  обеспечить загрузку вагонов, доставивших стройматериалы потребителям, на обратном пути. В частности, «КузбассТрансЦемент» активно сотрудничает с компаниями Казахстана, что помогает снижать расходы по возврату вагонов в Россию после выгрузки продукции холдинга покупателям. 

– Второе?

– В кузбасском городе Топки, где находится базовый актив холдинга Топкинский цементный завод, было открыто наше собственное ремонтное подразделение. Благодаря этому удалось сократить сроки ведения ремонтных работ, снизить их стоимость, а также минимизировать порожний пробег вагонов к месту, где проводится техническое обслуживание. Уменьшить затраты на ремонт подвижного состава мы смогли и за счет того, что плановые работы выполняются на вагоноремонтных предприятиях, оказывающих эти услуги качественно и по приемлемым ценам. Важное условие – минимум порожних пробегов к вагоноремонтным депо. Используем мы и другие методы снижения издержек. 

– Можете обозначить некоторые?

– Например, сотрудники компании постоянно работают с контрагентами по вопросам обеспечения своевременной погрузки и выгрузки вагонов и выдачи их ОАО «РЖД». Кроме того, практикуются «сдвоенные» операции, когда вагон, доставивший на завод сырье, сразу подается под погрузку. Естественно, за счет этого снижаются показатели простоя и оборота вагонов, практически к «нулю» сводится доля порожнего пробега.

Важно для нас и то, что цемент – сезонный продукт, спрос на который остается невысоким с ноября по апрель. Чтобы обеспечить эффективное использование вагонов в это время, мы перевозим сторонние грузы, таким образом снижаем показатели порожнего пробега и поддерживаем определенный уровень доходности компании.  

– И используете ли Вы для повышения эффективности работы компании какие-либо инновации в сфере логистики?

– Да, конечно. Сегодня «Сибирский цемент» продолжает вести модернизацию путевого хозяйства, фасовочных и погрузочных линий, совместно с подразделениями ОАО «РЖД» внедряет систему завоза сырья по специализированному расписанию, так называемым "жестким ниткам". Холдинг уже реализовал немало проектов, которые дали нам возможность работать с большей отдачей. Например, на Топкинском цементном заводе мы уже вышли на максимальные объемы суточной погрузки, перерабатывающей возможности станции. Фасовочные линии предприятия загружены полностью, одновременно цемент поступает в хоппер-цементовозы, полувагоны, крытые вагоны и автотранспорт.

Активно используем мы и современные IT-продукты. Так, в связи с наращиванием парка подвижного состава возникла необходимость в создании единой информационной системы. В 2013 году такая система была запущена. Сегодня данный программный продукт успешно используется в разных областях деятельности – от разработки логистических схем до конечного документооборота.

Внедрение единой информационной системы позволило оптимизировать логистические схемы, автоматизировать процессы планирования перевозок и распределения вагонного парка, сократить время обработки перевозочных документов. Кроме того, теперь сотрудники компании могут оперативно получать данные по дислокации вагонов в пути следования, быстро решать все возникающие вопросы, контролировать взаиморасчеты с ОАО «РЖД» и контрагентами. Переход на систему электронного документооборота дал возможность увеличить скорость и улучшить качество обработки данных, перевести ООО «КузбассТрансЦемент» на централизованное дистанционное ведение бухгалтерии и налогового учета. 

- Александр Николаевич, в завершении нашего разговора расскажите, пожалуйста, об итогах работы ООО «КузбассТрансЦемент» в 2014 году и планах на текущий год.

– В 2014 году ООО «КузбассТрансЦемент» обеспечило перевозку собственным и привлеченным парком более 5,9 млн тонн грузов, в том числе 3,9 млн цемента. По сравнению с 2013 годом данный показатель был улучшен на 2%.  На 15%  возрос объем грузов, перевезенных в полувагонах «КузбассТрансЦемент», на 3% – в  собственных хоппер-цементовозах. Все эти показатели говорят об успешной работе нашей компании по повышению эффективности использования собственного подвижного состава за счет внутренней и внешней логистики. Рост объемов отгрузки предопределен планомерным увеличением производственных и упаковочных мощностей заводов, входящих в ОАО «ХК «Сибцем».

Если говорить о прогнозах на 2015 год, то многое зависит от состояния рынка, глобальных экономических процессов. Но, одно можно сказать с уверенностью – как бы ни сложились обстоятельства, «КузбассТрансЦемент» обладает всем необходимым для того, чтобы продолжать стабильную работу. 

Беседовала Ирина Кузнецова

0 комментариев
Отправить
обсуждения
Здесь больше организационных вопросв, чем в самой платформе. Можно взять за основу Фабрику идей у Ев... СУМЗ: «Фабрика идей» и «Доска решения проблем» переходят на цифровую платформу
Белоярская АЭС принимает группы студентов, они могут быть и старше 18 лет. Но в целом да, в настояще... Туризм на АЭС: не развлечение, но просвещение
Отличный пример цифровизации или "умной фабрики", коллеги! А можете поделиться платформой ... СУМЗ: «Фабрика идей» и «Доска решения проблем» переходят на цифровую платформу
Узнайте больше Альманах “Управление производством” 300+ мощных кейсов, готовых к использованию чек-листов и других полезных материалов
Альманах “Управление производством”