Комплексное решение непростого уравнения: «Сахалин Энерджи» об увеличении загрузки танкеров

Увеличение дохода компании от каждой проданной партии сжиженного природного газа (СПГ), сокращение транспортных расходов на единицу продукции, дополнительная гибкость в расписании поставок СПГ – все это результат реализации проекта «Увеличение максимально допустимого уровня заполнения грузовых танков танкеров для перевозки СПГ». С подробностями финансовый менеджер коммерческого и корпоративных директоратов «Сахалин Энерджи» Сергей Тарабакин. 

12 декабря 2018
«Сахалин Энерджи»

Сахалин Энерджи

Впечатляющий пример экономической эффективности. Этот проект позволил не только сократить транспортные расходы на единицу продукции, но и увеличить доходы компании от продажи каждой конкретной партии СПГ, перевозимой на газовозах серии «Гранд». Как родилась эта инициатива?

‒ Идея появилась достаточно давно, с 2011 года делались неоднократные попытки воплотить ее в жизнь, но получилось окончательно убедить судовладельцев начать детальные подготовительные работы только два года тому назад. Это потребовало огромной работы специалистов из технической команды отдела морских перевозок и коммерческих операций. 

Для транспортировки СПГ «Сахалин Энерджи» использует пять танкеров (Grand Aniva, Grand Elena, Grand Mereya, Amur River и Ob River). Во время строительства этих судов и подписания договоров фрахта существовало стандартное ограничение о допустимом уровне заполнения грузовых танков в 98,5 процента от максимального объема. Это обычная практика для мирового газовозного флота. 

‒ Чем руководствовались наши специалисты, когда решили ее изменить?

‒ Прежде всего, необходимо было решить простое уравнение: при безусловном соблюдении требований безопасности морской транспортировки грузов СПГ, определить, какая максимальная выручка возможна от продаж каждой отдельной партии СПГ при увеличении уровня заполнения грузовых танков на трех зафрахтованных газовозах серии «Гранд»? Но простое оно только на первый взгляд. Нужно было учесть следующие условия: максимальный разрешенный уровень СПГ в грузовых танках зависит от давления паров газа, химического состава груза и его фактической температуры. Чтобы получить правильный ответ, необходимо было проанализировать каждый из этих факторов отдельно и их совокупность, а также формально подтвердить, что увеличение максимального уровня заполнения грузовых танков соответствует требованиям Кодекса МКГ*. 

Наверняка, это только верхушка айсберга?

‒ Да, это так. Нужно было заручиться принципиальным согласием судовладельцев, провести исследования и расчеты со специалистами судостроительных верфей, получить одобрения классификационных обществ** и Администрации флагов судов. 

Кроме того, потребовалось выполнить определенный объем чисто технических работ: подготовить чертежи на верфях, рассчитать измененные пределы загрузки, прочности корпуса и остойчивости судна, включая аварийную остойчивость. Не обошлось без внесения изменений в руководство судна по производству погрузочно-разгрузочных работ и настройки судового оборудования (поплавковых измерителей и систем дистанционного контроля уровня взлива в танках). Она выполняется силами инженеров по техническому обслуживанию предприятия-изготовителя и контролируется инспектором службы технического надзора классификационного общества судна. 

‒ Даже такое простое перечисление говорит о том, какую сложную работу смогла выполнить техническая команда отдела морских перевозок и коммерческих операций.

‒ На самом деле это был очень непростой проект. Добавлю еще несколько фактов. Необходимо понимать, что, согласно требованиям Кодекса МГК, увеличение предельной загрузки свыше 98,5 процента может быть разрешено только с учетом формы и типа грузовых танков, расположения клапанов аварийного сброса давления, точности приборов измерения уровня и температуры и т.д. Поэтому перед подачей в классификационное общество заявления на планируемое изменение нужно четко обосновать, что увеличение уровня не повлияет на безопасную эксплуатацию судна.  

Наши специалисты взвесили все аргументы «за» и «против» и начали работу по взаимодействию с многочисленными участниками процесса, результатом которой стала практическая реализация проекта. Он осуществлялся в два этапа: на первом из них предельно допустимый уровень был увеличен до 98,9 процента, а в результате второго этот показатель был пересмотрен до максимально возможного значения – 99 процентов. 

‒ Расскажите о результатах проекта.

‒ Давайте посчитаем вместе. Максимально допустимая грузовместимость трех танкеров СПГ варьируется и в среднем при 100 процентах загрузки по каждому судну составляет около 147,8 тыс.м3. При увеличении максимального уровня заполнения с 98,5 до 99 процентов в каждый танкер можно загрузить на 740 м3 СПГ больше за один рейс. 

Помимо ускорения притока денежных средств, усовершенствование сократило транспортные расходы на каждый миллион БТЕ ***. Поскольку каждое судно после проведенной модификации вмещает больший объем СПГ, то это также обеспечило дополнительную гибкость в расписании поставок. 

‒ Реализация этой инициативы еще раз убеждает нас в том, что профессионализм, командная работа и грамотное управление приносят успешный результат при решении самых сложных задач.

‒ Мне кажется, очень важно подчеркнуть, что многие наши сотрудники являются   экспертами в конкретных областях деятельности компании. Поэтому у них есть все возможности для личного участия в поиске решений повышения экономической эффективности. В условиях неустойчивых цен на углеводороды необходимо обеспечить оптимальный уровень затрат, чтобы быстро и эффективно отреагировать на любые изменения международного рынка. В то же время, для дальнейшего развития компании жизненно необходимо выявление возможностей роста, которые позволят обеспечить и достижение желаемого успеха в долгосрочной перспективе. Время начинать с себя. 

Справка:

* Международный кодекс постройки и оборудования судов, перевозящих сжиженные газы наливом предоставляет международный стандарт безопасной морской перевозки, путем установления норм проектирования и постройки судов, а также норм для судового оборудования, которые они должны иметь для сведения к минимуму опасности для судна, его экипажа и окружающей среды, принят Комитетом по безопасности на море Международной морской организации.

** Свидетельство одобрения классификационного общества подтверждает соответствие проекта судна, его строительства, эксплуатации, технического обслуживания и ремонта стандартам безопасности, энергоэффективности и экологичности данного органа технического надзора.

*** Б.Т.Е./B.T.U. (англ. british thermal unit) – единица измерения энергии, используемая в газовой индустрии, в том числе и на рынках сбыта энергоносителей. Это количество тепла, требуемое для нагрева одного фунта воды на один градус по Фаренгейту. 

Комментарии к статье

Статья описала экономические расчёты. 

С их выполнением никаких трудностей нет (уровень 5 класса).


А за счёт чего удалось убедить о безопасности увеличения уровня загрузки танкеров? 

Какие технические решения были применены, какие аргументы позволили нивелировать повышение рисков для судовладельцев?


Ответ знаю. 

Хочу, чтобы Вы рассказали остальным.

Комментировать


UP-PRO в сетях