Оптимизация логистических процессов: Битва кладовщиков и роботов

Логистика – функция бизнеса, которая выглядит туманной и неизведанной для людей, которые, на первый взгляд, никак с ней не связаны. Между тем, она оказывает огромное влияние на жизнь всей компании – от офис-менеджера до финансового директора. Ведь от эффективности логистики зависит и эффективность всего бизнеса в целом.

29 мая 2015

Благодарим редакцию корпоративного журнала компании РУСАЛ "ALгоритм успеха" за предоставление данного материала.  

Логистика начала развиваться в нашей стране на десятилетия позже, чем в США или европейских странах. Сегодня эффективные логистические решения по-прежнему в дефиците.  Нерациональные перевозки на большие расстояния, длительные хранение больших товарных запасов на огромных складах – все это съедает значительную долю выручки отдельного предприятия. А в масштабах страны представляет собой чуть ли не бедствие. «По некоторым данным, логистические издержки составляют в нашей стране около 20% ВВП, при этом в мире они приближаются к 14%», – говорит заведующий кафедрой логистики и организации перевозок Санкт-Петербургского инженерно-экономического университета Валерий Лукинский. По подсчетам ученого, если бы Россия снизила логистические затраты до среднемирового уровня, то удалось бы сэкономить порядка 2,5 трлн рублей. Общая эффективность логистики у нас тоже отстает: по данным Boston Consulting Group, Россия занимает 90-е место в индексе эффективности логистики, уступая даже Казахстану, который находится на 88 месте. 

Источник: Логистика в России: новые пути раскрытия потенциала. Андрей Тимофеев, партнер и управляющий директор Boston Consulting Group, 2014

Однако грамотная логистика помогает эффективно экономить средства не только в масштабах страны, но и на отдельном производстве. По подсчетам экспертов, на российских предприятиях затраты на логистику составляют сегодня порядка 40-70% от общих затрат. Только 30% компаний отмечают, что «логистическая часть» составляет не более 10% от конечной цены продукции. В терминах актуальной нынче темы импортозамещения это означает, что себестоимость продукции, произведенной в России, непомерно высока по сравнению с иностранными компаниями аналогичного сегмента, но тратящими на логистику существенно меньше. 

Источник: Armstrong & Associates Inc.; RBC ResearchKPMGВсемирный банкМеждународный валютный  фонд.

Куда уплывают финансы

Куда же именно уходят огромные логистические бюджеты отечественных предприятий? Согласно опросам, около 80% логистических расходов приходится просто на транспортировку – то есть, по сути, на перевоз товара или сырья из пункта А в пункт Б. Около 11% занимает таможенное оформление техники или комплектующих, поставляемых из Азии или Европы. Наконец, еще 9% приходится на складирование. 

Причин, по которым логистика съедает средства вместо того, чтобы их экономить, несколько. Первая звучит несколько парадоксально – многие компании и не думают об экономии. Например, некоторые крупные компании делают ставку на клиентоориентированность в угоду сокращению издержек. Яркий пример - «Северсталь-групп», которая создала собственного сильного железнодорожного оператора «Северстальтранс», выкупив доли в ключевых портах и получив в свое распоряжение обширный автопарк.  В компании посчитали, что доставка «от двери к двери» станет ее конкурентным преимуществом. Стратегия сработала, однако затраты «Северстали» выросли в разы. «Больше ездить и дальше возить – это вообще не логистика», - критикует компанию директор логистического оператора Logistics Field Audit Андрей Хлус. 

Другая существенная причина неэффективности российской логистики – банальная нерациональность. «Наиболее ярко дисбаланс проявляется в доминировании автотранспорта на сверхдальних маршрутах, - поясняет Андрей Тимофеев, управляющий партнер Boston Consulting Group. – Было установлено, что в России эффективное расстояние перевозок тяжелых грузов автотранспортом составляет 600 км, легких грузов – 1200 км. При этом сегодня грузы едут на авто на дистанции до 2500-3000 км, что экономически является совершенно неоправданным». Отчасти компании вынуждены обращаться к автоперевозкам потому, что многие направления просто недостижимы с использованием других видов транспорта. Отчасти потому, что мало кто действительно скрупулезно просчитывает, какие грузы, какой плотности и веса выгоднее везти фурами, а какие – вагонами. 

Наконец, склады, которые хоть и занимают всего 9% в общем логистическом бюджете среднестатистической российской производственной компании, тем не менее являются существенной статьей для потенциальной экономии. Большинство предприятий содержат собственные значительные складские мощности. При этом продукция, которая хранится на таком складе,  подолгу не вывозится. Каждый день содержания товара на складе – это издержки, которые в результате долгого хранения могут превысить стоимость товара в несколько раз. Большой склад – это та брешь, куда утекают значительные средства.

«В компаниях часто накапливается от 60 до 120% запасов товара, – говорит Валерий Лукиных. – Это критические размеры, которые нужно срочно уменьшать на 50–100%. Оптимальный страховой запас составляет всего 7–17% от общего объема продаваемых товаров. Уменьшив запасы до такого уровня, фирма автоматически получает прирост прибыли». 

Идеи: заморские и не очень

Некоторые разумные решения логистических проблем, как водится, пришли из-за рубежа. Например, первыми, как устранить гигантскую брешь со складскими запасами, придумали японцы. В 1959 году всемирно известный производитель автомобилей Toyota придумал новую систему логистики «Карточка». Суть решения заключалась в том, что все уровни производства становились связанными друг с другом. Если до этого каждый цех вынужден был обращаться к складским запасам, то теперь за нужными деталями обращались напрямую к их производителю – отправляли карточку. Таким образом, детали с конвейера тут же поступали на следующий этап сборки, а не поступали в хранилища. Благодаря «карточной» системе японцы очень быстро свели товарные запасы практически к нулю.

Извините, этот материал доступен целиком только участникам Сообщества производственных менеджеров.
Вы можете пройти регистрацию и получить доступ к эксклюзивным аналитическим, методическим и переводным материалам, опубликованным на сайте.

Участие также дает много дополнительных возможностей.

Начать обсуждение


UP-PRO в сетях