Категорийный менеджмент в закупках как инструмент повышения эффективности снабжения предприятия: Опыт ОАО «КАМАЗ»

Внедрение категорийного менеджмента стало одним из самых экономически эффективных и быстро реализованных проектов КАМАЗ.

27 января 2015
ОАО "КАМАЗ"

Автор: Абадан Атаева, Консультант ЗГД по закупкам, ОАО «КАМАЗ»

Абадан Атаева с церемонии вручения гран-при конкурса «Лидер конкурентных закупок 2014»

В 2013 году был начат проект трансформации системы снабжения группы компаний «КАМАЗ» - от идеи до реализации, включая организационную структуру, бизнес-процессы, их поддержку со стороны информационных систем, нормализацию мастер-данных, построение системы КПЭ и запуска системы пополнения центрального склада для пилотных категорий ТМЦ (товарно-материальных ценностей). Основными целями проекта было снижение стоимости закупки комплектующих, повышение оборачиваемости и при этом улучшение уровня сервиса в снабжении конвейера комплектующими.

Внедрение категорийного менеджмента стало одним из самых экономически эффективных и быстро реализованных проектов КАМАЗ. Трансформация системы поставок пилотных категорий реализована в рекордно сжатые сроки – в течение 7 месяцев, причем достигнут реальный экономический эффект.

О КОМПАНИИ

ОАО «КАМАЗ» является основным производителем грузовых автомобилей в Российской Федерации. КАМАЗ выпускает более 40 моделей в 1,500 комплектаций. По состоянию на 2014 год КАМАЗ занимает почти половину (43,2 %) российского рынка грузовых автомобилей. КАМАЗ 14 раз был признан «Лучшим российским экспортером» и занимает 11-е место в рейтинге мировых производителей тяжелых грузовых автомобилей.

КАМАЗ имеет шесть сборочных производств, расположенных на разных континентах. Основным местом производства грузовых автомобилей КАМАЗ является завод в городе Набережные Челны. Также в состав предприятия входят ряд  заводов, выпускающих комплектующие, необходимые для сборки автомобиля. Максимальная мощность предприятия позволяет выпускать порядка 60 тыс. а/м в год. Сеть из 220 дилеров позволяет обеспечивать продажи и надежный сервис по всей стране и за рубежом. Объем продаж в 2013 году составил почти 43 тысячи автомобилей  при общем количестве сотрудников  50,000 человек.

О ПРОЕКТЕ

В 2014 году блоком по закупкам был инициирован проект внедрения категорийного менеджмента как инструмента повышения эффективности снабжения, для выполнения проекта была привлечена  компания BearingPoint. Основные цели, которые преследовал КАМАЗ, начиная проект, были снижение затрат на закупки, увеличение оборачиваемости запасов и улучшение сервиса поставок. В ходе проекта была оптимизирована  организационная структура, созданы новые бизнес-процессы планирования закупок, а также адаптировано существующее ИТ-решения.

КАТЕГОРИЙНЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ

В ходе проекта по ряду категорий компонентов, выступившими в качестве пилотных, были разработаны и реализованы категорийные стратегии. Проектной командой была разработана имитационная модель пополнения складских запасов и управления запасами, которая воспроизводит процесс движения материалов на основе входных данных, рассчитывая оборачиваемость и уровень сервиса для покупных материалов, и также была разработана и утверждена целевая организационная структура и процессы снабжения КАМАЗ. Были созданы категорийные команды, состоящие из представителей различных подразделений, влияющих на процессы закупок и поставок. Такое объединение людей, категорийная команда, позволяет улучшить коммуникацию между сотрудниками и между подразделениями. Это мотивирует сотрудников выполнять поставленные задачи для достижения общих результатов.

В качестве примера применений категорийного менеджмента рассмотрим электрооборудование, которое устанавливается в  разных частях автомобиля. Можно было разбить машину на участки и выделить комплектующие, используемые на этих участках, в товарные группы. Тогда электрооборудование присутствовало бы во многих товарных группах и закупалось бы, возможно, у одних и тех же поставщиков, различными ТО и в небольших количествах. Суть же категорийного менеджмента заключается в  выделении  в одну товарную группу комплектующих, имеющих одинаковые или близкие свойства, и управлении ими как одной целостной группой. При таком подходе само управление группой становится прозрачным, а самое главное, можно достичь синергетического эффекта в закупках.

После внедрения категорийного менеджмента, когда категорийные менеджеры следуют зафиксированной стратегии, можно зафиксировать факт увеличения экономии по затратам на закупки.

ПЛАНИРОВАНИЕ 

Одной из предпосылок для начала проекта была необходимость в обеспечении максимальной аккуратности планирования поставок для достижения требуемого уровня сервиса поставок ТМЦ (товарно-материальных ценностей) для производства. Планирование – это самое узкое место системы поставок, во многом по причине того, что за формирование потребности в цепочке поставок отвечают различные подразделения. В ходе проекта был разработан подход, который позволил значительно повысить аккуратность планирования. Перед всеми членами категорийной команды ставилась задача повысить уровень планирования. В команде были обозначены плановики, отвечающие за участки в цепочке планирования, и поставлены соответствующие КПЭ. На еженедельных совещаниях можно было определить на каком участке возникло узкое место и решить проблему в кратчайшие сроки. Для улучшения планирования большое внимание уделялось данным НСИ (нормативно-справочная информация), была проведена огромная работа по их актуализации. Потребность, выданная в начале месяца, проверялась по остаткам на складах на конец месяца. Все эти мероприятия позволили значительно улучшить точность планирования.

Также важно, что исходя из данных системы планирования потребности КАМАЗа, свои производственные планы строят и поставщики комплектующих. Повышение точности планирования в будущем должно позволить КАМАЗу сдерживать цены и добиваться лучших условий поставок, а также значительно уменьшить объемы неликвидов и низкооборачиваемых ТМЦ, которые ведут к замораживанию оборотного капитала компании.

ИТОГИ

Подводя итоги проекта, цели и задачи, поставленные перед командой, были выполнены более чем успешно и получили признание руководства ОАО «КАМАЗ». Ключевым фактором успеха проекта была поддержка, оказанная руководством ОАО «КАМАЗ», а также слаженная и эффективная работа проектной команды.

Основными результатами проекта стали разработанные и утвержденные управляющим комитетом категорийные стратегии для двух пилотных категорий, и сформированные и обученные категорийные команды. В ходе проекта был разработан план внедрения категорийных стратегий и определены дальнейшие шаги совместной работы команды, которые включают планомерную реализацию стратегии, разработанной в ходе данного проекта, и внедрение категорийного менеджмента для всех закупаемых материалов.

Благодаря реализованному проекту трансформации системы поставок, КАМАЗ был удостоен гран-при конкурса «Лидер конкурентных закупок» и признан «Компанией года в области конкурентных закупок», получив самые высокие оценки экспертов общественного совета премии.

Начать обсуждение


UP-PRO в сетях