«Компания НЛМК» 0 комментариев

Логика логистики: Транспортная логистика ОАО «НЛМК»

В поле зрения транспортной логистики постоянно находятся вопросы, связанные с повышением качества обслуживания предприятий, стоимости транспортных затрат.  Как помогает их решать ООО «Независимая транспортная компания»? Каково его место в общей концепции логистики? Этому посвящена публикуемая ниже статья директора по логистике ОАО «НЛМК» Виктора Кириленко.

Виктор Кириленко, директор по логистике ОАО «НЛМК» 

В период становления рыночных отношений в России в 90-е годы появилось и стало активно развиваться новое научно-практическое направление – логистика.

Проведенные исследования показали, что доля совокупных логистических издержек в ВВП различных стран колеблется в широких пределах, например, в США около 10%, в Германии – 16,7%, в Финляндии – 14,5%, в Китае – около 21%. По мнению ряда экспертов, логистические издержки в России составляют от 17,3 до 25 % ВВП, что примерно в 1,5 раза превышает средний показатель по всем странам мира. 

Само появление НТК было связано с качеством транспортного обслуживания. А оно, это качество, к началу 2000-х годов стало весьма ненадежным. Остро давал знать о себе дефицит подвижного состава, вагонный парк РЖД ветшал и не обновлялся в силу разных причин, в том числе и отсутствия инвестиций. Существовала угроза невывоза готовой продукции, срыва обязательств перед клиентами. 

Перед дирекцией по логистике остро стояли две главные задачи: первая – обезопасить ОАО «НЛМК» от всяких случайностей, связанных с доставкой грузов, вторая – контроль и управление логистическими расходами. В решении этих задач существенную роль предстояло выполнить НТК. О каких расходах идет речь, поясню на примере. Ежегодно Новолипецкий металлургический комбинат принимает и отправляет свыше 35 млн тонн различных грузов, расходуя на эти цели более 25 млрд рублей. И вот удалось снизить эти затраты, скажем, на 5-10%. Представляете себе сумму экономии?! Это миллиарды рублей, которые можно использовать для дальнейшего развития предприятия. С появлением НТК на Новолипецком комбинате и вошедших впоследствии в состав Группы НЛМК других предприятий произошла своего рода специализация труда: транспортные подразделения дирекции по логистике смогли больше уделять внимания внутренней логистике, т. е. экспедированию грузов по территории предприятия. Как только вагон покидает завод или комбинат «шефство» над ним берет транспортная компания, отвечающая за внешнюю перевозку по сети железных дорог. При этом все участники понимают, что внутренняя логистика плавно перетекает во внешнюю и наоборот. Только неразрывность и консолидация этих процессов позволит достичь максимального эффекта. 

В НТК сформировался высокопрофессиональный коллектив, который смог разговаривать на одном языке со специалистами наших предприятий. Костяк его составили опытные специалисты, ранее работавшие в РЖД, других транспортно-экспедиторских организациях, хорошо знакомые со спецификой рынка перевозок. Не испортила обедни и молодежь – инициативная, исполнительная, с профильным образованием. В распоряжении коллектива полувагоны, окатышевозы, платформы, в том числе крытые, цементовозы, цистерны, что позволяет оказывать самые разнообразные услуги по перевозке грузов. Но активнее всего приобретается универсальный подвижной состав, а таким на железной дороге является полувагон, предназначенный для доставки массовых грузов – угля, щебня, руды и т. д. 

Транспортная логистика НТК в весовом выражении в следующем году – не менее 75 млн. тонн грузов, доставленных в нужное место, в нужное время, с минимальными затратами. Это продукция как Компании НЛМК, так и сторонних организаций. НТК никогда не делило клиентов на своих и чужих, качество обслуживания тех и других одинаково высокое. 

Что значит с «минимальными затратами»? В это понятие входит много слагаемых, коснусь лишь некоторых. С первых дней своего существования НТК повела энергичную борьбу с порожним пробегом вагонов, который, как известно, не оплачивается и разорителен для экономики транспорта. Скажем, вот вагон отправлен с продукцией в Новороссийск, и НТК принимает все меры к тому, чтобы на обратном пути этот вагон захватил какой-то попутный груз. 

Пусть не на все расстояние, главное – свести насколько это возможно пустой пробег к минимуму. Пусть даже и груз не совсем попутный – бывает, что вагоны НТК «путешествуют» месяц, а то и полгода (загружаются, разгружаются, вновь загружаются), перевозя сторонние грузы, прежде чем попадут под погрузку на предприятия Группы. Но как бы ни «распылялся» подвижной состав по дорогам России и стран СНГ специалисты по логистике так планирует его работу, что предприятия Компании НЛМК всегда получают под погрузку требуемое количество вагонов. Новолипецкому комбинату, например, ежедневно требуется их 500 – 600 единиц. И здесь на первое место выходит задача гарантированного обеспечения подвижным составом под погрузку. 

Четкость поставок подвижного состава обеспечивается не только возросшей численностью вагонного парка, но и использованием современных информационных технологий. В ОАО «НЛМК» не первый год действует программа пономерного учета вагонов, в любую минуту можно получить сведения о том, в какой цех они направляются или под какой грузовой операцией находятся. Такая же система внедрена и в ОАО «РЖД». НТК тесно взаимодействует с вычислительным центром комбината «ИС Транспорт», ОАО «РЖД» и информационно-вычислительными центрами железных дорог в городах, являющимися крупными транспортными узлами: конкретный запрос – конкретный ответ, где находится тот или иной вагон. Кроме того, НТК имеет свои филиалы в виде диспетчерских центров в Липецке, Воронеже, Ростове-на-Дону, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Новосибирске, что позволяет контролировать продвижение своих вагонов практически по всей территории страны. Через эти центры НТК также следит и за тем, чтобы неисправные вагоны, отцепленные от состава, как можно быстрее ремонтировались и становились в строй. 

Сокращение порожнего пробега – крупный резерв улучшения перевозочной работы, снижения себестоимости доставки грузов. Предприятия Группы НЛМК имеют обширную географию расположения и грузопотоков, что в условиях дополнительного привлечения грузов третьих лиц позволяет ООО «НТК» обеспечивать коэффициент порожнего пробега по отношению к общему пробегу не более 30%, тогда как у других крупных собственников полувагонов он составляет 40%, иными словами, почти половина рейсов – порожний пробег. 

Не менее важным источником снижения транспортных затрат в рамках общей стратегии логистики является повышение веса поезда в пределах существующей полезной длины приемоотправочных путей. Так, Новолипецкий комбинат закончил реконструкцию парков станции «Новолипецк» ЮВЖД для приема и отправления поездов весовой нормой 6 тысяч тонн и длиной состава до 70 вагонов. Сегодня это позволяет комбинату формировать полновесные маршруты, связанные с отправкой готовой продукции, что дает значительную скидку с тарифа и существенно сокращает срок доставки грузов. 

На железнодорожном транспорте есть и такое понятие как «оборот вагона». Чем быстрее вагон загрузят – доставят по нужному адресу – выгрузят и вернут под следующую погрузку, тем, соответственно, меньше оборот вагона, и тем скорее этот вагон можно будет предоставить другому грузоотправителю. И здесь специалисты дирекции по логистике строго следят за тем, чтобы вагоны на предприятиях Группы и других клиентов не превращались в склады на колесах. С целью снижения оборота вагонов на предприятиях Группы действуют определенные нормы по погрузке-выгрузке. 

Один из самых главных принципов транспортной логистики – just-in-time, что в переводе означает «точно в срок», который широко взят на вооружение нашими специалистами. Это когда потоки материальных ресурсов тщательно синхронизированы с потребностью, задаваемой производственным расписанием выпуска продукции. Согласно этому принципу надо доставить сырье или другую продукцию в определенную точку именно в тот момент, когда в них есть потребность (не раньше и не позже), что исключает излишние запасы как на производстве, так и в дистрибуции. Лишние запасы – это лишние складские расходы. Учитывая пожелание производственных подразделений, специалисты дирекции по логистике и НТК обеспечивают посуточный график завоза сырья и вывоза готовой продукции. Конечно, это непросто, но именно четко отлаженная система логистики позволяет нам держать под контролем весь процесс перевозки грузов: от погрузки, транспортировки их по железной дороге, морю или по реке и до грузополучателя: будь то Новолипецкий комбинат, СГОК, «Алтай-Кокс» или какое-то другое предприятие, не входящее в Группу НЛМК. И здесь НТК оказывает серьезную помощь в общей цепочке доставки, предлагает своим партнерам решение транспортных задач любой сложности. Она обеспечивает индивидуальный подход к каждому клиенту, независимо от объема перевозок. 

НТК ставит задачу в ближайшей перспективе по численности вагонного парка завоевать в стране позицию в первой пятерке и взять на свои плечи соответствующую долю рынка грузовых перевозок. Задача трудная, но, на мой взгляд, вполне реальная. Порукой тому высокий авторитет НТК в деловом мире.

0 комментариев
Отправить
обсуждения
Да за основу то можно взять, ещё бы демо посмотреть как работает, а то по ссылке только сотрудники м... СУМЗ: «Фабрика идей» и «Доска решения проблем» переходят на цифровую платформу
Здесь больше организационных вопросв, чем в самой платформе. Можно взять за основу Фабрику идей у Ев... СУМЗ: «Фабрика идей» и «Доска решения проблем» переходят на цифровую платформу
Белоярская АЭС принимает группы студентов, они могут быть и старше 18 лет. Но в целом да, в настояще... Туризм на АЭС: не развлечение, но просвещение
Узнайте больше Альманах “Управление производством” 300+ мощных кейсов, готовых к использованию чек-листов и других полезных материалов
Альманах “Управление производством”