журнал Управление производством 0 комментариев

Как чувствует себя логистика в составе стратегической сборной?

Сегодня мы поговорим о тех перспективах, которые открываются перед компаниями, поставившими перед собой задачу с помощью логистики оптимизировать производственные процессы. И о тех проблемах, с которыми им приходится сталкиваться при разработке и практической реализации логистической стратегии

Логистике принадлежит стратегически важная роль в современном бизнесе. Об этом красноречиво свидетельствует опыт промышленно развитых стран и передовых компаний. Внедрение методов логистического менеджмента в практику бизнеса позволяет фирмам значительно сократить товарные запасы, ускорить оборачиваемость оборотного капитала, снизить себестоимость продукции и логистические издержки в дистрибьюции, обеспечить наиболее полное удовлетворение потребителей в качестве товаров и сопутствующего сервиса.  

«Управление производством»: По данным Президента Международного центра логистики Государственного университета – Высшая школа экономики, д. э. н., профессора В. Сергеева, зарубежный опыт свидетельствует, что сокращение на 1 % логистических издержек эквивалентно почти 10-процентному увеличению объема продаж фирмы.

В то же время он отмечает, что многие высшие руководители компаний весьма смутно представляют себе потенциальные возможности логистики в плане улучшения бизнеса, повышения конкурентоспособности российских фирм. 

Сегодня мы поговорим о тех перспективах, которые открываются перед компаниями, поставившими перед собой задачу с помощью логистики оптимизировать производственные процессы. И о тех проблемах, с которыми им приходится сталкиваться при разработке и практической реализации логистической стратегии.

В качестве экспертов мы попросили выступить Игоря Романова, директора по логистике компании EASTEX, и Дениса Ходжаева, управляющего партнера компании «Десан».

Итак, как можно определить роль логистики в деятельности современного предприятия? В какой степени наличие развитой логистической инфраструктуры способно повлиять на реализацию стратегии развития компании? 

Денис Ходжаев: Основная роль логистики – анализ и оптимизация материальных и информационных потоков на предприятии. Эффективность использования логистической инфраструктуры характеризуется, прежде всего, снижением затрат на фоне повышения уровня качества обслуживания потребителя. 

Игорь Романов: При этом нужно отметить, что многие производственные предприятия, на которых никто даже не задумывается о понятии «логистика», имеют всю необходимую инфраструктуру для осуществления производственной деятельности. Другое дело – как она организована. Ведь для логистики важно, чтобы инфраструктура организовывалась под движение материального потока на предприятии и была представлена в виде бизнес-процесса, определенным образом структурированного и формализованного, позволяющего управлять не только самим процессом, но и его эффективностью. Логистика как бы поворачивает все подразделения компании лицом к главному процессу предприятия и упорядочивает их работу. Ее правила позволяют наиболее просто и логично создавать и автоматизировать необходимый документооборот, предоставлять управленческую информацию на любой уровень управления. 

«УП»: То есть речь должна идти именно о целостной системе – четко выстроенной, способной эффективно функционировать. Если говорить о производственных предприятиях, каковы должны быть слагаемые данной системы? 

Д. Х.: Логистическая система предусматривает управление всеми операциями как единой деятельностью. Прежде всего – это планирование и контроль. Речь идет о планировании выпуска готовой продукции, продаж, закупок,  транспортных процессов, работы складской сети, а также – контроле выполнения бюджета, функционирования информационных систем.

Далее, управление операциями – складскими, транспортными, по обслуживанию производственных процессов.

Наконец, управление запасами. Под этим подразумевается прогнозирование спроса, управление и контроль запасов сырья, полуфабрикатов и готового продукта,  выбор оптимальной тары и упаковки. 

И. Р.: Мы говорим о ряде взаимосвязанных в едином бизнес-процессе логистических подсистем – снабжения, производства, распределения, технического обслуживания и утилизации продукции. Это также сопутствующие информационные и финансовые потоки и сервисные подсистемы.

Предприятие как логистическая система на «входе» и на «выходе» связана с внешней средой. На «входе» – с рынком предложения (сырье, полуфабрикаты, материалы, покупные изделия), а на «выходе» – с рынком потребления. Для принятия корректных и эффективных решений по закупкам и производству той или иной продукции или созданию новой продукции система имеет соответствующие звенья для мониторинга и анализа внешней среды во всех интересующих нас проявлениях. Самое главное здесь, чтобы все подсистемы и звенья были объединены едиными стратегическими целями. Если их нет, то вместо работающей логистической системы можно получить хаос в движении материальных потоков. 

«УП»: Но пока мы говорим о некоей идеальной конструкции, которая в нашей стране, за редким исключением, существует только в теории. Вообще сегодня, наверное, имеет смысл говорить о том, что возможности, которые предоставляет компании правильно выстроенная логистическая система, в большинстве случаев остаются невостребованными.

Вопрос – почему? Наверное, есть смысл рассматривать целый комплекс проблем. Одна из них совершенно очевидна: это нехватка квалифицированных кадров, специалистов в области логистики.

Недавно от руководителя транспортной компании-грузоперевозчика, который уже свыше 10 лет напрямую работает с грузовладельцами – промышленными предприятиями, довелось услышать очень нелестную оценку профессионального уровня большинства заводских «логистов».

Собственно, критичность именно кадровой проблемы отмечается многими специалистами в области логистики. Здесь мы отстаем от Запада. Профессионально готовить логистов в наших вузах начали только в 2000-м году. А ведь еще нужно время, чтобы дипломированный специалист накопил достаточный практический опыт работы… 

И. Р.: Сегодня вообще уместно говорить о серьезном несоответствии между необходимым объемом знаний для построения эффективного производственного потока и амбициями у высшего управленческого персонала предприятий.  

Хотя амбиции присутствуют далеко не всегда. Бывает, что у высшего управленческого персонала вообще отсутствует желание заниматься вопросами повышения эффективности производства с использованием современных методов. Приоритеты в основном другие – организация цепочек поставщиков и дистрибьюторов с целью отвода финансовых потоков в другие, более прибыльные сегодня направления деятельности.

Возникают разные трудности при выстраивании логистической системы. К основным проблемам я бы отнес само устройство административной линейно-функциональной системы управления. Ее бюрократическая сущность ориентирована на удовлетворение амбиций подразделений и руководителей, а не на эффективность всего производственного процесса. Кстати, система на крупных производственных предприятиях мало изменилась за последние годы. Может быть, в некоторых случаях стала более эффективной за счет сокращения административного балласта и увеличения ничем не ограниченного давления высших звеньев управления на низшие.

Впрочем, оговорюсь: вышесказанное основано на моем собственном опыте, связанном с предприятиями машиностроения и приборостроения единичного и мелкосерийного производства, уцелевшими в результате перестроечных процессов 90-х годов прошлого столетия. 

Д. Х.: На мой взгляд, эти проблемы являются общими для предприятий всех отраслей. Помимо слабого развития современных информационных систем, эффективному развитию логистики сегодня в первую очередь мешает сопротивление внедрению новшеств со стороны многих руководителей и особенно – разнонаправленная мотивация подразделений предприятия. 

«УП»: Здесь, наверное, целесообразно вести речь о необходимости системного подхода, позволяющего обеспечить координацию деятельности различных звеньев предприятия, и о наличии определенного инструментария, который можно и нужно использовать на предприятии для создания жизнеспособной логистической системы.

Локальные цели отдельных подразделений часто вступают в противоречие друг с другом. Типичный пример, который приводят многие специалисты в области логистики:  отдел снабжения для сокращения затрат на закупку сырья и материалов старается приобретать их крупными партиями, чтобы получать скидки за количество и экономию на транспортных расходах. Но достижение этой цели не согласуется с целями финансового отдела: уменьшением «связанного» в запасах капитала и увеличением оборачиваемости оборотных средств. Значит, нужно искать компромисс…    

Д. Х.: Естественно. И искать его нужно на уровне руководства компанией. Не следует пытаться «изобретать велосипед». Грамотное целеполагание и своевременный контроль обеспечивают управляемость и взаимопонимание с исполнителями при управлении любой системой.   

И. Р.: Полностью согласен. Классические каноны управления никто не отменял. Руководство компании, в частности генеральный директор, должно просто выполнять свои задачи.

Например, на основании предвидения по результатам обратных связей принимать решения о развитии исследований по новым видам продукции и направлениям деятельности. Разрабатывать стратегию – ставить стратегические цели, «увязывать» личные цели руководителей логистических направлений со стратегическими целями предприятия, руководить разработкой и выполнением важнейших стратегических инициатив. Реагировать на ключевые показатели эффективности. Обеспечить необходимый моральный климат в коллективе и постоянное обучение для того, чтобы управленцы любого уровня не только справлялись с текущей ситуацией по управлению процессами, но и генерировали предложения по повышению их эффективности. 

Д. Х.: Основными методами, помогающими преодолеть проблемы на пути внедрения логистических систем, являются разработка и внедрение на предприятии сбалансированной системы показателей, соответствующей стратегии компании, а также активное использование еще одной, важнейшей составляющей логистики – информационной, в качестве основы для построения корпоративной информационной системы. 

«УП»: Сегодня многие специалисты отмечают, что недооценка роли информационных систем – одна из самых больших проблем в организации логистики, так как она ведет к отсутствию единого информационного пространства на предприятии. Но при этом, как отмечает один из руководителей крупной компании – производителя корпоративного программного обеспечения, многие производственные компании считают, что обновление IT (а первоначальная автоматизация практически у всех есть) для них – слишком дорого. Забывая при этом, что внедрение современной системы способно привести к снижению складских издержек на 30%, а в условиях крупного предприятия это позволяет экономить миллионы долларов в год. 

И. Р.: Речь здесь идет далеко не только о снижении складских издержек. Вопрос стоит гораздо шире. 

Вообще есть несколько обязательных условий для организации логистической системы предприятия. Только после их безусловного выполнения можно говорить о жизнеспособности и самоорганизации всей этой системы, о ее возможностях эффективно достигать стратегических целей с помощью внедрения сбалансированной системы показателей (BSC) и  разработки KPI.   

Главное – знания, точнее компетенции. Поэтому первое, с чего нужно начинать, – это подбор высшего управленческого персонала, обладающего способностью к системному мышлению. А следующий шаг – его обучение с целью приобретения и выработки единого понимания путей развития предприятия и повышения его эффективности. То есть необходимо «взращивать» корпоративное сознание на верхнем уровне управления.

Для создания действенной эффективной логистической системы предприятия либо для адаптации стандартных логистических концепций надо проделать огромную работу в части ориентирования конструкций деталей и сборок, технологических маршрутов их изготовления, структуры производственных подразделений на максимально эффективный процесс. Это сложный труд, требующий глубоких фундаментальных знаний.

В конечном итоге, возвращаясь к информационным технологиям, – вся эта работа должна актуализироваться в корректных базах данных, без которых невозможно ни планировать производственный процесс, ни управлять им. Именно отсутствие таковых на сегодняшний день на большинстве предприятий и является одной из главных причин невозможности внедрения стандартных логистических концепций (даже на уровне MRPI).

Наконец, на предприятии должна быть актуализирована система управления, соответствующая логистической концепции и ориентированная на процесс. К сожалению, сегодня на промышленных предприятиях трудно найти понимание необходимости этого.

Что касается путей повышения эффективности логистической системы, то это – ее интеграция со смежными областями логистической подсистемы внутри предприятия, а также интеграция с системами поставщиков и потребителей, конечно, на основе информационных технологий.

По сути, это уже совершенно другая философия производственных взаимоотношений: не борьба «кто кого» любыми доступными средствами, а взаимодействие. Внутри предприятия – для достижения стратегической цели компании, а между предприятиями – для взаимной прибыльности. Вопрос, готовы ли сегодня российские предприятия к этому, – сложный.

«УП»: Вопрос действительно не простой, тем более что речь идет именно об изменении философии производственных взаимоотношений. И еще – об обретении понимания того, что логистическая система должна действовать не «вне» самой структуры компании в качестве дополнительного механизма снижения издержек, а стать неотъемлемой частью самой структуры, так же, как логистическая стратегия, – непременной составляющей общей стратегии развития предприятия.

Известный российский специалист в области логистики, кандидат технических наук Ырысбек Ташбаев также считает, что сегодня в России назрела необходимость в перестройке бизнеса на основе логистического подхода. При этом затрагиваются различные (экономические, социальные, технические, технологические, организационные, правовые, научные, психологические, экологические и др.) аспекты деятельности людей. Во многих случаях это представляет собой довольно болезненную процедуру.

Добавим: болезненную, но объективно необходимую.

Внедрение современного логистического управления в практику бизнеса позволяет повысить организационно-экономическую устойчивость компании на рынке. Использование концепции логистики является одним из основных резервов снижения уровня общих затрат компании. Что сегодня, в условиях кризиса, является тем более актуальным. 

Текст: Виктор Родионов

0 комментариев
Отправить
обсуждения
Здесь больше организационных вопросв, чем в самой платформе. Можно взять за основу Фабрику идей у Ев... СУМЗ: «Фабрика идей» и «Доска решения проблем» переходят на цифровую платформу
Белоярская АЭС принимает группы студентов, они могут быть и старше 18 лет. Но в целом да, в настояще... Туризм на АЭС: не развлечение, но просвещение
Отличный пример цифровизации или "умной фабрики", коллеги! А можете поделиться платформой ... СУМЗ: «Фабрика идей» и «Доска решения проблем» переходят на цифровую платформу
Узнайте больше Альманах “Управление производством” 300+ мощных кейсов, готовых к использованию чек-листов и других полезных материалов
Альманах “Управление производством”