Подробнее 0 комментариев

Как РУСАЛ оптимизирует логистические схемы

За минувший год в РУСАЛе реализовано несколько крупных проектов в сфере логистики. Среди них внедрение принципиально новых способов отгрузки глинозема, оптимизация работы с портами, применение новых видов упаковки и т.п. О проектах, над которыми работает дирекция по транспорту и логистике, в интервью рассказал ее руководитель Андрей ШМАЛЕНКО.  

Благодарим редакцию газеты "Вестник РУСАЛа" за предоставление данного материала. 

На конкурсной основе 

– Полтора года назад дирекция по транспорту и логистике вошла в состав дирекции по обеспечению бизнеса. Для чего это было сделано и насколько в результате перестановок изменилась сфера управления логистикой?

– Главной целью структурных изменений стала оптимизация логистических схем. И уже сейчас мы можем говорить о реальных результатах. Основным изменением в области транспорта стало то, что в своей работе мы перешли от принципа «обеспечить перевозку» к принципу «обеспечить экономически эффективную перевозку по оптимальным рыночным ценам».

– Какие изменения в деятельности дирекции были произведены? За счет чего вам удалось добиться поставленных целей?

– Прежде всего была введена новая система отбора контрагентов, предоставляющих вагоны для перевозки продукции Компании. Выбирать таких партнеров мы решили  исключительно посредством проведения конкурсных отборов. Одновременно существенно ужесточили контроль за соблюдением решений конкурсных комиссий. Первый открытый многоэтапный конкурс среди контрагентов был проведен в июле 2013-го. На нем отбирали лучшие предложения по предоставлению вагонов на август-сентябрь прошлого года. Конкурс продемонстрировал заинтересованность большого количества мелких и средних компаний-перевозчиков в оказании услуг РУСАЛу и их возможность конкурировать с самыми крупными компаниями на рынке грузовых перевозок – Первой грузовой компанией (ПГК) и Федеральной грузовой компанией (ФГК).

– В чем оказалось конкурентное преимущество небольших транспортных компаний? 

– Мелкие перевозчики не только оказались мобильней, но и смогли предложить нам более приемлемые ставки. Примечательно, что в условиях снижения объема грузоперевозок в целом по сети железных дорог РФ и усиления конкуренции на рынке перевозок ставки ПГК и ФГК оказались далеко не самыми лучшими. Это подтвердил и дополнительный конкурсный отбор по предоставлению ставок за пользование подвижным составом на среднесрочную перспективу – с октября 2013 по декабрь 2014 года, который мы провели в сентябре. В итоге благодаря предложениям альтернативных компаний мы сумели закрыть почти всю потребность предприятий РУСАЛа в подвижном составе до конца текущего года.

– Отказ от услуг крупнейших компаний на рынке грузовых перевозок прошел безболезненно для РУСАЛа? Все-таки ломались сложившиеся годами схемы…

– Разумеется, нельзя сказать, что отказ от услуг ПГК и ФГК в конце прошлого года  прошел совсем гладко. В течение определенного времени мы испытывали сложности с вывозом готовой продукции с заводов, на некоторых предприятиях периодически скапливались запасы готовой продукции. Однако ситуация нормализовалась, а эффект от снижения ставок мы получили существенный.

Проведение конкурсов распространяется только на аренду вагонов?

– Нет, не только. В сентябре-октябре прошлого года, уже имея опыт организации тендеров, мы также провели конкурсные отборы на перевозки морскими контейнерами. В таких контейнерах металл с сибирских заводов Компании отправляется до портов конечных потребителей в Азии и Европе. Организация отправки продукции «от двери до двери» позволяет также значительно сократить размеры ставок на перевозку. 

Объем перевозки глинозема в полувагонах будет расти 

В поиске резервов 

– Почему подобные меры оптимизации логистических схем  не предпринимались ранее?

– Вопросы экономии и сокращения издержек для нашей дирекции вышли на первый план только после перехода в дирекцию по обеспечению бизнеса. И были продиктованы, прямо скажем, непростой ситуацией на рынке алюминия и необходимостью поиска всех возможных резервов для сокращения затрат. Надо отметить, что активное участие во всех проводимых нашей дирекцией конкурсных отборах принимали сотрудники дирекции по контролю, внутреннему аудиту и координации бизнеса. Они помогли создать механизмы прозрачности отборов на уровне самых высоких стандартов не только в Российской Федерации, но и в мире.

– Сколько Компания сэкономила на логистике за счет действий вашей дирекции?

– В 2013 году средневзвешенные тарифы в результате всех изменений удалось снизить на 7-8% относительно целевых параметров. В целом эффективность бизнеса дирекции по транспорту и логистике за прошлый год в части транспортировки и перевалки готовой продукции и глинозема, а также перевозки сырья относительно бизнес-плана составила 67,3 млн долларов. Реализованные во второй половине 2013 года мероприятия в части снижения платы за пользование подвижным составом имеют долгосрочный эффект. Только по этой статье бюджета наши затраты с июля по декабрь 2013 года снизились на 7,5 млн долларов. А уже в нынешнем году мы сэкономим по этому направлению еще 24 млн долларов.

– И весь этот эффект только за счет проведенных конкурсов?

– В основном, да. Одновременно со снижением ставок проводилась оптимизация самого подвижного состава: увеличивались отгрузки в контейнерах по тем направлениям, где контейнерные перевозки дают больший экономический эффект. Также мы распределяли грузопотоки между портами в целях сокращения общих затрат. Немаловажную роль играют изменение структуры перевозок по направлениям и видам вагонов, оптимизация оборотного капитала и другие факторы.  

«Проездной» на три года

– Несмотря на активизацию работы с альтернативными компаниями-перевозчиками, недавно РУСАЛ объявил о подписании трехлетнего договора с ПГК. Как это повлияет на показатели по транспорту и логистике в 2014 году?

– Поскольку мы не собираемся останавливаться на достигнутом, весь первый квартал 2014 года велись интенсивные переговоры с Первой грузовой компанией по условиям нового контракта. В результате в конце марта был подписан договор на организацию перевозки грузов РУСАЛа в крытых вагонах. При этом ставки платы за пользование вагонами такого типа, о которых мы теперь договорились с ПГК, почти на 40% ниже ставок, полученных на конкурсе в 2013 году от альтернативных перевозчиков. Одновременно мы получили гарантии вывоза всего объема готовой продукции.

– То есть следует ожидать, что экономический эффект работы вашей дирекции в 2014 году будет еще выше?

– Мы рассчитываем на это. В феврале-марте мы провели конкурс среди экспедиторов морских контейнеров. В результате ставки платы за контейнер с алюминиевой продукцией в страны Азии, Европы и Америки снижены от 11 до 29%, что даст годовую экономию в размере 2,78 млн долларов. Кроме снижения ставок по морским контейнерам в настоящее время совместно с дирекцией по сбыту ведем планомерную и интенсивную работу по улучшению обслуживания конечных потребителей готовой продукции Компании. Перед нами стоит задача ускорить транзитные доставки контейнеров по морю. Особенно это важно для потребителей в Юго-Восточной Азии, которые работают по принципу «точно вовремя» и для которых особенно важна стабильность в работе с поставщиками.

Также огромное внимание уделяем увеличению объемов перевозки глинозема в полувагонах. Мы не только планируем сократить долю использования вагонов-хопперов как самого дорогого на сегодня вида подвижного состава, но и стремимся снизить стоимость самой перевозки глинозема в полувагонах. Прежде всего за счет уменьшения стоимости вкладышей, мягких контейнеров, а также сокращения затрат на погрузку-выгрузку вагонов и т.д. Планируем в 2014 году уделить повышенное внимание портам. Так, уже снижена ставка перевалки алюминия в Новороссийске, получена значительная скидка на комплекс услуг по перевалке готовой продукции и глинозема в порту Ванино.

– Результаты действительно очень высокие. А с какими проблемами вам проходится сталкиваться? Какие из них пока не удается решить?

– Прежде всего нужно понимать, что свыше 80% затрат на логистику составляет тариф РЖД – компании, которая является монополистом на рынке перевозок. То есть возможности по сокращению издержек в зоне ответственности нашей дирекции существенно ограничены.

В рамках обеспечения транспортировки сырья и готовой продукции дирекция по транспорту и логистике взаимодействует почти со всеми подразделениями Компании: коммерческой дирекцией, дирекцией по связям с госорганами, дирекцией по сбыту, дивизионами, предприятиями. И по многим оперативным вопросам мы, к сожалению, можем констатировать, что процесс взаимодействия подразделений в Компании пока не совершенен. Однако мы все вместе работаем над положительными изменениями в этой области.

Подготовил Николай КУЗНЕЦОВ, Фото Оксаны КОРОЛЕВОЙ, Фото из архива редакции

 

0 комментариев
Отправить
обсуждения
Да за основу то можно взять, ещё бы демо посмотреть как работает, а то по ссылке только сотрудники м... СУМЗ: «Фабрика идей» и «Доска решения проблем» переходят на цифровую платформу
Здесь больше организационных вопросв, чем в самой платформе. Можно взять за основу Фабрику идей у Ев... СУМЗ: «Фабрика идей» и «Доска решения проблем» переходят на цифровую платформу
Белоярская АЭС принимает группы студентов, они могут быть и старше 18 лет. Но в целом да, в настояще... Туризм на АЭС: не развлечение, но просвещение
Узнайте больше Альманах “Управление производством” 300+ мощных кейсов, готовых к использованию чек-листов и других полезных материалов
Альманах “Управление производством”